Встреча - 1. Альберт Лиханов.
Что я ожидаю от встреч с писателями и художниками, когда туда собираюсь:
- узнать больше о человеке и посмотреть на его творчество под каким-то другим углом;
- узнать историю создания произведений,тем самым они станут мне интереснее, ближе, роднее;
- открыть для себя в известных личностях что-то интересное, необычное;
- захотеть перечитать-пересмотреть их произведения-работы, обратиться к другим, ещё не прочитанным, не увиденным;
- попасть в своеобразную творческую мастерскую...
И хотя была я на подобных встречах не очень часто, мои ожидания оправдывались...
А вот вчера...
Как только я узнала о встрече с Альбертом Лихановым, вопрос не стоял "идти-не идти", точно знала - пойду. Я только год назад стала знакомиться с его творчеством (да, да, и эти произведения почему-то прошли мимо), за знакомство с произведениями Альберта Лиханова спасибо ББ! Именно здесь о них написали так, что я не могла пройти мимо. Летом я читала повести из цикла (вернее, романа)
Встреча - в библиотеке, была предварительная запись...
Даже и не знаю, как бы деликатно описать свои чувства.
Толпы подростков с руководителями были уже у гардероба. Когда я поднялась в читальный зал, где встреча и должна была состояться, количество пришедших впечатлило. А вот, если можно так выразиться по отношению к собравшимся, "качество" удручало. Не знаю, зачем нужна практика "сгона" аудитории до сих пор? Не проще ли рассказать о встрече так, чтобы пришли те, кто знает о писателе, читал произведения, интересуется литературой?
Колоритный педагог (или воспитатель) выкрикивала своим воспитанникам, юношам в одинаковой форме с надписью на спине "Санкт-Петербургский центр подготовки спасателей": "Быстрее сюда, я держу для вас места, сколько можно-то?!!" И "доблестные" будущие спасатели бодрым шагом промаршировали к своим местам, дабы удобнее разместиться и послушать автора, в произведениях которого ЧЕСТЬ, ЧЕСТНОСТЬ, МУЖЕСТВЕННОСТЬ, СОВЕСТЬ на первых местах. Народ прибывал, мест не хватало, педагоги, приведшие свои "стада" на встречу, радостно озирались: мы-то сидим, успели... Слышались детские вопросы: "А с кем встреча?", "А какой писатель?" Какие-то листочки раздавались детям. Скорее всего - вопросы. Тут же - выставка произведений. Начался лёгкий стёб по поводу названия "Мой генерал"...
Я старательно отвлекала себя от грустной картины собравшихся, очень быстро вычленяя лица осознанные и понимающие, зачем здесь и кого увидят. Такие тоже, к счастью, были.
Альберт Анатольевич Лиханов обратился ко всем с просьбой поднять руки, кто читал его произведения. Я не стала оглядываться, догадывалась... Автор констатировал с грустью: "Негусто". Объяснил, что это нужно для того, чтобы понимать,о чём говорить, как проводить встречу.
Постараюсь коротко написать,о чём говорил Альберт Анатольевич, но предупреждаю, что эти мысли писателя выкладываю не для дискуссии. Встреча получилась по большей части не с писателем, а с общественным деятелем.
Альберт Лиханов немного рассказал о своём детстве, о детях войны, об автобиографичности повестей из "Русских мальчиков".
Затем перешёл к роману "Непрощённая", который в следующем месяце выходит во Франции. Он о девочке, забранной в годы войны в концлагерь. Дальше рассказ шёл о малолетних узниках лагерей, о том, что его фонд сделал для них.
Нынешняя Франция не желает знать о России: "легли под америкосов".
Дальше разговор шёл о работе Фонда, об основной его задаче: "рассасывании сиротства".
Небольшое видео, почему Альберт Лиханов не только пишет книги:
Уже много лет (вначале с поддержкой государства,потом без) Фонд занимается семейными детскими домами. Не менее 5 детей в семью, где "родители" скорее воспитатели, получающие зарплату. Подобных "семей" за годы работы Фонда было 368, где жили и воспитывались 4021 ребёнок.
