Стамбул-город контрастов)
ТурцияСтамбул - потрясающий город. Ароматный город. Вкусный город. Разноцветный город. Бедный и богатый. Шумный и тихий. Энергичный и расслабляющий. Невероятно чистый. И неизменно дружелюбный. А какой красивый...
В конце января с подругой купили авиабилеты в Стамбул. Давно мечтала там побывать. Почитала отзывы девочек, взяла контакты гидов.....
начитавшись отзывов в интернете по отелям- остановили свой выбор на отеле Romance Istambul в районе Султанахмет. Отправили им письмо с запросом, и в ходе переговоров выбили еще 10% скидку, при условии оплаты наличными при заселении....
Отель еще предоставил бесплатынй трансфер Аэропорт-Отель , т.к. у нас был поздний рейс.
Сказать, что Стамбул впечатлил-не сказать ничего.....
семь дней пролетели просто незаметно....
- Босфор, Золотой Рог и Мраморное море.
- Мосты-нитки - невероятной длины.
- Гудят корабли. Снуют рыбацкие лодки. Шеренги рыбаков с удочками везде у воды.
- Чайки. Чайки. Чайки.
- Айя-София. Голубая мечеть. Дворец Долмабахче.
- Стамбул - очень чистый город.Насчет пресловутой турецкой грязи. Вот камень. Возьмите и киньте его в парня, намывающего мыльной пеной до зеркального блеска витрины и тротуар перед магазинчиком или кафе; в мужчину на мини-уборочной машине с жесткими щетками, по 3-му разу за 5 минут скребущему участок дороги; в старика, который на трамвайной остановке послюнил палец, чтобы приклеить к нему упавшую целлофановую обертку от сигарет. Даже в его трущобных районах мусора в разы меньше, чем у нас. Так что не надо кидать камнями в далекую Турцию, лучше посмотрите себе под ноги.
-
Стамбул - очень спокойный город.
Даже странно об этом писать, потому что на первый взгляд вам так, возможно, не покажется. Вроде все куда-то бегут, спешат, громко зазывают, муэдзин каждые два часа кричит, трамвай звенит. Но это иллюзия, это имитация суеты. Эффект Алисы в Стране Чудес - вроде все бегут, но остаются на своем месте. Посмотрите на лица стамбульцев - они спокойные. Посмотрите в турецкие глаза - они расслабленные. Нет агрессии. Нет раздражения. Нет угрюмости. Почему-то в Стамбуле, несмотря на такие манящие и колоссальные по мощности восприятия достопримечательности, тебя охватывает непреодолимое желание сесть на славную лавочку где-нибудь в парке Гюльхане под платанами или на набережной в азиатском квартале Мода - и не вставать с неё ни за какие коврижки.
Как и на чём передвигаться по Стамбулу. Обувь.
На чем передвигаться… Опустите глаза вниз. Что вы там видите? Правильно. Свои любимые ноги. Вот это и есть ваше основное средство передвижения. Обувь - продумывайте основательно. В Стамбуле - мощёные шершавым булыжником улицы. Стамбул раскинулся на холмах, т.е. вы перманентно будете то подниматься, то спускаться куда-нибудь. Удобная обувь - это ваше всё. Она должна быть кроссовочной разновидности, пружинистая, желательно с рифлёной подошвой. Ходить по булыжникам очень неудобно
Стамбул - восточный город.
Он вроде бы географически делится Босфором на две части: Европейскую и Азиатскую. При этом Европейская часть - в буквальном смысле самая что ни на есть азиатская, а Азиатская - европейская. Европейская часть в свою очередь делится Золотым Рогом на Старую и Новую части. Которые тоже бьются на кварталы: цыганские, курдские, армянские, греческие, еврейские. Но главное - что город целиком и полностью хранит традиции. Общие и частные. Стамбул - это такой пестрый восточный халат, к которому Европа пытается пришить пуговицы. Но этот номер у неё не пройдет!
прогулка по Босфору должна быть обязательно в программе пребывания в Стамбуле. Босфор потрясающе красив. Панорамы по обоим берегам действительно стоят того, что бы их увидеть. И даже если вы не собираетесь осматривать каждую достопримечательность города, то с воды Вы сможете увидеть максимально много.
