Дети и Hi- Tech.
Одна, из тревожащих, проблем сегодня в мире психологов- потеря социальной адаптации детей.
Слишком раннее увлечение электронными девайсами- причина многих нарушений в развитии детей, как физических так и психических.
Из физических можно выделить, во-первых, проблемы со зрением, из-за чрезмерной нагрузки на органы зрения. Во-вторых, лишний вес, - причина в низкой физической активности и нарушенным метаболизмом; трудное засыпание, быстрая утомляемость (капризы) и т.д. А также может быть причиной такого заболевания, как аутизм- уход от реальности. В данной статье, я не буду подробно останавливаться на этом психическом расстройстве, скажу лишь, что оно зависит от многих факторов развития ребенка, в том числе генетической предрасположенности.
Я бы хотела выделить психические аспекты.
Вот, что говорит Сьюзан Гринфилд (
"То, что беспокоит меня в информационном потоке, - возможность потери навыка мыслить последовательно, структурно. Потому что, если вы знаете много вещей, но не проделываете мыслительную работу для того, чтобы их друг с другом связать, они остаются разрозненным набором фактов. Теряется навык обрабатывать информацию и создавать из нее контекст. Когда мне говорят, что можно научить трехлетнего ребенка пользоваться поиском гугла, для меня это - дикость. Ведь сначала мы должны научить его задавать и формулировать вопросы. Глупо говорить, что книги - это хорошо, а экраны - плохо. Мир меняется с огромной скоростью, нам надо искать пути адаптации и извлекать из экранных технологий максимум выгоды, не поступаясь при этом своими ценностями".
Ясельный и дошкольный возраст - те периоды в жизни ребенка, когда выстраивается его отношение к миру и с миром. Ребенок приобретает навыки, необходимые в более старшем возрасте, учится коммуникации, решение первых проблем.
Что мы видим, если ребенок увлечен играми в планшете и бесконечным просмотром ТВ?
Ребенку не нужно моделировать ситуации, в программе игры уже есть сюжет, уже все придумано за дите, ему не надо напрягаться, что-то сочинять, он просто выполняет действия. Что в этом плохого? Ребенок погружается в виртуальный мир, теряет связь с внешним. Ему становятся не интересны обычные игры, потому что это заставляет его мозг работать: надо напрягаться и выдумывать сюжет, ход игры, а зачем, если есть планшет, в котором уже все за него сделали компьютерные гении. Замечали, что девочки почти перестали играть в куклы, а мальчики не бегают и не играют в «войнушки»? Это действительно очень творческие игры, где развиваются воображение и коммуникация.
Что делать? И нужно ли запрещать? Мой подход: безусловно, полностью убрать из жизни ребенка электронные девайсы не стоит, но нужно ограничивать время проведенное в виртуальной реальности. Советы специалистов сводятся к выделению в распорядке дня ребенка время для игр и просмотра ТВ. Согласно последним рекомендациям, не более 10-15 минут за один подход к ТВ, не более 1часа в день, игр в младшем возрасте- не более 15 минут в сутки, школьном возрасте не более 30 минут, за один раз и в сумме не более 1 часа в день. Каждый родитель желает самого лучшего для своего ребенка и только вы сможете подобрать оптимальный режим для вашего малыша.
Закончить хочу таким фактом:
Дети Стива Джобса, основателя компании Apple, не пользовались iPada'м и доступ к цифровым технологиям был ограничен в его доме. Автор биографии Джобса Walter Isaacson, который провёл много времени в доме главы Apple, пишет:
«Каждый вечер Стив садился с семьей ужинать за большим столом на кухне. Разговоры шли об истории, книгах и многих других вещах, никто тогда не доставал компьютер. Вообще, казалось, что его дети, мало привязаны ко всем этим гаджетам»