Последний день Атлантиды
семейные игрыНе так-то просто унести ноги с тонущего острова, пространство вокруг которого кишит акулами, морскими змеями, китами, водоворотами, а на самом острове вот-вот начнется извержение вулкана... Если хотите узнать, как можно попытаться это сделать, заглядывайте под кат, я поделюсь опытом спасения утопающих 😁.
Правила игры подробно описывать не буду, в сети есть хорошие видео. Упомяну кратко и поделюсь нашими впечатлениями.
Игра понравилась мне сразу, как появились первые отзывы на локализацию. Survive: Escape from Atlantis - игра с более чем тридцатилетним стажем, и за это время в ней ничего не поменялось (разве что немного изменили символы на тайлах и деревянных миплов поменяли на пластиковых). Впервые я увидела ее год назад в аниме-сериале Клуб настольных игр. Но т.к.в России игра тогда не продавалась, я не заостряла на ней внимание.
А сейчас я показала обзор дочке, и она тут же попросила эту коробку в подарок на приближающийся день рождения. Чем игра нас так зацепила? Трудно сказать. Она на самом деле довольно агрессивная, нужно не столько успеть вытащить с острова своих людей (это трудно, потому что будут активно мешать, это в самой механике игры заложено), сколько не дать выбраться на сушу людям соперников. Пожалуй, у нас и нет игр с таким тесным и агрессивным взаимодействием. Мы подумали, что будет весело и решили попробовать.
Перед началом игры на поле выкладывается остров из тайлов с пляжем, лесом и горами. Затем каждый игрок выставляет своих миплов. Они имеют разную ценность.
Сумма чисел на спасенных миплах своего цвета - это победные очки в конце игры. Поэтому надо спасать в первую очередь дорогих. Но посмотреть эти цифры можно только в процессе расстановки людей на острове, в процессе игры заглядывать уже нельзя, надо запомнить.
Чтобы быстрее посадить свою команду в лодки, желательно ставить миплов на краю острова. Но надо помнить, что первыми тонут пляжи. Соответственно, ваши миплы на участках пляжа имеют большой шанс искупаться в самом начале игры.
Мы с дочкой активно "топим" чужих миплов. И хотя наши люди довольно выносливы, хорошо держатся на воде и вполне могут добраться до берега вплавь, на тайле с обратной стороны может быть нарисована акула, а это значит, что она тут же глотает барахтающегося человечка.
На каждом кусочке острова с обратной стороны что-то нарисовано. И каждый игрок после того, как в свой ход переместил миплов, обязан "затопить" один гекс - то есть убрать его с поля. Если он с зеленой рамкой, то его эффект срабатывает тут же - появляется кит, акула, водоворот или лодка. За одним из горных участков скрывается вулкан, о нем позже.
Если гекс с красной рамкой, то игрок оставляет его у себя на будущее, это какая-то помощь.
Например, картинка с лодкой в красной рамке означает, что игрок ПЕРЕД началом своего хода может переместить одну свою лодку на расстояние до трех шагов.
А после этого уже выполняя ход, высадить, например, миплов под самым носом у змея.
Без такого тайла ооооочень рисковано было бы оставлять лодку с пассажирами на соседнем со змеем гексе. До следующего хода они могли бы и не дожить. А на берегу им уже ничего не грозит, это гарантированные ПО.
Так вот, игрок сделал ход, затопил один гекс, осталось только бросить кубик и выполнить его предписание.
Выпал кит - двигаем кита (если он есть на поле, мы помним - киты и акулы появляются, когда мы "затапливаем" гексы острова).
Двигаем кита, конечно, в сторону лодки соперника. Если кит встал на одну клетку с лодкой, он ее ломает. И пассажиры становятся пловцами. Плыть на спасительную землю можно и без лодки, но это гораздо дольше, нужно перемещать людей по одному и только на 1 клетку за ход. Так что киты тут совсем не милые животные, неприятностей доставят немало.
Акул натравливаем на пловцов, пассажирам лодок акулы не опасны. Змеи едят всех - и пловцов, и людей в лодках вместе с их судном. К счастью, змеи ходят только на 1 клетку за раз.
За тайлами леса и гор могут скрываться водовороты. Такой водоворот затягивает то, что находится на этом гексе и на всех соседних. Под раздачу попадают люди, лодки, животные - всё. Поэтому я никогда не затапливаю гексы рядом со своими пловцами, опасно. Но всегда рядом с пловцами соперников.
Я думаю, вы поняли, с каким трудом команда каждого игрока добирается до берега. И лодок тут как на Титанике - всем не хватит. У каждого игрока в начале игры 2 лодки (то есть 6 посадочных мест), а миплов 10. Можно садиться в чужие лодки, но это надо еще успеть. Можно пустую лодку вернуть к острову, снова ее заполнить, но на это надо потратить 1-2 хода. Новые лодки появляются в процессе игры в самых неожиданных местах. Но кому так повезет - заранее неизвестно. Да еще и киты активно ломают лодки.
