Настоящая математика не в том, чтобы складывать какие-то шестизначные числа
Творчество"Математику только затем учить надо, что она ум в порядок приводит" М. В. Ломоносов
С чем ассоциируется изучение математики у вас?
Я проводила опрос школьников 4-х классов (младшая школа) на предмет выявления ассоциации к понятию "математика". У 10-тилетних детей математика - это тетрадка в клетку с примерами.
Но важность математики вовсе не в том, чтобы освоить устный счёт, и с успехом пользоваться оным при совершении покупок.
Более того, исходя из исследования А. А. Копытова (2006г.), в том случае, когда ребёнку на вопрос: "Зачем учить математику?" взрослые отвечают: «Чтобы не обсчитали в магазине», то, научившись устно проводить простейшие расчеты, ребёнок оказывается далее не мотивированным на дальнейшее изучение математики.
Его жизненный опыт, многократно подтверждаемый социумом, заключающийся в похвалах и констатации правильности денежных сумм, принесенных в качестве сдачи, делает ребёнка в отношении высших ступеней математики самодостаточным. А дальнейшее изучение данного раздела наук никчёмным.
Т. о. у ребёнка не развиваются умения:
- правильно рассуждать, формулировать свои мысли;
- удерживать в голове сложные последовательности и выстраивать между ними взаимосвязи;
- навык верить доказательствам, а не авторитетам;
- искать и находить решения поставленных (в том числе самим собой) задач;
- оттачивать остроту ума, быстроту ориентировки в сложных жизненных ситуациях;
- выбирать рациональные варианты достижения цели;
- находить новые нестандартные решения, выбирать оптимальные варианты действий;
- абстрагировать, анализировать, обобщать.
Что за человек вырастет без этих навыков? Удобный член общества, придерживающийся социальной нормы, образца, определяющего то, что человек должен говорить, думать, чувствовать и делать в конкретных ситуациях.
В. И. Арнольд, в своей книжке "Задачи для детей от 5 до 15 лет", приводит задачу:
На книжной полке рядом стоят два тома Пушкина: первый и второй. Страницы каждого тома имеют вместе толщину 2 см, а обложка -- каждая -- 2 мм.
Червь прогрыз (перпендикулярно страницам) от первой страницы первого тома до последней страницы второго тома. Какой путь он прогрыз?
[Эта топологическая задача с невероятным ответом -- 4 мм -- совершенно недоступна академикам, но некоторые дошкольники легко справляются с ней.]
Сообразить как стоят тома - ЭТО настоящая математика! Вот здесь! А не в том, чтобы складывать какие-то шестизначные числа.
Источник материала: