ТН "Звуки"
Тематические недели (КАТЕГОРИЯ ЗАКРЫТА) ТОЛЬКО СТАРЫЕ ПОСТЫ!Эта неделька посвящена звукам. Нас постоянно окружают разные звуки: будь то наша речь, музыка или звук капающей воды, гудение компьютера. Часто мы перестаем замечать их, но для ребенка, который активно познает мир, все это – очень важно и интересно. Поэтому на этой неделе мы буем знакомить ребенка со свойствами звуков, и с тем, как и где используются звуки, как интересно можно играть со звуками.
Очень важно не просто показать отдельные свойства, но и дать возможность ребенку услышать звуки в разных, самых привычных ситуациях. Старайтесь обратить внимание ребенка на разные звуки на этой неделе: моете руки – журчит вода, готовите суп - бульканье, закрываете дверцу - хлопок, уронили ложку - стук и т. д.
Ваш ребенок уже достаточно большой и может усвоить приличный объем информации. Но не стоит стремиться ко всему сразу. Не забывайте, что главное – интерес. А каждодневное напоминание, акцент внимания на звуки вокруг, создадут условия, когда информация легко и прочно усвоится.
Всю недельку мы будем играть со звуками, пытаться извлечь звуки из самых разных предметов и игрушек, поэтому любые музыкальные игрушки, детские музыкальные инструменты, свистки, погремушки, будут очень хорошим дополнением.
Замечательно, если хотя бы на этой неделе у вас дома будет гитара, даже если никто в семье не умеет играть, перебирание струн даст много новой информации для ребенка. Отлично, если у ребенка будет возможность послушать игру на гитаре или пение под гитару.
Понадобятся на этой неделе и аудиозаписи. Желательно, чтобы вы нашли записи звуков живой природы: море, лес и т.п. Это не только познавательно, но и способствует расслаблению ребенка, такие записи хорошо ставить во время игр. Позже их можно будет использовать для пробуждения фантазии, для создания определенной атмосферы во время ролевой игры или праздника.
Игра на каждый день
Шумящие коробочки Монтессорри
В течение этой недели мы предлагаем вам играть вместе с ребенком с пособием Монтессори «Щумящие коробочки».
Если у Вас нет этого пособия, его легко сделать. Возьмите баночки или коробочки двух цветов (например, красного и синего). Каждого цвета по шесть или семь баночек.
Баночки нужно заполнить шумящим материалом. Наполнитель может быть любой: горох, макароны, спички, семечки, монетки и т.п. Звук должен четко отличаться от других баночек.
Попарно наполните баночки разных цветов одинаковым наполнителем.
Можно брать от фотопленки, пластмассовые контейнеры от шоколадных яиц, бутылочки от питьевых йогуртов, спичечные коробки и т.п. Если вы будете оставлять баночки ребенку для самостоятельной игры, то их надо заклеить.
На дно одинаково звучащих баночек ставите одинаковые метки (значки или просто цветные пятнышки). Эти метки позволяют проверить: правильно ли подобрана пара.
Ребенок берет одну из красных баночек, слушает ее звук. Затем, перебирая синие баночки, находит ей пару. А после этого переворачивает баночку, чтобы проверить, правильно ли он нашел пару. Снизу у баночки должна быть какая-нибудь пометка о парности.
Не подсказывайте ребенку. Не торопите его. Дайте одну красную баночку, и попросите найти вторую баночку, которая будет звучать так же. Дайте ребенку время самому разобраться.
Играйте с баночками каждый день на протяжении этой недельки.
1 день Тема дня: КАКИЕ БЫВАЮТ ЗВУКИ
Как мы слышим
Мы слышим ушами. И то, насколько хорошо мы слышим, зависит и от наших ушей. Если уши уменьшить, закрыть – слышим хуже.
Попросите ребенка придумать, как можно помешать звуку попасть в ухо: закрыть уши ладошками, закрыть уши пальчиком, приложить к ушам небольшие подушечки, надеть наушники и т.п. Включите музыку, песенки, и сравнивайте, как изменяется громкость.
А как усилить звук? Надо увеличить уши – приставляем к ушку ладошку – становится лучше слышно. Сделайте из картона конусы, которые можно было бы надеть сверху на ушко, приставить к ушку. Найдите расстояние, на котором даже такие чуткие уши не смогут уловить очень тихой музыки или шепота.
Слон и слоненок
Для игры понадобится хотя бы одна картинка или фигурка слона. Лучше взять две: большую и маленькую. Если картинка всего одна, то понадобятся еще два кружка: большой и маленький.
