Книги Лилии Волковой
подросткамЕщё один отечественный автор, пишущий для подростков, на творчество которого я запала) Прослушала 3 книги. Поделюсь впечатлениями.
Слушала я в порядке уменьшения возраста читателей (то есть от взрослого - к младшему подростковому), и впечатления от книг в том же порядке всё улучшались. Так что в том же порядке и расскажу об этих книгах.
"Изнанка"
Начала слушать, не зная о возрастных ограничениях, ожидая подростковую историю, тем более, что герои поначалу и были подростками. Но постепенно сама для себя поняла, что не меньше, чем 16+, а чем дальше, тем больше это становилось 18+ (подробные постельные сцены).
Это очень хорошо и со вкусом, красивым русским языком написанная история жизни двух людей, Андрея и Кати, потрясающе талантливого портного-модельера, по-глупому растратившего свой талант, и не менее талантливой художницы, которая, пройдя сквозь многие испытания, талант свой сохранила. Поначалу книга представляется романом взросления, потом - любовным романом (там, где наши герои встречаются и их судьбы переплетаются), а дальше - даже не знаю, как назвать, скажем, просто "за жизнь"))
Написано, повторюсь, очень хорошо и красиво, по стилю сильно напоминает прозу Марины Степновой (и я совсем не удивлена, что её мнение о повести вынесено аж на обложку), но, к сожалению, в книге есть и то, что именно у Степновой меня всегда разочаровывает: отсутствие внятного финала, отсутствие понимания, для чего вот это всё так здорово было написано. Просто ради того, чтобы написать?
Мне не хватило нормальной композиции, где есть завязка, развитие действия, кульминация и развязка. Здесь только бесконечное развитие действия - и всё. Мне не хватило полного понимания смысла названия, осталось ощущение, что задуманный изначально смысл (герой начал прокладывать себе дорогу, выясняя и коллекционируя тайны окружающих, словно изнанку их жизни), автору наскучил в первой половине книги, и потом она уже им не парилась. Да, писательница описывает разных героев, показывая их "лицевую" и "изнаночную" стороны, но в единую картинку всё это не складывается, рассыпается. И финал просто совершенно никакущий.
"Всем выйти из кадра!"
А это уже абсолютно подростковая история. История парня, которому кажется, что его никто не понимает, весь мир против него, а сам он никому не нужен. Родители лучшего друга решают переехать в другую страну, и Матвей чувствует себя так, словно лишился части самого себя. Но это еще полбеды. Его начинают травить в классе, из-за чего он бросает школу. Родители переводят его на домашнее обучение, а старший брат устраивает подработку на телевидении. И хотя Матвею нравится эта работа, его всё время гнетёт чувство ответственности и страх не оправдать ожиданий, ведь брат постоянно дергает: "Не опозорь!" Этот гнёт, боль от потери друга, который, видимо, давно нашел ему замену, поэтому долгое время не звонит и не пишет, непонимание родителей сливаются вместе и превращаются в накрывшее с головой чувство собственной несостоятельности, ненужности. И только чудом удается избежать самой настоящей катастрофы. Но зато благодаря ей, этой катастрофе, перед Матвеем открывается всё окружающее и все окружающие его под совсем другим углом. Он понимает, как дорог он своим близким, как много для них значит.
Я написала, что книга чисто подростковая, но это не совсем так. Это книга для всех, потому что автор словно призывает нас, и детей, и взрослых, никогда не делать поспешных выводов, больше разговаривать и обсуждать, чаще показывать свою любовь тем, кто нам дорог, чтобы не возникало недопонимания, недоговоренности, ведь неизвестно, к чему это может привести.
И вдруг в связи с этой историей вспомнился старый рассказ Кира Булычева "Корона профессора Козарина" о молодом человеке, сильно измотанном своей непродолжительной семейной жизнью, считающем, что он не оправдал надежд своей жены, что она всё делает ему или назло, или в упрек, каждый ее шаг, каждое слово воспринимается как скрытая издёвка - и он уже готов начать страшный разговор о расставании, когда вдруг на его голове оказывается странный обруч, изобретение умершего профессора, позволившее герою словно заглянуть в голову жены, стать на мгновение ею - и все ее слова и поступки предстают совершенно в другом свете: это она считает, что испортила ему жизнь, старается, как может, беречь его и поддерживать, и очень боится потерять - и готова это сделать для его блага. Совсем небольшой, но один из самых сильных рассказов Булычева.
"Под созвездием бродячих псов"
А это уже младшеподростковая история. Хотя, как и предыдущую, и взрослым почитать ее не грех. История очень добрая, теплая - и переживательная, держащая в напряжении - и очень классно, прямо как надо, лучше не придумаешь, заканчивающаяся. История о дружбе подростков, для возникновения которой довольно одних суток, как это случилось у Сашки и Летки. История о дружбе с братьями нашими меньшими, заботе о них, ответственности за них. История о взаимоотношениях между родителями и детьми, о необходимости веры ребенка в то, что родители любят и принимают его и его интересы, просто принимают и просто любят, не за успехи в учебе, не за какие-то особые заслуги, а просто потому, что это их ребенок. Принимают и дают возможность заниматься тем, к чему тянет, к чему лежит душа, а не тем, что, по мнению родителей, более интересно, перспективно и престижно. И об обратной стороне этих взаимоотношений: о праве родителей на личную жизнь, на выбор, даже если этот выбор не нравится их детям. А еще - о том же, о чем предыдущая повесть: никогда нельзя делать поспешных выводов, всегда нужно говорить, обсуждать, давать возможность объясниться - и тогда не будет злобы и ненависти, порожденных простой недоговоренностью, и жить тогда будет проще, и мир станет добрее)