Встреча с Александрой Зайцевой
Поэты/писателиСпешу поделиться впечатлениями)
Позавчера совершенно случайно узнала, что к нам с презентацией новой книги приедет Александра Зайцева, произведения которой мне очень нравятся. В срочном порядке собралась, вчера залпом прочитала еще 3 (!) ее книги, включая и ту новую (до сих пор глаза не очухались от такого на них напора). Взяла под мышку Алёну (ибо нечего, надо в свет выходить!), на хвост села ее подружка... В общем, пошли теплой компанией, а по дороге я их бегло познакомила с творчеством автора)
Встреча понравилась очень. И внимательные зрители (большую часть которых составляли подростки), по необходимости задававшие вопросы, и модератор, не перетягивавший внимание на себя, и, конечно, сама писательница.
О запомнившихся моментах.
Когда Александра начала писать? Когда ей было слегка за 30, она сильно заболела. Причин найти не могли, гоняли от одного врача к другому, и в конце концов Александра сделала для себя вывод, что скоро умрет. Ей стало тогда жутко жалко всего того, что есть у нее внутри, своих мыслей, воспоминаний, знаний, ведь всё это уйдет в небытие! Тогда она села и стала усердно работать, бывало, по 16-18 часов в сутки. Первые несколько повестей она потом просто выбросила, потому что нормально писать ещё не умела (а всему, в том числе, писательству, надо учиться!) и получилось, по ее словам, реальное позорище. Но постепенно умение приходило, а когда пришло, оказалось, что и помирать-то, вроде, необязательно)) Алёнина подружка спросила, о чем были те первые повести, о смерти? Александра ответила, что это было что-то сказочно-фэнтезийное, про волшебный лес и всяких единорогов, потому что на тот момент у нее были маленькие дети, хотелось что-то оставить им. И с улыбкой добавила, что, наверное, где-то на периферии, между строк, можно было разглядеть это страшное та--да-да--таам))
Какая прочитанная в детстве книга сильно повлияла на нее? Своё детство Александра провела в Грузии, в маленьком военном городке, расположенном в горах, на границе с Арменией. Это было начало 90-х, когда велись бесконечные межнациональные войны, и их городок был практически отрезан от России. У них были перебои с водой, отключили электричество и газ. Ни телевизора, ни газет, ни телефона. И всякий, кто приезжал из России, привозил книги. На свой выбор, интересные именно ему. Так попала в городок книга Сергея Лукьяненко "Рыцари сорока островов". Ее читали, перечитывали, обсуждали все подростки. Она стала возможностью ухода в другой мир, жестокий, но яркий и совершенно не похожий на то, что их окружало. Потом, будучи взрослой, Александра пробовала перечитать эту повесть, но не смогла...
Сейчас Александра живёт в Астрахани и ведет курс писательского мастерства в школе для одаренных детей. Мне кажется, именно благодаря близкому общению с живыми подростками она создает такие настоящие и глубокие их образы в своих книгах.
Начиная там работать, она была поражена какой-то закомплексованностью ребят, рамкам, за пределы которых они боятся выйти. Например, половина класса не смогла сформулировать и написать 3 проблемы, которые их реально волнуют, потому что они боялись, вдруг напишут не то и учителю это не понравится. Александра старается донести, что правила и рамки хороши и даже необходимы при написании учебных сочинений, но никак не при создании художественных текстов. Писать надо о том, что волнует именно тебя, иначе ничего не выйдет. И никогда не задавать вопроса: "Кому это нужно?" Главное - чтобы это было нужно тебе, потому что если это не нужно тебе, почему должно стать нужным кому-то еще?
Писать нужно и можно на любую тему. Абсолютно любую. Но самое важное - как ты это напишешь. Про что-то - в лоб, про что-то - намеками, про что-то - недоговоренностью. Александра привела в пример фильмы Хичкока. Девушка моется в душе за шторкой, на нее нападает и убивает ножом преступник. Но зрителю не показывают ни самого процесса убийства, ни трупа в жутких ранах, ни луж крови. Хичкок так и не отдергивает эту шторку. Но это не ослабляет впечатление, а наоборот, усиливает. Вот и задача писателя - продумать, в каком случае он оставит занавеску задернутой, в каком - приоткроет (и насколько), в каком распахнет настежь.
Еще один необходимый для писателя момент. Надо много читать. Писатель работает словами. Их он достает из головы. То есть в нужный момент они там должны быть в достаточном количестве. А откуда им туда попасть? Это вопрос начитанности. Но вот как заставить подростка больше читать - неизвестно. Можно тысячу раз сказать об этом, но происходить будет то же самое, что с надоевшей шапкой зимой: мама постоянно говорит, что надо надеть шапку, подросток надевает, чтобы не спорить, а выйдя на улицу, снимает и убирает в карман. Лучше не давить, а оставлять какие-то интересные зацепки, фразы, намеки, благодаря которым у ребенка возникнет желание прочитать ту или иную книгу. Но это тоже далеко не всегда действует.
