Сын так или иначе слышит и видит противоречивые отношения к жизни, мало того - испытывает на себе противоречивые требования, о неправильности чего кричит каждый учебник по педагогике. Я говорю, что ничего живого убивать нельзя, что никакие растения уничтожать намеренно нельзя, что никого обижать нельзя, что можно делать всё что угодно, если это не мешает чему-либо вокруг тебя. И стараться решать конфликты словесно. Мои родители на даче учили его пропалывать грядки и вырывать сорняки. Убивали насекомых «вредителей» и говорили Косте, что они их убивают, потому что эти насекомые - вредные, плохие. (оценочное суждение). На днях моя мама пришла к нам с Костей в квартиру (мы вернулись домой кстати, прощай дача), я ей пожаловалась, что много мух летает и она предприняла попытки убивать их газетой. Я ей говорю, что их не надо убивать, их надо прогнать :) Тем более при Косте. А она говорит, что нельзя же Костю растить таким нежным, он же мужик (я в такие моменты, да и вообще часто в последнее время часто таращу на людей глаза и задаюсь вопросом "чтооо?!?!?!" ) И?.. чтобы он не был "таким нежным", нужно учить его убивать? Но если это противоречит моему мировоззрению? Он не нежный, я стараюсь привить ему терпеливость, выносливость, силу воли и т.п. Нежный и добрый - совершенно же разные вещи. Но озвучу наш разговор до конца. - Нельзя же мух разводить! Они же заразу разносят!, - говорит мама; отвечаю: Поэтому их надо убивать? Они же не сами выбрали себе это призвание, их действиями управляет природа!
И вот такие элементарные вещи приходится объяснять тут и там. А потом я задумалась. Я прививаю Косте свой взгляд на мир, своё отношение к жизни. Я считаю, что человек не имеет права ставить себя во главе природы и распоряжаться ею как хозяин. И хотя бы в благодарность природе, да и для себя же и своих потомков вести себя осторожно и бережно. А что, если я ошибаюсь? То есть в верности своего взгляда я уверена, для меня оно верно, но каково будет Косте среди непонимания сверстников? Ведь у нас принято давать сдачи и уметь постоять за себя, принято идти напролом, детям с молоком матери внушаются эгоцентричные принципы жизни, каждый сам за себя и т.п.; над тобой посмеются, если ты поможешь кому-то бескорыстно, осудят и/или посоветуют так не делать. Всё это я встречаю в мире взрослых, которые сквозь предрассудки и мою уверенность в собственной правоте всё-таки могут иногда увидеть в моих словах и действиях что-то сильно и непостижимо светлое, хотя чаще всё-таки у виска покрутят и/или пожалеют, ну да ладно. А ребёнку так важно общественное мнение, да и дети жестоки к непохожим на себя. И потом, вот с моим приятелем недавно мы говорили про то, что я учу сына отдавать последнее: правильно ли я делаю? Ситуация была такая, что я играла у Кости на совести и видела его метания и муки, видела воображаемые весы низкого и высокого в нём и в итоге одержала победу: он отдал мне последнюю конфету)) дело в том, что сладкое я ему даю в ограниченном количестве, и как любой ребёнок он за конфеты душу продаст, поэтому для него это большой подвиг. А Св. говорит, что здесь есть опасность и что Костя может вырасти неподготовленным к жизни, его просто растопчут, если я не научу его думать о себе. Причём я твёрдо уверена, что никто его не растопчет и что я сделаю его счастливым, если буду воспитывать его в восточно-философском ключе. Но мне как и каждой нормальной матери свойственно сомневаться: а вдруг я ошибаюсь? И мой сын будет несчастлив? Но ведь я не могу учить его тому, во что не верю?
Кто-нибудь понял, о чём я толкую? буду благодарна за какие-нибудь соображения и размышления на эту тему. (только не надо пытаться меня убедить в неверности моего взгляда; я устала от споров:))
П. С. пока единственное, что здесь я придумала - это занятия карате. Пойдём уже точно, и Костя хочет. но это так.