Игра закончится, когда кто-то из игроков вскроет тайл с вулканом (он на одном из горных тайлов). И хотя горы вскрываются уже после пляжей и лесов, к моменту появления вулкана не всегда все оставшиеся в живых миплы достигли берега. В море могут остаться и пловцы, и лодки с пассажирами.
Но извержение накрывает всех.
Итак, игра не для обидчивых. Соперник не моргнув глазом отдаст на съедение морскому змею вашу лодку с тремя миплами, возможно еще и самыми дорогими, натравит на пловца акулу или сбросит ваших бедолаг в воду с острова или лодки. И эта ситуация не должна стать поводом для психов, расстройства и желания перевернуть поле вместе со всем содержимым. Атлантида - та игра, когда нужно получать удовольствие от процесса. Партии очень азартные получаются.
В связи с этим возраст на коробке указан 8+. Хотя все индивидуально, возможно и младшие дети не будут обижаться или, наоборот, более взрослые не смогут смириться.
Игра на 2-4 игрока. Мы пробовали каждым составом (и 2, и 3, и 4). Веселее всего вчетвером - на поле хаос, рассчитать что-либо очень трудно. Пока до тебя дойдет ход, ситауция может кардинально поменяться - ты оставляешь свою лодку казалось бы на безопасном расстоянии от змея, а все соперники неожиданно (порой даже для самих себя, потому что какое именно существо двигать определяет кубик) двигают его к этой лодке. Надеяться на удачу почти бесполезно.
Вдвоем немного другая история. Т.к.соперник только один, то можно спрогнозировать его ход и держаться на расстоянии от опасностей. Или даже рискнуть в надежде, что с кубиком повезет.
Сначала вдвоем мы брали каждый по 2 цвета миплов (иначе очень просторно на поле). Но потом я увидела в ролике НизаГамс другой вариант правил для двоих - у каждого игрока один цвет, но в свой ход нужно затопить 2 гекса и 2 раза бросить кубик. Так игра становится более динамичной, остров тонет активно, опасностей от кубика много, как и при игре полным составом. Теперь мы играем вдвоем только так.
По качеству компонентов у меня нет претензий. Если придираться, можно сказать, что змеи тонкие и неустойсивые - чуть заденешь поле, и они падают. Нам не критично, можно их и положить, а не ставить.
Пластиковые миплы тоже вполне нормальные. На желтых цифры чуть хуже видно из-за того, что они написаны белой краской, при плохом освещении сливаются. Миплы маленькие, при посадке-высадке из лодки могут падать и видно цифры (а в процессе игры их нельзя смотреть). Но это все мелочи.
Нам очень понравилась игра! Мы с дочкой сыграли уже много партий, хотя эта коробка у нас всего месяц. Бывало и по 2-3 партии подряд. Играли с сестрой и племянницей, с подругой и ее сыном (15 лет). Интересно, что подруга с сыном при игре вчетвером делали пакости в основом друг другу, как будто в игре выясняли личные отношения 😁. А мы с дочкой всем понемножку.
Пост и так получился длинный, но потерпите еще чуть-чуть. Еще один момент опишу.
Просматривая карточку игры на Тесере, я увидела, что эта коробка имеет дополнения. В России они не издавались, но вообще довольно известные. Осьминоги меня не привлекают, а вот с дельфинами захотелось попробовать сыграть. Была мысль слепить дельфинов из запекаемой или застывающей массы, но для тестирования подошли и дельфины из наборов из ФиксПрайса.
В оригинале так:
Кроме фигурок дельфинов в дополнение входят 2 кубика. Значения я нарисовала на пустых кубиках.
Они заменяют тот, что в комплекте.
Мне казалось, что с этим дополнением шансов на спасение у миплов будет больше. Ведь если пловец находится рядом с дельфином, то ему не страшны ни акула, ни змей - дельфин спасает.
Но оказалось все не совсем так. Во-первых, тайл с дельфином теперь означает только появление дельфина на поле в этом месте.
А в базовых правилах этот тайл помогал пловцу переместиться на 3 клетки еще до начала хода. Очень полезный тайл!
Во-вторых, теперь кубики определяют не только то, какое животное будет двигаться, но и на сколько шагов. Например, если по базовым правилам змей может двигаться только на 1 клетку, то теперь до 3 клеток или даже переместиться на любую пустую клетку поля. В базовых правилах эту возможность дают некоторые тайлы, а тут еще и кубики.
То есть, на мой взгляд, игра стала еще более непредсказуемой даже в партии на двоих и более агрессивной. Дельфинов всего 4, к ним еще нужно попасть, да и с человеком они плывут также медленно, как 1 пловец - на 1 клетку за ход. А вот животные, которые теперь легко перемещаются по полю (в том числе легко можно отобрать дельфина у соперника), ломают все планы и даже иногда раздражают (хотя я писала выше, что в этой игре нельзя раздражаться 😁).
Дочке дополнение понравилось, а мне нет. Я предпочитаю базовые правила, и дельфинов лепить не буду. Но если дочка попросит, сыграю с ней с дельфинами.
На этом и остановлюсь 😁. Базовая коробка - отличная! Рекомендую попробовать, если любите игры с тесным взаимодействием. 👍
Интересных вам игр!