Как вылепить отфыркивание.
обсуждение прочитанногоОпять я не по теме. У нас сообщество «Детские книги». А я хочу написать про книги о детях.
Тут ведь какой момент, мы тщательно выбираем литературу для наших детей, пишем об авторах и художниках, обсуждаем шрифт и иллюстрации, качество издания и красоту корешков. Читаем книги с нашими малышами ( и не очень) и словно бы получаем шанс на второе детство. Но открытия порой случаются самые неожиданные.
Есть у нас в сообществе прекрасный возмутитель спокойствия, наша Гаянэ. Её рецензия на книгу «Ожидание» и последующее бурное обсуждение познакомили меня с трилогией Е. Макаровой «Как вылепить отфыркивание»:
«Освободите слона»
«Вначале было детство»
«Вечность и вещность»
Об авторе (Лабиринт) : Елена Макарова, известный писатель, педагог, историк, рассказывает, как научить детей выражать себя через работу с пластилином и глиной. Ее книги помогают родителям и педагогам увидеть в детских творениях не произведения искусства, а процесс познания мира. Именно через творчество ребенок обретает себя в мире и мир в себе.
На выходных я запоем прочитала 2 первые книги. Третью пока отложила, уж очень тяжела она, я всегда после таких книг болею.
Это не методическое пособие по лепке, вообще не руководство к действию. Автор описывает свой опыт работы в студии лепки с самыми разными детьми: солнечными, талантливыми, болезненными, особенными, трудными. Рассказывает о своих успехах в развитии этих детей и о своих неудачах (ведь она корит себя, что не настояла, не позвонила, не достучалась до родителей, а значит не смогла закончить начатое, помочь ребенку найти себя, не сломаться). Размышляет, рассказывает о реабилитационной арт-терапевтической методике Фридл Дикер-Брандейс (австрийская художница, которая занималась с детьми творчеством в Терезинском гетто в Чехии, в 1944 году погибла в Освенциме вместе с большинством своих учеников). Родители (да и вообще взрослые) показаны в книге без прикрас, автор не щадит их, как не щадит себя. Бумажный вариант проиллюстрирован детскими рисунками и фотографиями.
Эта трилогия - отличная прививка от косности взглядов. Я больше не пытаюсь показывать сыну, как нарисовать что-то. Пусть рисует, как хочет и чем хочет. А еще я поняла, что он монументалист, ему нужен огромный размах, поэтому я больше не пытаюсь свернуть рулон бумаги, протянутый через всю комнату. И целую команду зверей мы смогли освободить из пластилина. Она дает импульс родителю совершенствоваться, принимать и любить в своего настоящего ребенка, а не выдуманный идеальный образ, к которому почему-то нужно стремиться.
А теперь после двух книг Е. Макаровой я читаю Т. Бабушкину «Что хранится в карманах детства». И к этой книге я пришла двумя разными дорогами - сначала она встретилась мне в волшебном посте Кати про солдатиков, а потом я увидела на форуме Е.Макаровой целый раздел, посвященный ТиВи (так ласково называли Т. Бабушкину).
Такие совпадения нельзя пропускать, ведь «если палец указывает на небо, только дурак смотрит на палец». Эта книга читается чуть тяжелее, она более созерцательная, не такая горькая, но тоже влюбленная в детство.
У меня в ассоциативный ряд с этими двумя авторами попадает К.Чуковский с его «От двух до пяти». Тоже неплохо бы перечитать.
И в конце я обнаглею и спрошу. Может, нужен нам в сообществе подраздел «о детях для родителей»? Ведь ни один дом, в котором есть стеллаж с книгами для детей, не обойдется без полочки таких книг. Как вы думаете?