Крепость Румели Хисары
Цистерна Йеребатан
Я столько читала про это подземное римское водохранилище, люди писали и про «подземное царство Аида», и про разноцветную подсветку, мокрые колонны - но почему-то то чётко так и не представляла себе, что мы увидим. Оказалось - это уникальная очень мощная достопримечательность Стамбула, которая лидирует по полученным ощущениям. Находится в 2х шагах от Софии на левой от неё первой улице (если стоять лицом). Вход, вернее, спуск, из скромного кирпичного домика. Там же касса, вход - 7TL. Спускаемся вниз по ступенькам и попадаем в гигантский подземный темный зал. Воздух влажный. Ровные ряды колонн (всего 12 рядов по 28 колонн = 336 штук, расстояние между ними - 4.80м). Колонны мраморные, античные, все разные по фактуре и стилю. Откуда и из каких только древних храмов не утаскивали их римские воины - здесь, они выполняют функцию подпорок, поскольку само подземное помещение огромное. Пол - кирпичный, водонепроницаемый, швы заделаны известью. На нем слой воды - примерно полметра. Чистая, прозрачная вода. Стекает по капельке с многочисленных колонн. Так и накапливается. В этой воде стаями плавают рыбы. Они немного странные. Пухлые, бледные. Я сказала, что это сомы. Муж утверждал, что карпы. Сошлись во мнении, что это либо карповидные сомы, либо сомовидные карпы J. Тут любопытные должны поинтересоваться: «А где же вы стоите и смотрите на колонны и рыб в воде?». Ответ - по всему пространству подземного водохранилища проложены длинные узкие деревянные мостики, вернее мост один - но проложенный по определённой траектории по всему залу так, чтобы все посетители имели доступ во все его темные углы. По нему вы гуляете в подсвеченной темноте. Подсветка - прожекторы, установленные у подножия колонн. Вы ходите, дивитесь черно-оранжевому пространству с четкими аркадами белых колонн, которые отражаются в чистой воде, в которой плавают карпо-сомы. Самые главные достопримечательности Цистерны (кроме самой Цистерны) это - «Плачущая колонна» и Медузы.
На Плачущей колонне изображены перевернутые капли-слезы (хотя где-то читала, что это узоры-глаза из павлиньего хвоста). Она подсвечена зеленым. В ней есть дырочка-углубление. Тоже надо всунуть большой палец и повернуть кисть руки по окружности. А потом кинуть монетку в воду. Сбудется заветный wish J.
Идёте дальше, все время налево. И там - Медузы! Две огромные каменные кудрявые большеглазые головы, которые служат постаментами для двух колонн. Есть несколько легенд. Верьте - не верьте, но в них есть смысл, т.е. объяснение, почему Медузы перевёрнуты, и почему они находятся здесь в водном подземелье.
По одной легенде - в подземном мире жили три сестры Горгоны, одну из которых звали Медузой. Взгляд её обращал людей в камни. Поэтому считалось, что скульптуры и изображения Медузы Горгоны защищают специальные и важные места от врагов. И поэтому Медуза и находится здесь - в своём царстве, в подземной Цистерне.
По другой легенде Медуза - это была очень красивая девушка, которая влюбилась в сына Зевса Персея. Но её приревновала богиня Афина, и превратила её чудные волосы в змей, а чарующие глаза наделила силой превращать людей в камни. Медуза случайно посмотрела на себя в зеркало - и тоже окаменела. По этой причине каменные головы Медуз под колоннами повернуты так, чтобы они не встречались взглядом с людьми - одна стоит на голове, вторая - лежит на ухе.
Вода, для задыхающегося от жары Константинополя с его скалистой сухой обезвоженной почвой - считалась даром Аллаха, разрешившего пользоваться ею всем безвозмездно. Турки всегда выставляли перед дверью плошку с водой для бродячих собак и выдалбливали в камнях лунки - чтобы в них скапливалась вода для птиц. Вода и дождь - священные жидкости! Поэтому в городе строились водопроводные системы - акведуки, и множество резервуаров для хранения воды - цистерн. Цистерны могли быть открытыми и закрытыми, такими как Йеребатан. Цистерн-водохранилищ в Стамбуле было много, но эта - самая древняя, нач.4 века (!). Её называют либо Цистерна Василика, либо цистерна Йербатан-сарай («Подземный дворец»). Интересно, что в вековых военных и природных катаклизмах про неё, находящуюся в самом центре города, совершенно забыли, и случайно открыли французы-историки уже в 16 веке. Сначала безрезультатно перелопатили кучу старинных манускриптов, а потом узнали про владельца какого-то скромного домика, у которого обрушился отсыревший от непонятной влажности кусок жилища. Не успев расстроиться, хозяин с удивлением увидел в проеме пола - подземелье с колоннами, наполненное водой.