Сама Александра начала печататься в издательстве Самокат, специализирующемся на остросюжетной прозе для подростков и молодых взрослых. По ее мнению, в советской подростковой литературе остросюжетной прозы был явный недостаток. Книг таких было мало, и авторы не были популярны. Когда начался издательский бум и хлынул поток переводной подростковой литературы (в основном, это были скандинавы), современные отечественные авторы, посмотрев на это всё, как говорится, дорвались. Количество подростковой прозы с многочисленной проблематикой стало просто зашкаливать, появилось, наряду с отличными произведениями, много халтуры, откровенных спекуляций на сложных темах. И сейчас, считает Александра, от всего этого и авторы, и читатели уже немного подустали. Поэтому стал популярен магический реализм.
А еще выходит на свет такой жанр, как региональная проза, где сюжет разворачивается в конкретном городе с узнаваемыми локациями. Такой прозы пока мало, но это очень сейчас перспективное направление. Причем интереснее всего, если показан не глянец города, не всем известные туристические маршруты, а какие-то места с историей, старинные здания и т.д., особенно если этим местам грозит в скором времени разрушение и забвение. Александра предложила назвать такие интересные места в Туле. И знаете, вспомнилось и назвалось столько всего!
И вот последняя книга Александры Зайцевой "Где дом и дым глубин и алый" посвящен именно таким местам в Астрахани.
Это магический реализм в чистом виде. Здесь 16-летняя Лена с маленьким братом и мачехой приезжает в Астрахань, где они пытаются скрыться от отца ребят, у которого не всё в порядке с головой, он становится для них опасен, но лечиться отказывается. Семья поселяется у мачехиной тётки в старинном доме, который живет собственной жизнью, открывая для тех, кто может и хочет видеть, всё новые двери и в разные части города, и во внутренние миры других людей. Жить в разрушающемся доме с текущими трубами, сыплющейся штукатуркой, регулярным отключением воды и света не очень-то и весело. Но он хранит и защищает своих жильцов, а они становятся хранителями дома и других исторических местечек города, которые еще немного - и исчезнут окончательно.
Я спросила, не вдохновлялась ли Александра при написании этой повести "Домом, в котором". Она ответила, что напрямую нет, история-то совсем о другом, но, конечно, в подсознании он сидел) И сказала много хороших слов в адрес Мариам Петросян, которой удалось написать про детей-инвалидов так, что их не только не хочется жалеть (привет совместным чтениям!)), а читатели-подростки, нормальные, здоровые, хотят быть такими, как они!
И (это уже не со встречи) - еще про 2 книги Александры Зайцевой, вчера прочитанные.
"Воронье место"
Это тоже магический реализм. Скажем, даже полумистическая история, героиня которой, девочка-подросток Оля, живет в начале 90-х в маленьком военном городке в горах на границе с Грузией (то есть примерно то место и время, где и когда прошло детство автора). Грязь, серость, беспросвет. От нечего делать - ежедневное перемывание косточек соседкам; единственная отдушина - просмотр и обсуждение очередной серии мексиканского сериала. В городе - враждебно настроенные местные со своими странными и порой страшными обычаями, дома - внушающий ужас отец. И идти некуда. Но однажды Оля встречает ни на кого не похожую девчонку Наташу, яркую, смелую, независимую. Однако выясняется, что Наташи на самом деле нет. Во всяком случае, среди живых... В книге много страшных моментов, еще более ужасающих оттого, что автор, подобно Хичкоку, не отдергивает до конца занавеску. Зато в конце - свет и надежда.
"Василиса ноль калорий"
А это настоящая веселуха. Кстати, по мнению Александры Зайцевой, в современной подростковой литературе ощущается острый дефицит веселых книг, и я с нею полностью в этом согласна. Это очень смешная, порой с абсурдинкой повесть о 8-класснице Василисе, девочке весьма упитанной, которая прекрасно себя чувствует в своем большом теле и мешковатой одежде. Но ей приходится на неделю переселиться к тёте, которая крайне ответственно относится к своей внешности (диеты-маски-массажи-тренажерные залы-пробежки и т.п) и решает сделать из Василисы стройную красотку. Ущемленная в правах девушка, чтобы отвлечь ее от себя, находит для тёти новый объект внимания, причем мужского пола. Ну и понеслось... Мне жутко понравилось, особенно на фоне предыдущих депрессивных вещей.
Про другие книги Александры Зайцевой писала пост 2 года назад.
В общем, сегодняшний день прожит не зря)) Однозначно знакомство с творчеством автора продолжу.
А это автограф-сессия

