Синхронный билингвизм
БилингвизмКогда мне встречаются родители окрыленные идеей синхронного билингвизма, у меня огромное желание отговорить от этого сложного пути. Если не получается отговорить, то хотя бы обратить внимание, что этот путь не просто сложен для родителей, но ОПАСЕН для развития мозга ребенка. Когда я говорю об опасностях, то цель - не запугать, а предложить разобраться в теме, понять как все непросто и как много факторов влияющих на результат.
Почему именно синхронный билингвизм опасен? Родители в этом случае принимают решение, что ребенок с рождения будет слышать параллельно 2 языка и заранее соглашаются с тем, что он позже заговорит. Границы этого «позже» размыты, но часто взрослые готовы ждать речи до трех лет, повторяя как мантру: «билингвы же позже!...». А теперь, внимание, основной парадокс такого билингвизма: в погоне за 2мя и более языками под угрозу ставится появление РЕЧИ малыша.
Но человек НЕ осваивает языки, не овладев речью. Вначале- речь, потом язык(и), и никак иначе. Речи тяжело пробиться через два родительских языка, потому что ребенку приходится воспринимать и анализировать в 2 раза больше информации. Его сверстники монолингвы (если взрослые других дров не наломали) уже обработали услышанный ими объем данных. Их мозг сделал соответствующие выводы и уже учится произносить короткие слова из самых простых звуков, а билингв все еще анализирует и собирает статистику. «Пока в Виларибе уже вовсю веселятся, в Вилабаджо еще моют посуду(((».
Кстати о статистике. Принимая решение вырастить из ребенка билингва, родители ссылаются на то что билингвы вырастают адаптивнее, умнее, решительнее и т.д. и т.п., но в статистике не указано какой процент успешных билингвов составляют синхронные… Из многих известных мне случаев реально билингвами можно считать только тех, у кого билингвизм был последовательным (вначале запустилась речь ребенка, затем хотя бы до 2-2,5лет он освоил один язык до приемлемого уровня, потом добавился второй язык). Здесь на ББ, есть несколько описаний случаев удачного параллельного билингвизма, но сколько семей не написали о своем неудачном опыте (((…
Мне жаль, если я обижу кого-то, но если удастся убедить хоть нескольких родителей задуматься над последствиями , то я скажу: «готовность взрослых рискнуть речью ребенка- слишком дорогое удовольствие«.
«Билингвы позже»- это уже всем известная информация. А то, что в результате неумелого подхода можно получить семилингвизм (полулингвизм)- об этом мало кто говорит, но он очень вероятен. Тогда логопеды и неврологи предлагают срочно родителям отказаться от второго языка, чтобы ребенок попробовал освоить хотя бы один (((
«После трех уже поздно»- эту фразу Масару Ибуки хорошо бы запомнить всем, вместо «до трех можно подождать». Количество нервных клеток мозга (нейронов) у годовалого ребенка не меньше чем у взрослого человека, но пользы от них пока, как от тысячи мобильных телефонов при отсутствии мобильной связи.Речь запускает процессы мышления, восприятия, памяти (без нее они возможны только в самых простых своих проявлениях) и мозг начинает обучать себя, между нейронами появляются связи. Речь обучает мозг, мозг усложняет речь- это долгий взаимообогащающий процесс.
Появляется сеть и «мобильные телефоны» наконец-то начинают работать, принося пользу. Сеть каждый день совершенствуется, связи укрепляются и покрываются миелиновой оболочкой, совершенствуется мышление, закрепляется полученный опыт. А в три года происходит «инвентаризация», мозг избавляется от лишних нейронов, между которыми не образовалось связей (. Я сильно упростила описание процесса, только чтобы показать, почему после трех поздно.
Что в результате мы можем получить : 
В завершение, что такое речевой слух и почему он так важен? Посмотрите, как в попытке увеличить количество языков, можно сократить шансы ребенка качественно слышать и понимать хотя бы один. На этом простом примере видно, что в 11 раз. Бывает и больше…