Храм Святая София - Мечеть Айя София.
У меня была мечта - увидеть Константинопольскую Софию. Увидеть своими глазами тот самый первый христианский храм, который увидели послы из Древней Руси, о котором рассказали киевскому князю Владимиру, и который стал точкой отсчета другой жизни для славян.
Перед встречей с Софией я волновалась. Скажу честно. Это было ведь желание не просто посмотреть на древний храм, а нечто большее. И даже не просто прикосновение к Истории, а тоже - нечто большее. Когда мы подошли, и я распахнула глаза на её розовые стены - у меня задрожала душа. Эти ощущения трудно передать словами.
Вход - 25TL. Около входа стоят турецкоподанные, которые активно предлагают себя в качестве экскурсоводов. Я думаю, что лучше и легче всё увидеть и понять самим, без лишней навязчивой помощи. Очередь в кассу, потом проходишь через сложную систему просвечивания рюкзака с путеводителем и прозвякивания пряжки твоего ремня - полицейские, металлическая рама-проход, лента конвейера для вещей и просвечивающий монитор.
Конечно, перед громадой храма немного теряешься. Мы сначала походили по территории. Там много обломков от второй «промежуточной» Софии нач.6 века - части колонн, их капители и куски фризов.
Первое впечатление - огромное пространство, полумрак, преобладающий фон - коричневатый, в центре под куполом - толстая колонна из лесов, толпы туристов, под ногами бегают кошки. …
Откатимся во времени на 1700 лет назад.
4 век. Здесь на этом месте стоял храм в честь греческой богини Артемиды.
А потом в 360 году (!) римский император Константин, в честь которого город был назван Константинополем, построил на месте древнего святилища маленькую церковь в честь Святой Софии. Далее менялись императоры, менялась власть и люди, церковь горела, разрушалась войнами, землетрясениями и пожарами, до тех пор, пока император Юстиниан из 6 века не решил воздвигнуть «такой храм, которого не было со времен Адама и не будет никогда». По преданию план Святой Софии был вручен императору во сне ангелом, который попросил сделать три окна над алтарем - в честь Святой Троицы.
И началось.
Два главных архитектора (математики из Греции) и 100 других сделали чертежи. 5 тысяч рабочих возводили правую сторону храма, столько же - левую. Сам Юстиниан работал вместе со всеми на производстве, обмотав голову платком и в самой простой одежде.
Все доходы Византийской империи за 5 лет - не покрыли расходов на сооружение Софии.
Строительство длилось 5 лет и 10 месяцев (532-537гг.) Готовая София открыла двери на день Рождества.
Храм имел форму креста. Стены были из мрамора - розового, зеленого, темно-серого и белого. Пол - тоже из разноцветного мрамора, порфира и яшмы и «походил на луг, усыпанный цветами». Колонны - привезли из древних храмов Ливана и Греции (на нижнем этаже 8 красных колонн (порфир) - из храма Солнца в Баальбеке и другие 8 зеленых (гранит) - из храма Артемиды в Эфесе),
В цемент добавляли масло, известь замешивали на ячменной воде, для алтаря - использовали расплавленное золото с сапфирами, рубинами, топазами, жемчугом, аметистами, ониксом. Золото, серебро, слоновая кость и драгоценные камни - основные строительные материалы Святой Софии.
Мозаики потрясали красотой - на ярко-голубом и золотом фоне были изображены Христос и Пресвятая Богородица, святые, ангелы, серафимы и херувимы, императоры, орнаменты, фрукты, рога изобилия и райские птицы - и сияли как солнце.
Купол - был чудом. Круг, диаметром - 32м!!! Его сконструировали из горшков, сделанных из очень пористой белой глины с Родоса. Глина была легкая как пух, вес 12 горшков = 1 кирпичу! Про купол писали так: «кажется, что он свисает с неба на золотой цепи». В куполе был изображен «Отец Вседержитель и четыре херувима» - из золотой и серебряной мозаики и цветного стекла. В куполе было 40 окон - всё было рассчитано так, что в солнечные дни создавалось впечатление отсутствия какой бы то ни было силы тяжести и парения его в воздухе. Это было - Золотое Небо.
