Памяти художника. Эрик Булатов
Иллюстраторы (красивые иллюстрации)Наверное, нет сейчас на постсоветском пространстве ни одного ребенка или взрослого, который не знал бы книжные иллюстрации этого художника, созданные в тандеме с однокурсником и другом Олегом Васильевым (1931-2013)

За тридцать лет работы, в основном, в детском издательстве "Малыш", с 1959 по 1989 год проиллюстрированы десятки книг со стихами и песенками, сказками и рассказами, запомнившиеся практически каждому жителю огромной страны с самого раннего детства. Это разворот из второго тома издания "Художники детской книги СССР 1945-1991"

В этой книге еще указана только одна дата - рождения. Теперь, три дня назад, рядом с именем художника во всех СМИ появилась вторая - 9 ноября 2025 года...

Вспоминает Эрик Булатов:
«Осень-зиму мы зарабатывали вместе с Олегом. Не могу сказать, что мы этим тяготились. Это было интересно. Мы делали детские книжки только вдвоем. Мы выработали такого художника, который был не Олегом Васильевым и не Эриком Булатовым. Это был некто третий. Все наши книжки проиллюстрированы этим художником. А всего мы сделали за тридцать лет больше ста книг. А весной и летом мы разбегались по своим мастерским, и каждый был абсолютно свободен».
Здесь, на фото нескольких разворотов видно как "вырабатывался" этот самый "некто третий", так хорошо нам всем знакомый.





Везде художники говорили в своих интервью, что они не разделяют кто и что делает, все делали вместе, но уже после ухода Васильева Булатов рассказывал:
"В нашей общей работе я, в основном, отвечал за рисунок, Олег - за цвет. Постепенно у нас появилось определенное представление о том, как должна выглядеть детская книга. Это такая книга, в которой все развороты связаны и образуют непрерывный изобразительный ряд. И вот это было для нас самым интересным в книжной работе. Увидеть, организовать и построить всю книгу от начала до конца. Образ книги, характер рисования, характер колорита. Тут особое значение приобретает оформление, иногда даже более важное, чем большие страничные иллюстрации."



Эрик Булатов: "Главное — это представление о сказке вообще и детская память о том, каким должен быть настоящий сказочный принц, какой должна быть настоящая сказочная принцесса. Я убежден, что детская иллюстрация не должна стилизоваться под стиль эпохи, которая породила определенную сказку или историю. Скажем, автор «Золушки» Шарль Перро жил в XVII веке и поэтому всех его персонажей обязательно нужно изображать в костюмах этого столетия. Нет! Ни в коем случае! У ребенка есть свои представления о настоящих принцессах и настоящих замках, и они могут расходиться с историческими реалиями. И мы пытались изобразить именно это детское представление. Сейчас, когда совсем уже не молодые люди говорят мне, что наши книги в детстве были их любимыми книгами, я думаю, что мы, наверное, правильно угадали, поймали что-то в детском сознании".

После отъезда в 1989 году Булатова за границу дуэт распался , но созданное ими за годы совместного творчества постоянно переиздается.
Собрала свои книги, листаю, вспоминаю...

Когда дочка была совсем маленькой, самыми любимыми книжками среди всех сборников потешек, коротеньких стишков и колыбельных были вот эти две.

Стишки Валентина Берестова занимали у нас самые первые и главные позиции, потешки уже следовали за ними.

Четверостишием "Агу" то я, то мама без конца пытались "разговорить" годовалую дочь, которая смеялась и тыкала в странички пальцем, говоря свое неизменное "Ы!"

А вот этот Котофей был одним из первых, если не самым первым выученным стихотворением.

Колыбельными у нас служили революционные и военные песни, но в качестве стихов из книжек слушались с удовольствием.

Из народных песенок больше всего нравилась мышка в народном литовском наряде.

А потом были другие стихи, сказки, рассказы, повести.





Очень много читали Берестова с детским садом.





Как поздно появился у меня "Внучек Ваня"! Но это одна из самых любимых детских книг. Я очень люблю читать ее детям вслух.

И Нильс появился уже дублем купленной ранее книги.

Но это любима намного больше! Ведь в книге не просто иллюстрации - она вся оформлена в едином стиле, где текст внесен внутрь оформления, макета, а не картинки воткнуты куда-нибудь.



И Рукавичка тоже стала дублем, но каким же симпатичным!


Все помнят сказки Андерсена, Перро, братьев Гримм именно с такими иллюстрациями, ведь их стиль узнаваем сразу. И в детской литературе они занимают очень солидное место.
Будем помнить! Будем читать. Детям и внукам.Чтоб они тоже помнили

Давайте покажем в комментариях любимые иллюстрации!
Лучший ответ
и к "Золушке". Особенно вот эта, не раз срисованная, то с принцем, то без. Главное-то в ней - Золушкино платье))
И еще одна из любимых - девушка из "Госпожи метелицы"
Мне вообще очень нравятся их рисунки. В них какая-то такая необыкновенная легкость, воздушность, и замечательные рамочки, которые совсем не портят, а очень дополняют рисунок. Рипол выпускал целую серию, я не удержалась, взяла все.
Помимо тех сказок, что в заголовках, в них есть еще Кот в сапогах и Госпожа Метелица. И где-то у меня лежит бука (не моя), которая называется "Бабушка Вьюга", которая, я думаю, практически полностью идентична Госпоже Метелице.
Внучек Ваня тоже прекрасен и своим содержанием (дети очень любили слушать), и замечательными иллюстрациями.
У нас как-то мало книг с его иллюстрациями оказалось, возьму в библиотеке сегодня.