(Слово "семья" у меня в кавычках не из-за иронии, дело чудесное).
Попутно Альберт Анатольевич призывал всех не отворачиваться от тягот человеческих, бед. Нужно повернуться лицом и действовать.
Он очень удивился, в какой именно библиотеке встрече: "Детская библиотека иностранной литературы"! Сохранилась и продолжает работать! А в стране за последние 10 лет закрыто 400 библиотек.
Дальше уже политика. "Весь мир повёрнут против нас". О присоединении Крыма. О Крымской войне вековой давности. О том, что о тех событиях нужно знать, читать. Понимать, что было и к чему готовиться. Советовал детям прочитать "Малахов курган" Сергея Григорьева.
"Детей сейчас нужно готовить не к цветущим кущам".
Вспоминал о воспитании раньше и сравнивал с воспитанием сейчас. Говорил о сильном женском влиянии на растущих сыновей. "Кулака времени не проходите, может быть, к счастью, а может - неизвестно к чему". Призывал мальчишек быть ближе к настоящим мужикам! Он и трое друзей в Кирове в юности поставили легкоатлетический рекорд в шведской эстафете (400+300+200+100). Этот рекорд не побит в городе до сих пор. Что такое сегодняшний мужчина? "Облако в штанах".
Представил молодое чукотское дарование Самиру Асадову (о ней ) - студентку 4 курса, уже принятую в Союз писателей. Девочка ещё в школе написала книгу на двух языках и победила в литературном конкурсе. Сейчас уже вышли 2 её книги.
Говорил об Институте народов Севера. О том, что нужно "чесать репу": народности исчезают, вымирают. Нужно любить и знать свой язык. А сейчас царит массовая малограмотность. Чтение книг (вдумчивое! с перечитыванием) - путь к грамотности.
Руководитель питерского отделения Фонда тут же упомянула о конкурсе, призывала участвовать.
Настало время вопросов. По неизвестным мне причинам вопрос был единственный, встречу быстро свернули.
Студентка (скорее всего - гуманитарий) после слов о массовой малограмотности, взяв в руки планшет, начала свой вопрос (записала дословно): "Я сейчас зачту, чтобы не ошибиться..." С трудом после этого я уловила суть вопроса: что-то о чрезмерной доброте...
Вопрос стал отправной точкой для ещё одного небольшого монолога Альберта Анатольевича об образованности, чтении, становлении характера.
Он упомянул свой роман "Слётки": что происходит с мальчишками, вылетевшими из "гнезда". Затем сказал об украинских подростках, сплочённых ненавистью к русским, и о наших, для которых есть только устремление к личному благополучию, успешности, деньгам, а это индивидуально. И теоретически ( не дай Бог такому случиться), если представить столкновение наших и украинских подростков, то победа будет за украинскими.
Чтобы двигаться вперёд, нужно подбрасывать поленья в топку собственного двигателя, а эти поленья - только книги!
Говорил и о ценах на книги, призывал подростков на сэкономленные деньги покупать книги.
Встреча закончилась небольшой автограф-сессией. Вышла я в очень растрёпанных чувствах: и от мыслей, обуревавших после, и от неоправдавшихся ожиданий...
Около гардероба шёл эмоциональный диалог между девушкой с костылём (ученицей, студенткой?) и её воспитателем (педагогом?).
Д.: Это детский писатель? Он с кем разговаривал? Вы же нас учите, что нужно сразу понимать, какая аудитория перед тобой!!!
Пед.: Детский. Понятие "детство" обширное. В 17 лет тоже дети. Он сориентировался на аудиторию.
Д.: Почему? Ну почему у него такое самомнение? За кого он нас принимает?
Пед.: Значит, ты ничего не поняла из сказанного, раз такие вопросы возникли!
Д.: Если я не поняла - это не моя вина! Вы же нас учите, что если после рассказа осталось что-то неясным, виноват тот, кто рассказывал!!!
Возможно, их диалог ещё продолжился.... я ушла.