Ребенок будет то слоном, то слоненком. Слон говорит «Ы-ы-ы-ы-ы» - громкий звук. А слоненок еще маленький, он говорит «И-и-и-и-и» - тихий звук. Теперь ребенок по вашей команде будет ходить по комнате и изображать, то слона, то слоненка: «Слон идет, слоненок идет». Сопровождайте слова показом маленькой или большой картинки. Можно просто ходить, а можно изображать слона (на четвереньках, или показывать рукой хобот).
Варьируйте способ задания – только словом, только картинкой, и тем и другим.
Эта игра развивает слуховое и зрительное внимание и артикуляционный аппарат.
Поиграйте аналогично с другими звуками: большая кукла плачет «Аа-а-а-а», а маленькая «Я-я-я-я-я» (кукла может кружиться на месте, например); большой корабль гудит «У-у-у-у-у-у», а маленький кораблик «Ю-ю-ю-ю-ю»(корабль плывет), большой медведь поет и раскачивается «Э-э-э-э-э», а маленький медвежонок «е-е-е-е-е», большой колокол гудит «Бом! Бом! Бом!», а маленький колокольчик «Бём, бём, бём»(качайте рукой в такт словам).
Звонко - глухо
Для игры понадобится колокольчик или бубенчик.
Чтобы колокольчик звенел звонко, его надо держать за петельку, а глухо – зажать рукой «юбочку».
Договоритесь, что будет делать ребенок по глухому и звонкому звуку. Например, на глухой звук – приседать, а на звонкий – поднимать руки и тянуться вверх.
Глухой звук – наступила ночь, цветочек заснул, звонкий – день, цветочек растет, тянется к солнышку.
Поменяйтесь ролями, пусть теперь ребенок попробует извлекать из колокольчика звонкие и глухие звуки.
Высокий – низкий
Для игры можно использовать музыкальный инструмент, или самой маме произносить звуки. Для этого нет необходимости в музыкальном слухе. Вполне достаточно обозначить принципиальное различие между звуками.
Высокий звук – под этот звук ребенок машет руками и «летает по комнате», потому что высоко в небе летает птичка и также издает высокий звук. Низкий звук – низко, по земле, под землей, ползет червячок. Червячка можно показывать движением только руки, или ползать на полу.
Поменяйтесь ролями, пусть теперь ребенок пробует издавать высокие и низкие звуки, а Вам придется выполнять команды.
2 день МЫ ИЗДАЕМ ЗВУКИ
Какие звуки мы издаем.
Человек издает много разных звуков. Называйте их ребенку, пусть он изобразит эти действия, звуки:
<!--[if !supportLists]-->® <!--[endif]-->Говорим
<!--[if !supportLists]-->® <!--[endif]-->Смеемся
<!--[if !supportLists]-->® <!--[endif]-->Плачем
<!--[if !supportLists]-->® <!--[endif]-->Кричим
<!--[if !supportLists]-->® <!--[endif]-->Пищим
<!--[if !supportLists]-->® <!--[endif]-->Шипим
<!--[if !supportLists]-->® <!--[endif]-->Свистим
<!--[if !supportLists]-->® <!--[endif]-->Болтаем языком
<!--[if !supportLists]-->® <!--[endif]-->Цокаем
<!--[if !supportLists]-->® <!--[endif]-->Цыкаем
<!--[if !supportLists]-->® <!--[endif]-->Щелкаем пальцами
<!--[if !supportLists]-->® <!--[endif]-->Хлопаем
<!--[if !supportLists]-->® <!--[endif]-->Топаем
<!--[if !supportLists]-->® <!--[endif]-->Стучим
Если ребенок затрудняется показать звук, подскажите ему. Повторяйте звуки несколько раз.
А теперь попробуйте поиграть наоборот: пусть ребенок изображает какой-то звук, а Вы называйте, как называется такое действие.
Как мы говорим
Зажгите небольшую свечку, поставьте ее недалеко от рта и говорите. Пламя будет колебаться, потому что, произнося что-то, мы выдыхаем воздух, именно движение воздуха и слышно нашему уху.
Предложите ребенку произносить слова и смотреть, как колеблется пламя.
Положите руку на горло. Во время разговора пальцы будут чувствовать колебания гортани. Ведь когда мы говорим, звук идет не только наружу, но и внутри нас.
Можно сделать еще и так. Лягте на спину, пусть ребенок приложит ухо к вашему животу, а верхнее ушко закроет подушкой. Говорите, звук будет хорошо слышен от живота.
Запишите голос ребенка на магнитофон, диктофон. Дайте ему прослушать. Объясните, что вот так слышат его голос окружающие. А то, как он сам себя слышит, это как раз результат того, что звук и внутри тоже идет. Вот поэтому, он сам себя слышит иначе.
