Логика и счёт в 4 года.

Одной из игрушек, полученных в подарок от друзей на 4-летие, стала «Закручивай и учись» от Learning resourсes. Я её до этого вживую не видела, но мне понравилась идея - мозаика, составляющаяся из крупных разноцветных болтов. Их можно вкручивать в поле вручную или с помощью электрической отвертки с двумя разными насадками.
Изначально слова «Закручивай и учись» я воспринимала как обучение работе с отверткой. Уже год как я думала о том, что пора бы мальчику понакомиться с реалистичными инструментами. Оказалось, что никаких сложностей с тем, чтобы закрутить болт отверткой у Димы не возникает. Т.е. он умел делать это до появления игры.

В первой же раз, играя вместе, я увидела множество математических и логических заданий, без решения которых практически невозможно создать узор (куда поставить болт, сколько болтов какого цвета, симметрия). Если только родитель не будет указывать пальцем куда вкручивать болт. Такой вариант игры тоже возможен - прекрасно развивает мелкую моторику - и подходит для детей чуть ли ни с двух лет. Но обучающий эффект от игрушки будет в этом возрасте намного меньше.
Год назад я подумывала купить эту игрушку, но рада, что она появилась у нас сейчас. Потому что именно сейчас усвоено можество понятий, таких как: выше-ниже, справа-слева, ряд-место, угол, счёт наконец. Дима сейчас способен сам посчитать, сколько болтов того или иного цвета необходимо взять.

Мы играли всей семьей. Поскольку игра для нашего четырехлетего сына энергозатратная, мы с мужем иногда предлагали вкручивать болты по очереди. Дима ни разу не дал этого сделать. Видно, что интерес к игре есть, но всё же он очень устаёт думать. Поэтому мы делали паузы на отжимания))) Как чудесно, что папа является в этом постоянным прмером!

В три года и 8-9 месяцев у Димы наступило время, когда он охотно стал играть по инструкции. До этого сын играл по своим правилам. Сейчас он готов попробовать выложить узор как на схеме, построить пирамиду как на картинке и взяться за т.п. выстраивание логических рядов и симметрий.
В играх на логику всегда важно чувствовать тонкуя грань между «сделать все самим», «не наседать с наводящими вопросами» и «вовремя помочь». При этом помощь должна быть такой, чтобы ребенок имел возможность додуматься до чего-то самому. Именно такие достижения и являются самым ценным эффектом от игры. В общем, приходится подбирать слова и стараться создать ситуацию успеха.
В начале, когда игра была совсем еще не понятна и на Диму обрушилось много новой информации (работа с инструментом, работа о схемой) я предложила свой алгоритм действий. Он был таков: выставить болты по рядами, как при вышивании крестиком (в первом ряду отсчитать место болта и закрутить его, во втором ряду и т.д. все болты по рядам).

Как только Дима освоился и стал ловко управляться с инструментом, он предложил свой алгоритм действий:
· * выбрать цвет на картинке (цвет детали, находящейся близко к краю);
· * сосчитать, сколько болтов этого цвета понадобится;
· * выложить все 10 и оставить только нужное количество (если много)/берёт из коробки нужное количество (если до 5 штук);
· * по схеме всеми способами попытаться понять, где находится болт (посчитать место в ряду, соотнести с уже вкрученными болтами, найти место «на глаз»);
· * вставить один или несколько болтов в ячейки и закрутить их;
· * исправить ошибки ( мы говорим только об их наличии).
Так совпало, что именно сейчас, уже месяц, мы читаем математическую книгу «Приключения Томатика и Кубарика». Понятия первого тома этой книги (выше-ниже, справа-слева, шире-уже, поровну, одинаково, больше-меньше, длиннее-короче и т.д.) были освоены Димой уже давно. Какие-то раньше, какие-то позже. А вот второй том как раз вовремя - именно сейчас Дима очень заинтересован счетом. Хоть в книге счет дается до 10, а сын считает до 100, есть чему поучиться и о чем подумать - в книге дается много задачек, решаемых логически. При этом нет нагрузки в виде изучения знаков (цифр). Нам, я предполагаю только сейчас можно потихоньку начинать раскрывать эту тему. Раньше смысла и интереса не было.

Очень интересно было отметить для себя, какими темпами Дима научился считать до 100. Еще полгода назад (3,5) сын считал до трёх, прошел месяц-полтора (3,7) - он начал считать до четырех, еще месяц (3,8)- пересчитывал все пальцы на руке. А дальше просто-таки в геометрической прогрессии...Счёт стал настолько интересен, что Дима научился считать до 10 к 3 годам и 9 месяцам, до 20 - к 3 годам и 10 месяцам, до 100 - к 3 годам и 11 месяцам. Сейчас, ровно в 4 года, считает все вокруг и постоянно проговаривает числа.
Забавно, что изначально «одинадцать» звучало как «десять один», «двенадцать» как «десять два» и т.д. Хотя двадцать один сразу было «двадцать один»)))
А знаете, кто и как научил Диму считать до ста??? Папа! Шесть лет в Бауманке не прошли даром!))) Он каждый вечер чистит зубы Диме и считает при этом до ста. Вот такое обучение. Сын и порядок цифр запоминает и понимает, и зубы стал чистить с бОльшим удовольствием.

Недавно впервые сын показал, что в счете перешел на новый уровень. Мы как раз читали очередную главу «Кубарика и Томатика». На странице было два ряда картинок. Каждый предмет верхнего ряда стоял напротив предмета нижнего ряда. И наблюдательному Диме было сразу заметно, что в нижнем ряду предметов больше. Обычно сын считал сколько предметов в верхнем ряду и после этого предметы в нижнем ряду считал заново с единицы. А тут сосчитав предметы верхнего ряда перешел к счету в нижнем и просто назвал следующую цифру - шесть. Вот, казалось бы, что такого? А меня так радуют каждый раз его успехи и маленькие шаги в сторону понимания!!!
Начался у нас новый интересный период, связанный с логическими задачами и счетом. С математикой вообще. Хотя, читая книгу, я поняла, что со многими понятиями я познакомила Диму уже давно, сама того не осознавая.
