Игры на развитие речи
Игры для малышей от 0 до 3 летНемного расскажу о наших играх с акцентом на речь.
1. Игры на дыхание
Из игр на дыхание явный фаворит: солнышко от Смайл декор, дует на солнышко. Солнышко съемное, можно заменить его на тучку, радугу и что-то еще.
На втором месте: шарик от пинг понга, но приходится держать руки под столом чтобы дула, а не руками хватала и бросала :))))
пёрышки, свисток, ветерки, дуть на лист. В общем взаимозаменяемые штуки, все идут хорошо + у нас всегда с собой мыльные пузыри.
Чуть позже попробую надувать мыльные пузыри в стакане с водой, пока думаю будет пить.
Мыльные пузыри дует на прогулке и в ванной, пока 2 пузыря за раз это потолок, но начало положено.
2. Артикуляционная гимнастика
В классическом варианте она конечно не очень заходит, поэтому пока я с ней гримасничаю после ванны перед зеркалом + сын подключается.
Еще я узнала, что самая классная артикуляционная гимнастика это облизывать тарелку, но как то не решаюсь я на такой способ, опасаюсь что потом тарелки будет облизывать.
3. Немного теории + наша практика.
Сейчас мы сфокусированы на:
1.) запуск речевого автоматизма: Да/нет
Разговариваю с дочкой стимулируя ее отвечать "да" или "нет".
Поймала? да
Пойдем гулять? да/нет
Хочешь выйти?
Пойдем гулять?
За последнюю неделю стала отвечать, пока только "да", "нет" не использует.
Здесь насколько я поняла важно добиться чтобы ребенок отвечал и отвечал правдиво.
2. Запуск звукоподражания (до 2,5 лет)
Т к у детей в детстве наглядно-образное мышление, то тут как раз спасают карточки с звукоподрожанием.
Как занимаемся? Показываю карточки и произношу кто как звукоподражает. ну точнее, так я делала начиная с 6 месяцев, а теперь дочь делает это сама. Я просто сижу и показываю карточки, а она изображает как кто говорит + жесты типа: как хлопать в ладоши, привет, пока, как пальчик обожгла Оля, как самолет летит, телефон звонит и т д.
Дальше думаю буду усложнять таким образом: кладу на пол и спрашиваю покажи где кукушка кукует например.
На фото прекрасная серия карточек говорилок от Елены Янушко.
В свое время с сыном я читала ее книгу и вот уже с дочкой узнала, что начали выпускать карточки. Они прекрасны: картинки очень четкие, картон плотный, но не ламинированный.
Еще у нас есть книжка с трогательными лабиринтами. В целом могу сказать что я не оч довольна этой книжкой, т к я ожидала что на каждой странице структура трогательного материала будет разной, а оказался одинаковый фетр, просто разного цвета + сам лист это прям тонюсенький картон, вандальный ребенок запросто отдерет. Поэтому смотрим эту книгу вместе.

Когда смотрим эту книжку ведем пальчиком (подложка из фетра по которой ведем пальцем) и произносим как звукоподражает животное, которое мы ведем. Например, котик идет по дорожке мяу мяу мяу и пришел к свинке хрю хрю.
Можно не использовать книжки, а просто взять большой лист ватмана или на на песке в песочнице (идеально!) и по дорожке будет кто-то идти и произносить: мяу мяу мяу, гав гав гав и т д.
Здесь важно чтобы заработала связка глаз-мозг-рука и чтобы речь была подчинена действию.
Важно в этом подобрать тему, которая зайдет ребенку, чтобы ему было интересно! Любит кошек, прекрасно! значит отрабатываем на мяу.
3. Вызов глагольной составляющей
Первые действия, которые вызываем: Дай! На!
Тут много игр с карточками когда я кладу на стол две карточки кота и собаки например и говорю дай мне кота. ну и так постоянно меняя карточки:)
4. существительное в запуске речи с добавлением описания и интонации: мяч большой (большой можем показать руками и выделить интонацией и маленький. Соответствующие картинки большой/маленький и подобные беру из Школы семи гномов, моя первая книга и других пособий на 1-2 года.
ВАжно!!! для того чтобы ребенок замечал то как вы говорите, красьте губы яркой помадой, лучше красной, это сразу привлечет внимание к артикуляции! Проверяла на себе, отличный совет и правда работает.
3.2 Кроме того, у нас есть игра "Запуск речи"(серия "Фефекты фикции") от doJoy. Она пока идет чуть хуже карточек от Елены, но тоже ее использую.
Я действую немного по другому чем написано в правилах, я беру 1 день и повторяю его до полного закрепления. Т к это обеспечивает ребенку системность, стабильность и показывает результат.
В игре с зайцем помимо "Заяц иди", я дополнила слова: заяц на, заяц ешь, заяц ам ам, заяц еще, заяц все. Один день говорю "заяц иди", второй день "заяц ам ам", третий "заяц ешь" и т д.
Задание с кошкой: проговорить эмоции и спросить: а почему кошка испугалась, что ее напугало, почему она обрадовалась, почему кошке грустно?
Также к тому как кошка пьет из трубочки, пробуем "лакать" (отличная артикул гимнастика).
В общем отличная игра для формирования структуры чтобы понять как правильно говорить. Вообще после изучения материала и знакомства с пособиями я поняла одно: не говорить очень много и не засорять фон ребенка.
4. Упражнения с руками.
4.1 Массирую пальцы массажным кольцом суджок
4.2 межполушарное взаимодействие:
- 2 фломастера в руки, большой лист бумаги А3 и рисую ее руками, двумя одновременно.
- 2 фломастера в руки и катать колбаски как с пластилином.
- пробую вводить упражнения на синхронизацию рук. Наример покажи 2 указательных пальца, пока просто смотрит. Только начала я это. По идее делать надо каждый день.
5. Книжки
Книжек у нас много. Пока топ: книжка виммбельбух, книжки от Робинс


5. Аудиальное внимание
5.1. Игра "отгадай что шумит": даю слушать разнообразные звуки (подбираю под имеющиеся у меня карточки) + показываю звук вместе с карточкой. Аналогично можно играть не с карточками, а с игрушками.
5.2 сделала сама звуковое лото " найди баночку, которая шумит также". Насыпала в баночки из-под питьевого йогурта одинаковое количество крупы (у меня пшено, горох мелкий, фасоль и т д). и цель найти пару одинаково шумящих баночек.
Видела что аналог такой игры есть у Сима ленд.
Пока эти игры, но буду расширять арсенал.
+ сейчас изучаю тематику развития речи. Так что буду писать что узнала нового.