Запишите аналогично голоса других знакомых людей. Предложите ребенку отгадать, кто где говорит. Запишите несколько разных записей одного и того же человека.
А теперь зажмите нос и поговорите. Звук изменился. Предложите ребенку попробовать говорить таким образом.
А теперь возьмите банку. Говорите в банку. Послушайте, какой получается звук.
Как далеко слышно
Ребенок становится к Вам спиной. Говорите какое-нибудь слово, например, называйте игрушку. Ребенку надо повторить, что вы сказали. Если повторил правильно – он делает шаг от вас. Говорите еще слово, ребенок делает шаг от вас, пока не ошибется. Посчитайте сколько это шагов.
Так же измерьте слух других членов семьи. У кого самый острый слух? Кто хуже всех слышит?
Хлопаем и топаем
Ребенок должен хлопать, если вы говорите «мама», и топать, если называете имя малыша.
Можно называть что-то другое: живое – неживое, съедобное – несъедобное, правильно – неправильно. Главное, чтобы ребенок понял, что хлопки и топот – это замена слов «правильно» и «неправильно» и т.п.
3 день Тема дня: ЖИВОТНЫЕ ИЗДАЮТ ЗВУКИ
Когда и почему животные издают звуки
Животные издают звуки, когда хотят что-то рассказать или человеку, или другим животным. Если у Вас дома есть животное, понаблюдайте вместе с ребенком за его поведением, постарайтесь угадать, что означают те или иные звуки, что произносит животное. Если ребенок сам затрудняется, помогите ему – выскажите свои предположения. Если дома животного нет, сходите в гости, зоопарк.
Прочитайте дополнительные материалы про язык животных. Если ребенок заинтересовался, как и о чем говорят животные, зачитайте ему некоторые выдержки или перескажите сами.
интересные факты о слухе, строение и размерах ушей разных животных. Внимательно рассмотрите сами слайды, покажите ребенку те особенности, про которые идет речь – перышки на ушах, кожистые складки и т.п.
Если у Вас дома есть какое-то животное внимательно рассмотрите особенности строения его ушей. Напомните ребенку, что обращаться с животным надо очень аккуратно, не причинять ему боль.
Игра «Кто как голос подает»
Подберите набор фигурок животных или картинки. Показывайте ребенку карточки и спрашивайте, как это животное голос подает. Сначала произносите только звук, т.е. волк – «у-у-у-у», воробей – «чирик-чик-чик» и т.д.
Игра «Кто как голос подает»
Подберите набор фигурок животных или картинки. Показывайте ребенку карточки и спрашивайте, как это животное голос подает. Сначала произносите только звук, т.е. волк – «у-у-у-у», воробей – «чирик-чик-чик» и т.д.
А потом глаголы – что делает?:
Волк – воет;
Воробей – чирикает;
Ворона - каркает;
Голубь - воркует;
Гусь - гогочет;
Ёжик – фыркает;
Жук – жужжит;
Змея – шипит;
Индюк - кулдыкает;
Кабаны, свиньи - хрюкают;
Коза - блеет;
Корова - мычит;
Кошка – мяукает, мурлычет;
Кузнечик - стрекочет;
Кукушка – кукует;
Курица – кудахчет, квохчет;
Лошадь - ржет;
Лягушка - квакает;
Осел - ревет;
Петух - поет, кукарекает;
Пчела - жужжит;
Рыба – молчит;
Слон - трубит;
Собака - лает;
Сова - ухает;
Сорока – трещит, стрекочет;
Тигр, лев – рычит.
Утка - крякает;
Цыпленок – пищит.
Оставьте несколько самых простых карточек, например собаку, кошку, корову, петуха. Попросите найти животное, которое лает? Мычит? Пусть ребенок изобразит, как именно лает, как мычит.
Если ребенок стал справляться с этим заданием, добавьте еще карточки или возьмите другой набор из 4-5 карточек.
Найди птичку
Возьмите игрушку птичку или картинку. Завяжите ребенку глаза. Чирикайте, пойте, чтобы ребенок вас по звуку нашел.
Прежде чем начинать игру, потренируйтесь просто находиться с завязанными глазами. Уберите лишние предметы, за которые может зацепиться ребенок.
Заяц – барабанщик
Зайцы умеют барабанить лапами. Они так рассказывают о приближающейся опасности. Вот сегодня ребенку предстоит попробовать помочь зайчику спрятаться от хищников.