Русские послы от князя Владимира были поражены великолепием увиденного. «Мы не помнили себя, где стоим - на небе или на земле…».
В храме помещалось более 100 тысяч человек.
В 15 веке - турки (султан Мехмед II) захватили Константинополь и Святая София стала мечетью. Разграбили всё, солнечные мозаики и фрески либо уничтожили, либо замазали 3-сантиметовым слоем штукатурки, а некоторые разобрали и продали. Расклепали даже крестообразные засовы на дверях. Пристроили минареты. Православный алтарь (восток) переделали в мусульманский михраб - молитвенную нишу (обращенный в направлении Мекки на юго-восток). В куполе написаны суры-стихи из Корана. На стены повесили огромные (d-7,5м) круглые плакаты-«тутры» или монограммы, на которых золотом по черному арабской вязью написаны имена пророка Мухаммеда, султанов и почитаемых имамов. Золотой крест на куполе Святой Софии заменили на аль - мусульманский полумесяц. …
В 20 веке, в 1935 году храм Святой Софии - музей. Это было распоряжение первого президента (не султана J) Турции Кемаля Ататюрка.
Мы ходили по Святой Софии очень долго, не меньше двух часов.
Полюбовались над алтарем - золотой Богоматерью с младенцем на троне (такой тип изображения называется Влахернским).
Потрогали древние колонны. Они помнят многое.
Постояли около лесов в центре. Внимательно смотрите под ноги, справа от алтаря под куполом есть особая небольшая площадка-круг, выложенная цветным камнем. Это точка считалась Центром Мироздания. Здесь короновали византийских императоров.
Над главным императорским входом в Софию - находится хорошо сохранившаяся золотая мозаика: Христос и склонившийся в поклоне император Лев IV (кон.9 века).
Голубая мечеть или Мечеть Ахмедие.
Голубая - потому что отделана узорной изникской плиткой всевозможных оттенков синего и голубого цвета.
Ахмедие - в честь султана Ахмеда I, который повелел её построить в нач.17 века.
Находится ровно напротив Святой Софии. Их разделяет очень красивая площадь с пальмами, цветами, фонтанами.
«Ахмедие воздушна, как мираж необозримой пустыни; Она весела, как яркие цветники восточных садов; Светла, как летнее утро Стамбула…».
Мы ни разу не были в мечети. Поэтому наше первое посещение мусульманского храма было для нас культурным шоком.
Во-первых, оказалось, что все мечети - это не единые цельные здания, а у них обязательно есть внутренние дворы-площади, окруженные стенами. В центре площади или по бокам - всегда находится либо большой павильон для омовения ног, либо маленькие краники над мраморными желобами.
Во-вторых, нужно снимать обувь, складывать её в пакеты, и либо оставлять на улице, либо, заносить с собой и оставлять внутри на специальных полочках. Вход в мечеть - не распахнутые двери, а плотный кожаный ковер-мат, который нужно немного отклонить, чтобы проскользнуть внутрь. Вход - свободный.
В-третьих, никто не накидывает уже шелковый шнурок-удавку на шеи гяуров, осмелившихся посетить мусульманские святыни.
Атмосфера в мечети(-ях) - очень мягкая. Очень лояльная. Ни одного замечания мы, ни разу не услышали. Огромное пространство мечети перегорожено небольшой золотой оградкой на меньшую половину (для туристов и женщин) и большую (для молящихся мужчин). Весь пол - в чистых красных коврах, которые незаметно, ловко и бесшумно пылесосил старичок-турок. На пол можно сесть. Можно спокойно ходить и фотографировать. Детям можно бегать и скакать. Никто - не делает вам замечаний и не провожает укоризненным взглядом. Наоборот, отношение такое - любуйтесь дивными творениями Аллаха, мы гордимся, нам приятно, что вы это видите и цените. Когда начинается служба, то вас могут попросить пересесть налево (как в Голубой мечети), либо попросить погулять минут 20, пока она не закончится. Ещё женщин просят одевать головные уборы, внутри можно взять платки.