Что там внутри? Путеводитель по нашему мозгу.
отзывыСлегка подсела я в последнее время на научпоп. Так много сейчас его, доступного, чаще качественного, а порой откровенно примитивного. Но даже в самом качественном и доступном напрягала мозаичность, фрагментарность в изложении материала. Когда я бралась за эту книгу, опасалась той же проблемы. Но тут всё оказалось так, как я люблю: чётко, полно, последовательно, но в то же время - просто, доступно и интересно.

"Меня всегда поражало, что мы давно уже отправляем корабли к другим планетам, но как работает человеческий мозг, для нас по-прежнему остается загадкой", - пишет Мадалена Матозу, один из авторов книги. "Меня всегда больше интересовали вопросы, чем ответы, а в том, что касается мозга, у нас одни сплошные вопросы", - это уже слова Аны Риты Фонсека, доктора нейронаук, одного из ее научных консультантов. Сплошные вопросы... Но на самом деле в книге-то и ответов достаточное количество)
Авторы действительно проводят будто бы экскурсию по человеческому мозгу, рассказывая и о его строении (хоть просто и доступно, но не скатываясь в примитив, ловко оперируя научной терминологией), и о работе, и о роли, и об этапах изучения...
Книга разделена на несколько глав, в начале каждой из которых высказывается какой-то тезис, который потом полностью в главе раскрывается. Причем тезис точный, ясный и порой неожиданный. Вот, например:





Нам рассказывают, почему, по мнению ученых, мозг человека стал развиваться и развился гораздо сильнее, чем у животных

как он растёт и развивается вместе с человеком

Причем всё очень точно и чётко, по возрастам, начиная аж с 16 дней внутриутробного развития! Текст постоянно дополняется (именно не прерывается, а дополняется!) интересной информацией. Например, вы знали, что у мозга подростковый период заканчивается только к 24 годам? именно к этому возрасту он окончательно созревает...

...а потом сразу начинает...стареть... (о чем сообщается под весьма ироничным заголовком)

Нам рассказывают о чувствах и эмоциях, о памяти и сознании, наглядно показывая, где, в каком месте нашего мозга находятся зоны, отвечающие за них. Буквально на пальцах объясняют работу нейронов. Показывают, как влияет на мозг обучение и общение, для чего нужно творчество и с какого боку тут искусство. Говорят о людях, чей мозг устроен несколько иначе, чем у основной массы, и о мозге разных животных. Рассказывают многовековую историю изучения мозга и развенчивают некоторые мифы о нём.
Информации в книге огромное количество. Подробно описать всё просто нереально. Уж извините за неполный охват) Я выборочно, ладно?
Вот, например, про чувства. Оказывается, их значительно больше, чем названных Аристотелем, только вот единой классификации после него никто еще не придумал) А бывает такое явление, как синестезия, когда одно ощущение обрабатывается несколькими чувствами. мне вот вспомнился в связи с этим герой повести Нины Дашевской "День числа Пи", для которого цвета имели свой звук.

Да и вообще люди удивительно по-разному воспринимают мир вокруг. И при описании у них могут возникать такие ассоциации! Помните, Наташа Ростова говорила, что Пьер - он квадратный и полосатый)))
Каждое чувство кратко, но точно описано в книге. К каждому нарисована простая и доступная (но научная!) схема.

А для лучшего восприятия и запоминания возможны вот такие говорящие иллюстрации:

Или вот про высшие психические функции.
Вы знали, что память похожа не на фотографию, а на пазл, кусочки которого хранятся в разных местах нашего мозга, причем каких-то кусочков всегда не хватает, поэтому мы никогда не сможем получить точную копию прошлого, это всегда будет реконструкция?

И снова - научное объяснение, этапы формирования воспоминания, зоны мозга, отвечающие за процесс памяти.

А вот определение сознания вообще практически невозможно дать. Зато можно сказать, что сновидения - это истории, рассказанные мозгом без участия сознания. Ведь именно через сны пытались приблизиться к миру бессознательного сюрреалисты...

А как мозг регулирует наши действия, движения? Как, оказывается, много операций требуется мозгу для совершения такого простого действия, как поднятие руки для ответа в классе!

А как мозгу выбрать правильное действие, если ты хочешь одновременно сделать и одно, и другое, причем желания часто противоположные, например, досмотреть фильм - или выключить телевизор и лечь спать? А что такое прокрастинация? И не прокрастинатор ли ты?

Зачем нам столько эмоций? Откуда они берутся? Как работают?

И как научиться понимать других людей, их взгляды и их эмоции?

И помогут в этом зеркальные нейроны!

Что такое творчество? В каком месте мозга оно гнездится?)) как научиться творчески мыслить, возможно ли это? И правда ли, что школа убивает творчество? Как ни печально, но выясняется, что да...

А ведь в процессе обучения между нашими нейронами возникают новые и новые связи, создавая инструменты, которые смогут в будущем пригодиться. Даже если не пригодится сам изучаемый материал, нейронные связи останутся!

Вообще авторы довольно часто проводят мостики к школьному обучению. Порой даже советы учителям дают. От нейроученых)

Отведено в книге место и для того, чтобы объяснить влияние на мозг произведений искусства

и того, что мы в это сообществе любим больше всего, - чтения. "Когда мы читаем, мы проживаем то, что читаем. А всё, что мы проживаем, нас меняет", - утверждают авторы. Кроме того, когда мы читаем о действиях персонажей, наш мозг реагирует так, словно эти действия совершаем мы сами! Но и это еще не всё. При чтении слов, имеющих отношение к запахам, подключаются обонятельные зоны мозга, при описании тактильных ощущений - зоны, отвечающие за осязание. А вот спойлеры можно назвать убийцами удовольствия, нейтрализующими нейромедиатор удовольствия допамин!

Есть в книге глава, посвященная мозгу животных. Ведь, по мнению современных учёных, животным свойственны сложные мыслительные процессы. И все они, каждое по-своему, не менее уникальны, чем человек. Причем объем мозга здесь совсем не определяющий фактор...

Очень понравилась мне глава, где развенчиваются некоторые мифы, касающиеся человеческого мозга. Например, такие:





Вот на левшах я немножко залипла, ведь Алёна у меня левша) И вот что выяснилось:

Слушайте, ну я просто не могу остановиться. Рассказывать об этой книге действительно можно бесконечно. Но и того, что уже сказано, думаю, достаточно, чтобы представить, насколько она хороша. Тексты, схемы, иллюстрации, вставки с примерами, огромное количество предлагаемых разнообразных, несложных, но показательных экспериментов:


Ну прикольные рисунки вы, надеюсь, и сами заметили) А какие нейроны очаровашки!

Кстати, заметили, что оформление то синее, то красное? На самом деле, смысловой нагрузки эти цвета здесь не несут, просто как бы разграничивают главы: одна в синих тонах-другая в красных и т.д. Но вот последняя глава сочетает и синий, и красный. Потому что это глава - справочник, глава - карта. Здесь собрано всё самое важное и научное.





Не знаю, кому как, а мне после прочтения этой книги просто хочется кричать во всё горло: ПОЧЕМУ??? ПОЧЕМУ УЧЕБНИКИ НЕ ТАКИЕ??? Почему они непонятные, скучные, отталкивающие? Кто мешает ВОТ ТАК объяснять детям биологию?
Дай ответ...Не даёт ответа...
Зато есть бонус в книге. Список дополнительных интернет-ресурсов и книг про мозг человека.

Спасибо издателям. И спасибо всем дочитавшим. Прошу прощения за качество фото)
И в конце - улыбнуло. Случайно рядом оказались 2 очень разные книги. Получилось прикольно)))

Всем хороших праздником! И развитого мозга)))