Возьмите барабан, коробку, кастрюлю, пластмассовое ведро и т.п. Это будет пенек. Но, оказывается, сигналы бывают разными. И надо не просто так стучать, а в определенном порядке.
Для начала ритмический рисунок должен быть очень простым, например, таким: тук-тук. Покажите рисунок. Попросите ребенка повторить его. Попробуйте несколько раз. Усложните немного, и снова потренируйтесь. Когда ребенок освоился со своей ролью, начинайте игру.
Возьмите фигурки или картинки разных животных, как опасных для зайца, так и нет. Показывайте из «укрытия» фигурку. Если это животное представляет опасность для зайца – ребенок должен начать стучать, если нет – не стучит.
Как только ребенок правильно среагировал на появление зверя, приговаривайте с досадой в голосе: «Ох, уж этот заяц! Всех предупредил, не будет мне добычи теперь!». А потом можете еще и другими животными показаться – поблагодарить за помощь.
Если ребенок справился с таким вариантом, можете усложнить задание, сделайте рисунок сложнее, например, такой: тук – тук, тук. Если Вы будете возвращаться к этой игре еще, придумывайте новые ритмические рисунки.
- игра Угадай звук животного
http://viki.rdf.ru/item/49/
4 день Тема дня: ЗВУКИ В ПРИРОДЕ
Посмотрите дополнительную презентацию «Звуки в природе».
http://900igr.net/prezentatsii/priroda/Zvuki.files/Zvuki-prirody.html
Рекомендации по использованию дополнительной презентации
Для начала просмотрите презентацию без ребенка, чтобы заранее знать ее содержание.
В презентации показано, какие звуки можно услышать в неживой природе. Просматривая презентацию, объясняйте ребенку, что за явление показано на слайде, когда и где такое бывает.
Подражаем природе
Попробуйте вместе с малышом изобразить звуки природы, как воет ветер, шелестят волны, журчит ручеек, грохочет гром. Можете помогать себе какими-то предметами. Например, гром можно изобразить с помощью металлической кастрюли и ложки.
Эхо
Эхо – это явления повтора звука. Возникает из-за отражения звука от предметов: в горах, в пустом большом помещении и т.п.
Поиграйте с ребенком в эхо. Вы называете ему слово, а он повторяет его конец. Например: машина – на, кукла – ла, мячик – чик и т.п.
Если ребенок разобрался, и повторяет легко, можете говорить уже словосочетание, тогда «эхо» будет повторять уже последнее слово: грузовая машина – машина, красивая кукла – кукла.
Поменяйтесь ролями – пусть ребенок говорит, а вы будете его эхом.
А теперь попробуйте поиграть по-другому. Пусть сначала эхо говорит, а ребенок придумывает слово, которое бы так заканчивалось. Для начала, для облегчения, можете взять несколько картинок, и называть окончания слов с картинок.
Угадай, что шуршит
Подберите материалы: газетную бумагу, глянцевую – журнальную бумагу, салфетку бумажную, целлофан, капроновую ленту.
Пошуршите вместе с ребенком каждым материалом. Послушайте внимательно получающиеся звуки. А теперь предложите малышу отвернуться, и пошуршите чем-то. Теперь он может повернуться и показать, какой материал шуршал. Если он сразу затрудняется, пусть еще раз попробует пошуршать разными материалами.
Начинайте игру с 2-3 материалов, остальные добавляйте по мере игры.
Рисуем звуки
Включите звуки природы: море, лес и т.п. Дайте бумагу и мелки. Предложите изобразить те звуки, что он слышит. Даже если ребенок не захочет, пусть просто порисует под звуки природы.
http://viki.rdf.ru/item/453/
5 день Тема дня: ЗВУКИ В ГОРОДЕ
Игра-путешествие «Звуки в городе»
Идите с ребенком на прогулку. Время от времени останавливайтесь, закрывайте глаза и слушайте звуки вокруг. Попытайтесь выделять – как едет машина, как говорят люди, открываются двери транспорта и т.п.
Зайдите на детскую площадку и поиграйте там. Попытайтесь услышать, с каким звуком съезжают с горки, залазят по лесенке, катаются на качелях, насыпают песок или сгребают снег и т.п.
Сходите в парк, послушайте звуки там.
Куда еще можно сходить и послушать звуки: на стройку, в магазин, на вокзал.
Вернувшись домой, возьмите картинку (фотографию), изображающую те места, где вы были. Показывайте на объект, и вспоминайте, какие звуки он издавал. «Вот машина. Какой звук она издает? Вот горка. С каким звуком по ней съезжают дети?»
Попробуйте поиграть и наоборот: произносите какой-то звук, пусть ребенок догадается, где такой звук был.
