Как общаться с ребенком, чтобы он заговорил?
Вопросы психологии• Не требуйте строго от ребенка повторения за вами тех или иных слов, не исправляйте ребенка, если он только начинает говорить, не смейтесь над его ошибками. Все это развить речевой негативизм – стойкое желание говорить. Следует ненавязчиво представлять ребенку правильный образец слова. Например, ребенок вместо слова «мяч» произносит «ма». Ответ взрослого: «Молодец, правильно, МЯЧ». При этом интонационно выделите «трудное слово», произнесите его четко и громко, но не кричите.
• Ни в коем случае не повторяйте за ребенком неверное произнесение слов.
• Сопровождайте действия ребенка эмоциональным речевым комментарием, при этом темп речи не должен быть быстрым, артикуляция должна быть четкой, предложения короткими. Например, подходя к лифту: «Нажимаем кнопочку. Лифт едет. Двери открываются. Зайдем? Двери закрываются». Стремитесь к диалогу, реагируйте на любое проявление коммуникативной активности у ребенка, пусть даже невербальное. Однако, поставьте ребенка в такие условия, чтобы ему было приятнее ответить Вам именно словом, слогом, звуком.
• Сопровождайте подобным речевым комментарием все режимные моменты.
• Играйте с ребенком в «выполнение заданий», давайте ребенку короткие четкие инструкции, вознаграждайте за верное исполнение задания (например, изюмом, орешками, кусочками фруктов). Например, «Отнеси чашку на стол. Молодец. А книгу положи под стол». Обращайте внимание на развитие понимание предлогов, наречий (далеко-близко, вверху – внизу – посередине и т.п.), прилагательных (принеси красное яблоко, принеси зеленую грушу).
• Для развития понимания глаголов изготовьте с ребенком «Его альбом»: в него вклейте фотографии, где ребенок смеется, плачет, кушает, играет, рисует и т.д. Называйте действия, просите показать нужную фотографию. Такие альбомы можно изготовить про всех членов семьи.
• Играйте иногда в забывчивых родителей. «Ой, забыла, а как это называется ру….помоги мне, это ру….точно!!! руки!!!».
• Чтобы ребенку было проще произнести то или иное слово, произнести его вместе с ним (сопряженно), протягивая слоги, разбивая слово на слоги, отхлопывая каждый слог по столу.
• Чтобы развивалась речь ребенка, он обязательно должен общаться со сверстниками. Если ребенок не посещает детский сад, запишитесь в детские развивающие кружки, студии..