Книжные разговоры 19.10.2020. День Лицея
Книжные чаепития (сюда не пишем)Люблю этот осенний праздник, это ежегодное погружение в лицейскую пушкиниану. Всегда возникает какое-то возвышенное чувство прикосновения к истории, к поэзии, соединяющееся с ностальгией по школьным годам, с завистью к тем, кому повезло учиться в прекрасных необычных школах, с надеждами на создание прекрасной модели образования в ближайшем будущем. 
В Царском Селе мы всегда бывали летом, но царскосельская осень легко пробивается сквозь зеленую листву и перекрашивает парки в золото. И сочетания слов - Пушкин и осень, Пушкин и Лицей, Пушкин и октябрь, Пушкин и 19-е октября - привычны и прочны, впечатаны в мироощущение, в незыблемые усвоенные каноны отечественной культуры.
И книга Ирады Вовненко очень соответствует моему внутреннему настрою "в октябре багрянолистом девятнадцатого дня" иллюстрациями, цветовой гаммой.

Пару недель назад в родном городе, торопливо шагая на еженедельное дружеское сборище в очередную пятницу, я вдруг увидела на мокром асфальте под ногами настоящий кленовый лист! Большой, ярко-желтый, с резными острыми концами... Это было необыкновенно - нет у нас канадских кленов, и вдруг... Небольшое тонкое деревце росло неподалеку, усыпав газон вокруг себя золотом опавших листьев.
И желтый кленовый лист теперь стал не просто закладкой, а дополнительной иллюстрацией к купленной года два назад книге о Пушкине...

Хорошая познавательная книга из разряда "за страницами учебников" для младших и средних школьников. Старшим избитый "попаданский" писательский прием соединения разных эпох может показаться излишне нарочитым и нравоучительным. И слишком уж правильно разговаривают подростки-лицеисты со шкетом Петей, будто учебник ему читают для расширения кругозора, а не общаются с пацаненком из другой эпохи, ничем из этой самой другой эпохи не заинтересовавшись. Одно слово - говорящие экспонаты, а не живые лицеисты. А вот для первого знакомства школьников с пушкинским лицеем все хорошо! И попаданский сказочный сюжет тоже. Ровесникам Пети - 9-10-летним школьникам незатейливая история с перечислением разных фактов из жизни поэта, с пушистым хвостатым проводником по шкале времени, сошедшим прямо со страниц сказок Пушкина, с семейно-школьными сценками из петиной жизни как раз подойдет - повествование не объемное, не затянутое, без особых нагромождений для введения в исторический контекст.

Все простенько, доступно, разве что подсказки написаны энциклопедическим языком с довольно частым употреблением специальных терминов. Но хорошо, что они встречаются именно не в тексте, а в дополнениях, и просто ненавязчиво вводятся в школьный словарь читателя.

Всегда завидую тем, у кого есть физическая возможность оказаться в местах, которые описывает прочитанная книга. Так хочется опять подняться на лицейское крыльцо, пройти по залам и коридорам Лицея, представляя себе происходящее в давно минувшую эпоху - лица, голоса...

Особенно радует то, что Пушкин здесь похож на себя или честнее - на свои портреты той поры ) Потому что мне не нравились иллюстрации в хороших познавательных книгах серии "Настя и Никита"

И если в книге Царское Село, рассказывающей об истории города, мне не нравится только совершенно непохожий на себя юный поэт, то во второй книге не нравится сам выбранный лубочный стиль иллюстраций.
Я сначала не хотела покупать ни ту, ни другую, настолько они совсем не радовали глаз, а потом купила обе, прочитав их в магазине. Написаны книги хорошо - доступно, просто, интересно, они нужны в обучении - прекрасный дополнительный материал к урокам, ну а иллюстрации пусть остаются на совести художников, хотя все равно меня мучает мысль о тотальной карикатурности значимых фигур и событий в истории при подаче их детям...
Царскому Селу есть чем похвастать, предлагая туристам россыпи фактов, событий и знаменитостей, с именами которых здесь связано все окружающее. Но все равно самое главное имя здесь - Пушкин, и скромный флигель Екатерининского дворца известен ничуть не меньше, чем Янтарная комната, а уж в парке все дышит пушкинскими строками и напоминает именно о нем - смуглом курчавом отроке. И мы уже второе столетие бродим по дорожкам в надежде услышать тот самый ахматовский шелест его шагов...