Кто и что звучит
Возьмите ту же картинку или фотографию и пуговицы двух цветов. Показывайте предметы на картинке, называйте их. Если предмет без помощи человека, ветра и т.п. издает звуки (например, на картинке кошка, человек и т.п.) – кладите на него пуговицу одного цвета. А если сам по себе он молчит, но мы можем сделать так, чтобы появился звук (например, песок можно пересыпать, по горке можно постучать, пройтись) – кладите пуговку другого цвета. Если ребенку сразу трудно, то подсказывайте ему, рассказывая ситуацию.
Поделка «Погремушка»
Погремушка, по названию, должна греметь. И греметь она может по-разному.
Подготовьте несколько баночек, бутылочек, коробочек с крышками и материал, который можно засыпать в них: горох, фасоль, макароны, пробки от бутылок, бубенчики, монетки, скрепки и т.п. Будем делать погремушки.
Предложите ребенку засыпать в коробочку немного какого-то материала. Уже это – хорошее задание для пальчиков малыша. Закройте крышку. Послушайте, как гремит погремушка. Добавьте или достаньте немного наполнителя. Снова послушайте. Как изменился звук?
Сделайте несколько погремушек с разным звучанием. Хорошо бы сделать одну звонкую, одну глухую погремушки.
Возьмите банку от влажных салфеток или пол литровую или даже литровую пластиковую бутылку. Засыпьте в нее немного макарон. Эта погремушка может издавать разные звуки, все будет зависеть от того, как Вы будете ее трясти. Если, взяв за горлышко – звук будет звонкий, громкий. Если, расположив горизонтально, звук будет глухой. Если понемногу наклонять, а внутрь, кроме макарон заложить, например, небольшой согнутый кусочек картона, то макароны будут пересыпаться с приятным шуршанием. Предложите ему самому найти разные способы звучания. Покажите ребенку те способы, что он сам не придумал.
Обклейте погремушки сверху белой или цветной бумагой. Украсьте наклейками, нарисуйте узоры, сделайте аппликацию. Что бы рисунок сохранился дольше, можно сверху обклеить скотчем.
Не выбрасывайте игрушки сразу. Они Вам пригодятся в ближайшее время.
Игра «Путешествие»
Вы собираетесь в путешествие. Для начала, пусть оно будет недолгим. Пусть машинка проедет по комнате, кукла пройдет до двери и т.п. Но вы, вместе с ребенком, будете озвучивать все действия – шаги, звук двигателя, хлопанье дверей, скрип досок. Понятно, ребенок многое выпустит из виду, подскажите ему.
Если путешествие удалось, усложните маршрут. Двигайтесь не только по квартире, но и «заезжайте в лес», «заплывайте в море», можно путешествовать по карте.
6 день Тема дня: ДОМАШНИЙ КОНЦЕРТ
Поисковая экспедиция: что дома звучит
Пройдите с ребенком по дому. Сначала найдите предметы, которые сами по себе издают звуки: бытовая техника, шум льющейся воды, жарящееся что-то, кипящая вода, радио, телевизор, магнитофон, звонок входной, домофон, телефон, работающий компьютер, хлопанье двери, открывающийся шкаф, ящик, щелканье замка и т. д.
Каждый раз, называйте сам предмет, действие, которое вызывает звук – хлопает, и воспроизводите сам звук, как именно хлопает.
Теперь снова пройдите по дому, и все оставшиеся предметы попробуйте заставить звучать: трясите, хлопайте по ним, дергайте и т.п. Снова пытайтесь воспроизвести тот звук, что получается.
Поделка – водяная ударная установка
Соберите несколько стеклянных бутылок, банок, стаканов.
Наливайте в каждый по очереди немного воды, и, меняя количество воды, добивайтесь разного звучания. Чтобы не разбить случайно стекло, хорошо использовать в качестве барабанной палочки китайские палочки для еды.
Предложите ребенку поиграть на получившемся «инструменте».
Поделка – трещотка
Трещотка – древний инструмент. Его использовали и славяне, есть аналоги и у других народов. Мы будем делать веерную трещотку.
Посмотрите на рисунке, как она выглядит.
<!--[if gte vml 1]>
Возьмите длинную веревку и с десяток прищепок. Лучше всего деревянных. Завяжите узелок на веревке, оставив кончик сантиметров 7. После узелка наденьте прищепку, снова завяжите узелок, дальше снова прищепку. И так далее.
