Портфолио дошкольника. Вы уже начали делать?
Детский садПортфолио дошкольника. Зачем оно нужно?
Нашла замечательную статью о том зачем нужно Портфолио Дошкольника
автор С. Г. Юркова,
методист МБУ "Центр развития образования" г. Калачинска Омской области
Выделю основные моменты, что мне показались важными
Функции портфолио и принципы его формирования
диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;
целеполагающая - поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего);
мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты;
содержательная - раскрывает спектр выполняемых работ;
социообразующая - формирует и развивает детско-взрослый коллектив в совместной деятельности;
развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году.
Достаточно широкий спектр представленных функций свидетельствует о значимости такой работы.
При формировании папки достижений важно учитывать ряд принципов.
Во-первых, создавать ее необходимо добровольно, нельзя настаивать на обязательном участии непременно всех воспитанников и родителей. Родители сами принимают решение, нужно их ребенку портфолио или нет.
Во-вторых, участие ребенка в оформлении папки и отборе материалов обязательно.
В-третьих, важно не допустить "соревновательности". Каждый ребенок уникален, и портфолио призвано подчеркнуть это. В-четвертых, важна систематичность работы с портфолио.
Что касается структуры портфолио дошкольника, то педагоги не пришли к единому мнению - подходы в разных дошкольных учреждениях оказались разными. И это стоит рассматривать как творческое отношение к решению задачи, а не как отрицательный момент в работе.
В ходе практического воплощения идей и замыслов участников ИТГ специалисты дошкольных учреждений пришли к выводу, что без участия родителей выполнять такой проект бессмысленно. Поэтому педагогам пришлось провести большую разъяснительную работу, чтобы найти союзников в новом деле. Предметом убеждения служили папки достижений, продемонстрированные на родительских собраниях.
Лучшим доказательством эффективности работы по созданию портфолио стало выступление на заседании инициативно-творческой группы мамы одного из воспитанников. Она рассказывала о том, как вся семья, ребенок и, разумеется, воспитатель собирают детское портфолио. Эта папка не только станет памятной вещью, "вобравшей в себя солнечные крупицы детства", но и пригодится при поступлении в школу.
Безусловно, портфолио дошкольника существенным образом отличается от школьного, что обусловлено возрастными особенностями и педагогическими задачами, которые решаются в этот период развития ребенка.
Основные разделы портфолио дошкольника
"Я расту"
(антропометрические данные разных возрастных периодов, контуры ладони, ступни);
"Моя семья"
(рисунки, записанные со слов ребенка рассказы, фотографии);
"Почитай-ка"
(список любимых книг ребенка, рисунки по произведениям);
"Мои фантазии"
(выдуманные ребенком рассказы, игры, образцы словотворчества, рисунки и творческие работы);
"Грани таланта"
(особые таланты и склонности ребенка в одной или двух областях);
"Умелые ручки"
(поделки, аппликации, оригами, фотографии объемных работ);
"Награда для героя"
(дипломы, грамоты, сертификаты ребенка в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях);
"Скоро в школу"
(фото школы, рисунки на школьную тему, буквы, которые он запомнил, рекомендации для родителей, критерии готовности к школе).
Интересные идеи по структуре и оформлению портфолио дошкольника были найдены в методической литературе, Интернете. Когда суммировали всю информацию, выделили основные разделы.
Стоит отметить, что количество разделов, их название и наполнение не только в разных ДОУ, группах, но и у разных воспитанников одной группы часто отличалось.
Участники инициативно-творческой группы признали целесообразным оформление раздела "Я участвовал в проекте". В Калачинском муниципальном районе большинство детских садов успешно реализуют детско-взрослые проекты, в связи с этим и возникла такая идея. "Расскажу я вам стихи" - раздел, в котором записываются названия выученных ребенком стихотворений. Помимо этого бы ли предложены следующие варианты разделов: "Мои добрые дела", "Вот такой случился случай", "Я сам", "Дружба крепкая не сломается", "Советы родителям" и др.
Определенные разделы портфолио могут заполнить только родители. Они же должны отмечать, поощрять ребенка за "домашние достижения", что подчеркнет значимость выполнения дошкольником различных поручений, будет способствовать укреплению семьи.
На этапе составления портфолио дошкольника большую роль играет использование различных диагностик, позволяющих отследить динамику развития ребенка. Результаты мониторинговых исследований, проводимых в ДОУ, должны найти отражение в папке достижений. При этом важно выбрать максимально лаконичную и в то же время информативную форму представления сведений. Традиционные мониторинговые исследования уровня физического, речевого развития, трудовой деятельности, формирования элементарных математических представлений и другие должны быть представлены на диагностических листах в тематических разделах портфолио, например следующих:
"
Несомненно, степень самостоятельности участия дошкольника в формировании портфолио значительно ниже, чем у школьника. Однако все то, что сегодня ребенок в состоянии сделать вместе с взрослым, завтра он сделает сам. Например, самые интересные продукты деятельности и творчества дошкольника отбираются только при его непосредственном участии. Согласно рекомендациям методической литературы, оформление портфолио - дело совместное, и "красивость" с точки зрения взрослого должна уступить "красивости" с точки зрения ребенка. В процессе работы можно предложить дошкольнику что-либо изменить в оформлении или подборе материалов, но сделать это стоит лишь при желании ребенка.
от себя добавлю :
Одной из желательных вещей в портфолио - это грамоты и дипломы.
Конкурсов для дошкольников не так уж и много. Вот тут собрала список проектов, где можно БЕСПЛАТНО поучаствовать
автор С. Г. Юркова,
методист МБУ "Центр развития образования" г. Калачинска Омской области
Выделю основные моменты, что мне показались важными
Функции портфолио и принципы его формирования
диагностическая - фиксирует изменения и рост (умственный и физический) за определенный период времени;
целеполагающая - поддерживает учебные цели (чему мы обучаем ребенка и для чего);
мотивационная - поощряет достигнутые ребенком результаты;
содержательная - раскрывает спектр выполняемых работ;
социообразующая - формирует и развивает детско-взрослый коллектив в совместной деятельности;
развивающая - обеспечивает непрерывность процесса обучения и развития от года к году.
Достаточно широкий спектр представленных функций свидетельствует о значимости такой работы.
При формировании папки достижений важно учитывать ряд принципов.
Во-первых, создавать ее необходимо добровольно, нельзя настаивать на обязательном участии непременно всех воспитанников и родителей. Родители сами принимают решение, нужно их ребенку портфолио или нет.
Во-вторых, участие ребенка в оформлении папки и отборе материалов обязательно.
В-третьих, важно не допустить "соревновательности". Каждый ребенок уникален, и портфолио призвано подчеркнуть это. В-четвертых, важна систематичность работы с портфолио.
Что касается структуры портфолио дошкольника, то педагоги не пришли к единому мнению - подходы в разных дошкольных учреждениях оказались разными. И это стоит рассматривать как творческое отношение к решению задачи, а не как отрицательный момент в работе.
В ходе практического воплощения идей и замыслов участников ИТГ специалисты дошкольных учреждений пришли к выводу, что без участия родителей выполнять такой проект бессмысленно. Поэтому педагогам пришлось провести большую разъяснительную работу, чтобы найти союзников в новом деле. Предметом убеждения служили папки достижений, продемонстрированные на родительских собраниях.
Лучшим доказательством эффективности работы по созданию портфолио стало выступление на заседании инициативно-творческой группы мамы одного из воспитанников. Она рассказывала о том, как вся семья, ребенок и, разумеется, воспитатель собирают детское портфолио. Эта папка не только станет памятной вещью, "вобравшей в себя солнечные крупицы детства", но и пригодится при поступлении в школу.
Безусловно, портфолио дошкольника существенным образом отличается от школьного, что обусловлено возрастными особенностями и педагогическими задачами, которые решаются в этот период развития ребенка.
Основные разделы портфолио дошкольника
"Я расту"
(антропометрические данные разных возрастных периодов, контуры ладони, ступни);
"Моя семья"
(рисунки, записанные со слов ребенка рассказы, фотографии);
"Почитай-ка"
(список любимых книг ребенка, рисунки по произведениям);
"Мои фантазии"
(выдуманные ребенком рассказы, игры, образцы словотворчества, рисунки и творческие работы);
"Грани таланта"
(особые таланты и склонности ребенка в одной или двух областях);
"Умелые ручки"
(поделки, аппликации, оригами, фотографии объемных работ);
"Награда для героя"
(дипломы, грамоты, сертификаты ребенка в различных конкурсах, олимпиадах, фестивалях);
"Скоро в школу"
(фото школы, рисунки на школьную тему, буквы, которые он запомнил, рекомендации для родителей, критерии готовности к школе).
Интересные идеи по структуре и оформлению портфолио дошкольника были найдены в методической литературе, Интернете. Когда суммировали всю информацию, выделили основные разделы.
