Что в имени тебе моем?
обсуждение прочитанногоС давних пор мучает меня один вопрос. Нет, наверное, "мучает", это слишком громко, но вот беспокоит это точно. Не дает покоя, не забывается, с каждым напоминанием, с каждой новой подобной встречей задевает, заставляет снова думать на эту тему.
И вроде бы не хочется выглядеть этаким махровым ретроградом, патетически-возмущенно восклицающим "На святое замахнулись!", хотя я и есть ретроград, я это прекрасно понимаю. Правда, не махровый и не воинствующий, а спокойно сохраняющий свои пристрастия и привязанности.
Но иногда хочется воскликнуть: "Доколе?"
И вот сейчас я вспомнила эту тему не потому что хочу возмущенно завопить это самое "доколе?", в бешенстве потрясая книжкой, а просто очередная книга опять подняла все тот же давний вопрос, который раздражал меня с появления в культурном поле детства черепах-мутантов. Уже выросли и стали взрослыми дети, которые, раскрыв рты, следили за приключениями четверки ниндзя носившей имена титанов Возрождения. Да, там в самом начале объясняется почему их так зовут, но бог мой, кто из той массы посмотревших сериал смотрел его тогда по телевизору с самого начала и помнил эти объяснения? Мне даже порой хочется провести исследования среди тридцатилетнего населения на тему первых ассоциаций при произнесении имен Леонардо, Рафаэль, Микеланджело. Донателло...
Ну напрягает меня столь вольное обращение с великими именами. Новые интерпретации, искажающие историческую память, формирующие совсем другое (без должного пиетета?) отношение к реальным историческим фигурам.
И да, хоть и морщась при виде первой обложки "Линдберга", я приобрела все книги Торбена Кульманна из мышиной серии "великих". И не жалею, нет. Я совершенно искренне восхищаюсь этими книгами.
Но вот посоветовала эти книги и опять зацепилась, подвисла... Что-то царапает, продолжает скрести на донышке души. Нет абсолютного принятия. Какое-то ощущение будто совесть нечиста. Стыдно перед памятью этих людей, что мы так вольно с ними обращаемся, так по-базарному предлагаем детям какое-то лубочное знакомство с ними. Сейчас подобное называют "испанский стыд". Да хоть как называй, а есть оно, это чувство. В двух последних книгах Кульманн ситуацию "выправляет", не присваивая великие имена каким-то мышам, а показывая знакомство с ними этих самых мышей. Наверное, это его в моих глазах и оправдало, потому что Армстронга я купила только после Эдисона, сначала собираясь пропустить. Это мимо Линдберга пройти у меня совершенно не получалось, несмотря на озвученные претензии. А с Эйнштейном уже не раздумывала, опасаясь малого тиража.
И вот снова детская книжица, рассчитанная на нежный возраст, когда знакомство детей с великими именами ставят в планы только очень продвинутые и зацикленные на раннем развитии родители, а основная масса просто ищет добрые и читабельные истории, опять напоминает мне о пресловутой Испании с ее нравственными заморочками... Тем более, что имя этого героя ничем и никак не объясняется и не оправдывается и не несет в себе никаких отсылок, никакой "образовательной" нагрузки. Оно просто использовано - дано, приклеено, назначено. Ничего бы не изменилось, если бы героя звали как угодно. А тогда зачем??? Мне непонятно.
Вот тут в ролике (с 28.11 минуты по 36.32) я как раз об этом пытаюсь не рассуждать даже, но просто озвучиваю тему для размышления и возможного обсуждения с привлечением примеров из собственной практики общения с детьми.
А вам приходили в голову подобные мысли? Что вы по этому поводу думаете? Что я загоняюсь на пустом месте? Дурью маюсь, не зная чем бы мне заморочиться? Что надо давно махнуть рукой и плюнуть, не обращая внимания на подобные мелочи?
Скажите что-нибудь по поводу.