Если у Вас есть время, материалы и терпение, то трещотку можно сделать лучше. Возьмите, например, палочки от мороженного, или ученические линейки разрежьте на кусочки порядка10 см. Сделайте в верхней части отверстие. Протяните несколько слоев веревки туда – сюда, сделав узы на концах. Такая трещотка будет звучать лучше.
Состоят трещётки из набора 18 - 20 тонких дощечек длиной 16 -18 см., сделанных обычно из дуба и соединённых между собой плотной верёвкой, продетой в отверстия верхней части дощечек. Для того, чтобы дощечки вплотную не прикасались друг к другу, между ними вверху вставлялись небольшие пластинки из дерева шириной приблизительно2 см.
Трещотку берут за концы веревок в обе руки. От резкого или плавного движения пластины ударяются друг о друга, издавая сухой, щёлкающий звук. Держат трещотку обычно на уровне головы или груди, а иногда выше.
Играем на ложках
Ложки - своеобразные кастаньеты в виде комплекта обыкновенных деревянных столовых ложек, рукоятки которых иногда были с бубенцами. Игровой комплект состоит из 3-5 ложек, одна из них - большого размера. Существуют три способа игры на ложках.
Первый способ игры. В левой руке, рукоятками наружу и выпуклостями полушарий внутрь, зажимают 2 ложки так, чтобы при разжатии и сжатии пальцев они ударялись одна о другую. В правой руке за рукоятку держат третью ложку и ударяют ею по ложкам в левой руке. Если есть четвертая, большая ложка, то ее засовывают рукояткой за голенище сапога и время от времени ударяют по ней той же третьей ложкой.
Второй способ игры. В каждой руке, между пальцами, зажимают по паре ложек, направленных выпуклостями одна к другой. Встряхивая руками попеременно или одновременно, исполнитель производит ритмические удары (щелчки). В иных случаях парой ложек правой руки ударяют о пару ложек левой руки.
Третий способ игры. Между пальцами левой руки, выпуклостями полушарий наружу, зажимают 3 ложки, расходящиеся веером. За голенище сапога левой ноги засовывают четвертую, большую ложку. В правую руку берут пятую ложку, которой и производят удары: скользящий - по трем ложкам левой руки и сильный, отрывистый - по ложке, находящейся за голенищем сапога.
Иногда к ложкам приделывали бубенчики. Веселое пощелкивание ложек и звон бубенчиков когда-то сопровождали лихой перепляс на народных гуляньях.
Возьмите 2 деревянные ложки. Покажите ребенку, как можно стучать одной ложкой по другой. Попробуйте взять третью ложку. Две ложки надо зажать пальчиками одной руки, а третьей бить по ним. Попробуйте научиться с помощью трех ложек, стучать какой-нибудь простой ритм. Попробуйте научиться стучать одной рукой чашкой одной ложки по другой
Собираем кухонный оркестр
На кухне много замечательно звучащих предметов. По кастрюлям, перевернутым банкам и мискам можно стучать, как по барабанам.
Крышками можно хлопать друг по другу.
Добавьте сделанные погремушки, трещотку, водяную установку и деревянные ложки. Инструментов хватит на целый оркестр.
В идеале, сыграть что-нибудь веселое и бесшабашное вечером, когда соберется вся семья, когда папа и другие родственники смогут подыграть на других инструментах. Но, если родственники негативно отнесутся к шуму, сыграйте сами небольшой домашний концерт. Главное – весело и шумно.
7 день Тема дня: ТАКИЕ РАЗНЫЕ ЗВУКИ
Посмотрите дополнительную презентацию «Рядом со звуком: ультразвук и инфразвук».
Рекомендации по использованию дополнительной презентации
Для начала просмотрите презентацию без ребенка, чтобы заранее знать ее содержание.
Просматривая слайды, делайте пояснения для ребенка. Если видите, что информация не заинтересовала его – пропустите, может быть, еще рано. Если интерес есть, поговорите о рассказанном явлении. Изобразите его с помощью игрушек, мимики.
Игра «Создаем мелодию»
Возьмите «инструменты», которые уже использовали, и которые особенно полюбились ребенку. Попробуйте создать мелодию вдвоем. Договоритесь, в какой последовательности будете стучать, шуршать, или издавать другие звуки. Для начала берите очень простые комбинации: он раз стукнул – вы, снова он, снова вы. Потом, ребенок один раз стучит, вы – два, или ребенок стучит два раза, вы – три и т.д.
Когда такой простой рисунок освоен, усложняйте. Вводите два «инструмента» для себя, потом для ребенка и т. д.
Если ребенку понравилось, придумайте название. Можете пофантазировать на заданную тему: вот едет паровоз, вот белочка прыгает с ветки на ветку и т.п.