Стоит отметить, что количество разделов, их название и наполнение не только в разных ДОУ, группах, но и у разных воспитанников одной группы часто отличалось.
Участники инициативно-творческой группы признали целесообразным оформление раздела "Я участвовал в проекте". В Калачинском муниципальном районе большинство детских садов успешно реализуют детско-взрослые проекты, в связи с этим и возникла такая идея. "Расскажу я вам стихи" - раздел, в котором записываются названия выученных ребенком стихотворений. Помимо этого бы ли предложены следующие варианты разделов: "Мои добрые дела", "Вот такой случился случай", "Я сам", "Дружба крепкая не сломается", "Советы родителям" и др.
Определенные разделы портфолио могут заполнить только родители. Они же должны отмечать, поощрять ребенка за "домашние достижения", что подчеркнет значимость выполнения дошкольником различных поручений, будет способствовать укреплению семьи.
На этапе составления портфолио дошкольника большую роль играет использование различных диагностик, позволяющих отследить динамику развития ребенка. Результаты мониторинговых исследований, проводимых в ДОУ, должны найти отражение в папке достижений. При этом важно выбрать максимально лаконичную и в то же время информативную форму представления сведений. Традиционные мониторинговые исследования уровня физического, речевого развития, трудовой деятельности, формирования элементарных математических представлений и другие должны быть представлены на диагностических листах в тематических разделах портфолио, например следующих:
"
Несомненно, степень самостоятельности участия дошкольника в формировании портфолио значительно ниже, чем у школьника. Однако все то, что сегодня ребенок в состоянии сделать вместе с взрослым, завтра он сделает сам. Например, самые интересные продукты деятельности и творчества дошкольника отбираются только при его непосредственном участии. Согласно рекомендациям методической литературы, оформление портфолио - дело совместное, и "красивость" с точки зрения взрослого должна уступить "красивости" с точки зрения ребенка. В процессе работы можно предложить дошкольнику что-либо изменить в оформлении или подборе материалов, но сделать это стоит лишь при желании ребенка.
от себя добавлю :
Одной из желательных вещей в портфолио - это грамоты и дипломы.
Конкурсов для дошкольников не так уж и много. Вот тут собрала список проектов, где можно БЕСПЛАТНО поучаствовать
Дистанционные
проект Вот задачка http://vot-zadachka.ru - здесь Художественные конкурсы и Олимпиады для учеников с 1 по 11 класс. Участие бесплатное. Диплом высылают эл. почтой. Стоит 100 р ( за оформление)
проект Пятерочка http://o-five.ru/ - здесь только Олимпиады для школьников. Оргвзнос за нее 60 р. Диплом присылают почтой.
проект "Моя победа" http://www.konkurs-pobeda.com/ - Олимпиады и конкурсы. Оргвзнос 100 р. Диплом высылают в электронном виде.
проект "Аристос" http://aristosolimp.ru/, сайт модернизировли, добавили новые разделы. Тут я нашла Викторины и конкурсы для ДОШКОЛЬНИКОВ - бесплатно! Так же есть худ. конкурсы и олимпиады. Худ конкурсы бесплатно. Олимпиады - орг. взнос 100 р. Наградные материалы высылают в эл. виде.
Он лайн
проект Меташкола http://metaschool.ru/ - в определенный день и час ребенок должен быть за компом и решить за час задания. Олимпиады по математике, англ, фр. яз. Диплом дают в эл. виде.
проект Вот задачка http://vot-zadachka.ru - здесь Художественные конкурсы и Олимпиады для учеников с 1 по 11 класс. Участие бесплатное. Диплом высылают эл. почтой. Стоит 100 р ( за оформление)
проект Пятерочка http://o-five.ru/ - здесь только Олимпиады для школьников. Оргвзнос за нее 60 р. Диплом присылают почтой.
проект "Моя победа" http://www.konkurs-pobeda.com/ - Олимпиады и конкурсы. Оргвзнос 100 р. Диплом высылают в электронном виде.
проект "Аристос" http://aristosolimp.ru/, сайт модернизировли, добавили новые разделы. Тут я нашла Викторины и конкурсы для ДОШКОЛЬНИКОВ - бесплатно! Так же есть худ. конкурсы и олимпиады. Худ конкурсы бесплатно. Олимпиады - орг. взнос 100 р. Наградные материалы высылают в эл. виде.
Он лайн
проект Меташкола http://metaschool.ru/ - в определенный день и час ребенок должен быть за компом и решить за час задания. Олимпиады по математике, англ, фр. яз. Диплом дают в эл. виде.