Здесь описывается история города с времен маленького поместья, на которое обратил внимание Петр Первый, до наших дней. Конечно, коротко, лишь несколько исторических вех, но это все интересно читать и полезно знать.

Петра я бы тоже без текста не признала (

Как Пушкин русский язык изменил
Очень полезная книжечка о языке - о делении его на литературный и разговорный, торжественный и обыденный, простонародный и "светский", о заимствованных словах, о формировании стилей. Упомянуты имена Петра Первого, Ломоносова, Грибоедова, Шишкова. Все хорошо - приведены примеры архаизмов и неологизмов, незнакомые слова поясняются в сносках. Книжка полезна как дополнительное чтение не только по русскому языку и литературе, но и по истории. Несмотря на свою простоту полезна даже для старшеклассников, которые этими вопросами никогда не интересовались и не задавались.

Если бы художник не пояснил, кого он изображает на своих иллюстрациях, я бы в жизни не опознала в этих персонажах маленького Сашу Пушкина и его няню Арину Родионовну.

В общем, к художникам у меня большие претензии и по части художественности изображений, и по части исторической достоверности. Я зануда, да.
А вот автору - Марине Улыбышевой весьма признательна.
Но зато очень нравятся иллюстрации в небольшой книжечке Натальи Михайловой Александр Пушкин и его дядя Василий.
Чтения там немного, но излагаемые факты дополнят образ великого поэта, создаваемый учебниками, некоторыми живыми штрихами, чуточку приблизят его читателю

Каждый год периодически возвращаюсь к старым своим книгам, пересматривая любимые страницы.

Во всей пушкинской лирике как глубоко задевают меня именно стихи, посвященные друзьям-лицеистам, лицейскому братству.
У нас лицейский день выдался солнечным и золотым. А у вас?
Сегодня столько детей празднуют день своего лицея! Первоклассников посвящают в лицеисты. Как они горды этим, да?
Хотели бы вы поучиться в пушкинском лицее? А чтоб ваши дети учились бы в нем?
Что вам нравится в организации учебного процесса Лицея? А что кажется категорически неприемлемым? Что хотелось бы перенести в сегодняшний опыт учебы ваших детей?
Поговорим?
С этих книжек началось её знакомство с Пушкиным
Пушкин и лицей читала и перечитывала весь сентябрь) Все эти живые истории из лицейской жизни особенно любимы ею - как лицеисты играли в снежки, как учитель математики сказал Пушкину, что на его уроках у него всё всегда равняется нулю) Даже папе зачитывала вслух эти эпизоды)
А вот школу свою новую терпеть не может (
Пушкина называли "помесь тигра с обезьяной", Мясоедова - Мясожоровым, Тыркова - Кирпичный брус.
У дочки в младшей школе девочка периодически читала свои стихи. Но да - это нетипично. Я думаю про лицеистов, что их жизнь была организована таким образом, что вся строилась и затачивалась только ради учебы. Для этого они там и находились, внутри этого - внутри учебного заведения. А у нас школа как бы отчуждена...
Пушкина рисовал учитель Чириков.
Репин. Пушкин читает Воспоминания в Царском селе
Трауготы.
А так книжка очень интересная, если кто о ней не знает. Здесь и биография Пушкина, и о художниках кто его рисовал )
Младшему сыну задали "У Лукоморья", думаю, что неспроста именно сегодня.