Не забудьте сыграть получившиеся произведения папе, родным, друзьям.
«Волшебная дудочка»
Прочитайте вместе с ребенком сказку Катаева «Дудочка и кувшинчик».
Если ребенок не готов слушать всю сказку целиком, некоторые моменты можете сократить, пересказав кратко. Попробуйте проиграть то, как действовала волшебная дудочка.
Возьмите несколько предметов: мячиков, шариков, или картонных кружков. Это будут ягодки. Теперь потренируйтесь прятать их под «листики». Листиками могут быть книжки, игрушки, коробочки, листы картона, или просто вещи в комнате.
Также вам понадобится какая-то музыкальная игрушка. Она будет заменять волшебную дудочку. Пока звучит музыка, надо достать все ягодки. Как только музыка смолкла – все ягодки снова прячутся под листики.
Попробуйте потом поменяться ролями. Пусть малыш «играет на дудочке», а вы будете прятать или доставать ягодки.
Вспомните и другие сказки, в которых были волшебные инструменты, волшебные слова, волшебные звуки.
Сказочки-шумелки
Отрывок из статьи «Музыка с мамой» Екатерина ЖЕЛЕЗНОВА, педагог-музыкант, Сергей ЖЕЛЕЗНОВ, Г. Москва Источник: http://www.obruch.ru/
«Для малышей 2-4 лет мы используем сказочки-шумелки. В сказке текст составляется так, что после одной-двух фраз ребенку предоставляется возможность что-либо изобразить шумом. Дело это веселое, очень полезное и весьма эмоциональное. Копирование «чужих» ритмов развивает слуховое восприятие и память. Различение громких и тихих звуков, отрывистых и протяжных, высоких и низких активизирует слух ребенка. Шумовое оформление сказок требует умения сосредоточить внимание, вслушиваться, быстро реагировать.
Предлагаем вашему вниманию сюжет с возможным шумовым оформлением и игрой на простейших инструментах.
Игры на шумовых инструментах
МЫШИНАЯ ИСТОРИЯ
Осенью мышки весь день бегали туда-сюда, собирая запас пищи на зиму.
БАРАБАНИМ ПАЛЬЧИКАМИ (по барабану или пустой коробке).
И вот, наконец, с неба стали падать красивые белые снежинки.
ИСПОЛЬЗУЕМ МЕТАЛЛОФОН (или стучим ложечкой по нескольким бокалам).
Снежинки покрыли замерзшую землю пушистым белым одеялом, и вскоре на снегу появились маленькие следы мышиных лапок.
ЗВУЧИТ ТРЕУГОЛЬНИК (или стучим ложкой по пустой стеклянной бутылке, подвешенной за горлышко).
Мыши попрятались в свои норки, где у них было очень много еды. Они грызли орешки (СТУЧИМ ДЕРЕВЯННЫМИ ЛОЖКАМИ), зернышки (В ХОД ИДЕТ РУБЕЛЬ (или расческа)).
Устраивали себе из соломы теплые гнездышки.
ШУРШИМ БУМАГОЙ.
Особенно они любили лакомиться сладкими корешками.
ЦАРАПАЕМ ПЛАСТИК БАРАБАНА (или дощечку)
А тем временем на землю каждый день падал снег.
ИСПОЛЬЗУЕМ МЕТАЛЛОФОН (или стучим ложечкой по бокалам).
Шумел ветер.
ДУДИМ В БУТЫЛКУ.
И над мышиными норками намело большой-пребольшой сугроб.
Но мышкам было очень хорошо под снегом в теплых норках.
ЗВУЧИТ КСИЛОФОН (или барабаним пальчиками по пустой коробке)».
Мы предлагаем вам разыграть эту сказку, или любую другую подходящую историю.
Стихи
Про звуки написано много разных стихов. Прочитайте их ребенку. Разберите, про какие звуки идет речь. Выучите стихотворение или кусочек из него.
Лаврова Татьяна, «Звуки»
Звуки
Мы живём в звучащем мире.
Звуки всюду нам слышны.
Часто слышим мы в эфире
Сотни звуков тишины.
Вся природа – мир звучащий:
Шелест листьев на ветру,
Дятла стук в глубокой чаще,
Дождь, шумящий поутру.
Есть особенные звуки –
Это музыки полёт.
В час веселья и разлуки
Нас прекрасный мир влечёт.
Ощущенье света, тени,
Мир прохлады и тепла.
Пёстрый мир тревог, волнений
Нам природа в дар дала.
Звуки леса, поля, моря...
Каждый день и каждый час.
Звуки радости и боли
В сердце каждого из нас.
Усачев Андрей, «Жужжащие стихи», «Машина», «Будильник», «Шкатулка».
Рисуем звуки пальчиками
Включите звуки природы или простую мелодию. Дайте ребенку лист бумаги и пальчиковые краски. Обмакнув кончики пальцев в краску, предложите ему играть рисовать те звуки, что он слышит. После этого можно дорисовать, соединять вместе, проходить по ним, как по дорожкам пальчиками, на каждый отпечаток класть пуговичку и так далее. А можно попробовать по этой картинке снова спеть ту музыку, что малыш слушал.
Не отбрасывайте сразу эту идею, дайте ребенку попробовать, может получиться очень интересно.
Резервные игры Загадки
Загадки для малышей такого возраста еще очень сложны, но начинать уже можно. Только не ждите разгадок. Ваша цель на данный момент показать сам принцип разгадывания загадок. То есть вы сами рассказываете загадку, сами ее вслух анализируете и, если малыш сам не догадался, сами отгадываете. Все подобранные загадки, как раз имеют в своем тексте опору на звуки.
Рогатая, хвостатая
Стояла и молчала.
Хвостатая, рогатая
Внезапно замычала.
Кто это хвостатый?
Кто это рогатый?
Кто это мычал? Ну-ка, угадал?
(корова)
Кто виляет весело хвостом?
Кто умеет сторожить дом?
Кто грызет большую кость в углу?
Кто калачиком свернулся на полу?
Кто кота прогнал из кухни прочь?
Кто пролаял напролет всю ночь:
«Гав! Гав! Гав!»?
(собака)
- Иго-го! – кричит ребенок.
Значит, это - … (жеребенок)
За уши повесят, за язык подергают –
станет говорить. (колокол)
Эту загадку хорошо показывать на колокольчике.
Голос тонок, летит – кричит, сядет –
молчит. (комар)
Гудит мохнатенький, летит
за сладеньким. (шмель)
Кто на елке, на суку
Счет ведет: «Ку-ку… Ку-ку!»
(кукушка)
Живет без тела,
Говорит без языка,
Никто его не увидит,
А всякий слышит. (эхо)
Кто на всех языках говорит? (эхо)
Квохчет, квохчет,
Детей созывает,
Всех под крыло собирает. (курица)
Раньше всех встает.
"Ку-ка-ре-ку!" поет. (Петушок)
Долго-коротко
Для игры понадобится дудочка или любой другой инструмент – игрушка, которая может звучать нужное нам время. Цель игры – научить ребенка на слух определять длительность звука: долго он звучал или коротко. Чтобы кроме слов были еще зрительно-тактильные подсказки, возьмите еще две ленточки (полоски бумаги, нарисованные отрезки): длинную и короткую.
Дуйте в дудочку, издавая длинные и короткие звуки. Задача ребенка сказать и показать, пройти пальчиком ту ленточку, какой был звук.
А теперь попробуйте играть наоборот. Вы будете говорить какой будет звук, а малыш произнесет или сыграет такой длительности звук.
Найди ошибку Вы читаете детям строчки из стихов, намеренно заменяя буквы в словах. Дети находят ошибку в
стихотворении и исправляют её.
Хвост с узорами,
сапоги со шторами.
Тили-бом! Тили-бом!
Загорелся кошкин том.
За окошком зимний сад,
Там листочки в бочках спят.
Мальчишек радостный народ
Коньками звучно режет мёд.
Куклу выронив из рук,
Маша мчится к маме:
Там ползёт зелёный лук
С длинными усами.
Божья коробка, полети на небо,
Принеси мне хлеба!
Только маки-забияки
Не боятся бою-драки:
Хоть и пятятся назад,
Но усами шевелят…
Идет бочок качается…
Рыбак уселся под кустом,
За поплавком следит.
А ком улегся под крючком.
Но действует с умом.
Кот плывет по океану,
Кит из блюдца ест сметану.
Поделка «Кастаньеты»
Вот так выглядят кастаньеты.
<!--[if gte vml 1]>
Давайте сделаем простенький их аналог.
Возьмите две пластмассовые крышки от баночек или бутылочек. Лучше всего брать не от бутылок с напитками, а чуть большего диаметра, около5 см(от питьевых йогуртов, лекарств и т.п.). В каждой сделайте два отверстия и протяните шнурок. Шнурок завяжите, оставив петельку, в которую можно продеть палец.
Как играть на кастаньетах.
Просуньте средний палец в шнурок, так, чтобы сами кастаньеты оказались внутри ладони. Сгибая пальцы, ударяйте одной крышечкой по другой.
Дополнительные материалы