Ноябрьский дневник читающей мамы
дневник читателяЧто-то так много получилось в этом месяце, даже начинать страшно...
Началось с сущего хулиганства под названием ""
Меня порой удивляет мой сын. Вроде, взрослый уже дядька, технический колледж за плечами (причем с красным дипломом), сейчас учится в техническом вузе, а всё туда же: Земля, говорит, плоская, Луна, говорит, голограмма и космоса, говорит, нет. И даже на заставке телефона у него плавает вот такая черепаха со слонами и плоской Землёй на них. В основном, конечно, прикалывается мальчик, но какая-то червоточина в его системе мира присутствует. Вот и купила ему книжку физика Жвалевского. Там даже первая глава называется: "Земля плоская. А Луна - голограмма". Естественно, он пока читать не стал, а я, само собой, прочитала. Прикольно, доступно и аргуменированно автор разбивает массу лженаучных гипотез. Думаю, тем, кто знает физику, было бы вообще интересно. Меня немножко утомило. Но в целом - вполне годно.
Теперь расскажу об историческом.
Сначала я прочитала 2 детские книжки об эпохе Петра Первого. Про одну - "" - писала отзыв. Про другую - "" - все знают)
Они похожи по подаче материала, только в "1724" действует реальный подросток из 18 века, а в "На коньках по Неве" (действие происходит в 1718), кроме реальных подростков из 18 века, еще и мыши-попаданцы из века 21. А так - незамысловатый детективный сюжетик, вокруг которого очень хорошо прописан исторический период, с описанием бытовых деталей и особенностей жизни.
И пошла по истории дальше. Продолжила читать Акунина с его "Историей Российского государства". Новый том охватил 3/4 18 века после смерти Петра Первого. Называется он ""
Это вообще моё любимое время в истории, поэтому мне, конечно, понравилось. И гораздо больше предыдущего тома, там одни реформы (которые еще так-сяк) и войны, которые я вообще терпеть не могу, всё у меня в голове путается, одна война от другой не отличается и все полководцы в куче. А здесь - интриги всякие, женщины опять же на троне, причем одна на другую не похожа. И хотя без войн здесь не обошлось, всё остальное перевесило.
Начала читать другую (в основном, детскую) литературу об этом периоде.
В.Дмитриев ""
Мне очень нравится эта серия от издательства "РуДа". Небольшие интересные истории, яркое оформление, может быть, не шедевральное, но хорошее. Здесь как раз основное внимание уделяется военным событиям, но читать о них совсем не скучно, а интересные факты делают эти истории запоминающимися. Читала я эту книгу параллельно с Акуниным, и так прикольно было сравнивать, потому что некоторые события подавались с совершенно разных точек зрения. Скажем так, у Дмитриева точка зрения традиционная. Например, Петра III не любили, вся его деятельность - это так себе, заслуг никаких, а вот Екатерина - это да! Причем и Дмитриев, и Акунин перечисляют реформы Петра III, а оценивают по-разному, и мне больше нравится оценка Акунина, потому что он объективно заслуги признает. Или случай с Суворовым, утопившим в крови пригород Варшавы и запретившим убирать с улиц убитых как акт устрашения, чтобы Варшава сдалась. У Дмитриева этот случай идет как "сами виноваты". Да много чего еще. Понятно, что истина всегда где-то посередине, но чтобы эту середину увидеть, хорошо почитать о разных точках зрения.
На этом фоне книга С.Алексеева "Великая Екатерина" вообще получилась для меня забавной и где-то смешной.
Если честно, меня немножко покоробило то, что Алексеев, в советское время яростный защитник угнетенных и противник монархии, прямо-таки дифирамбы Екатерине здесь поёт, прямо-таки житие излагает. Напомнило рассказы о Ленине, честное слово, только на месте Ленина теперь дерзкая Фике, которая с детства командует мальчишками и всегда добивается своей цели, потом, став императрицей (кстати, она и не собиралась, оказывается, мужа свергать, просто он был плохой, его не любили, а ее попросили на благо России, она и согласилась), всей душой болеет за свой народ. А уж сколько милых историй о ее благодеяниях! А муси-пусечный рассказ про любимых собачек, которым потом на могилке поставили памятник (представляю, как по этому прошлись бы в советское время: народу жрать нечего, жизнь невыносимая, бушует крестьянская война, а тут - собачкам памятничек). Ощущение было, что я Ишимову читаю. И совершенно выбил из колеи рассказ о том, как Екатерина прививала оспу. Мне кажется, общеизвестный факт, что ей через порез на руке протянули нитку с материалом из раны больного мальчика, потом она переболела в легкой форме, а взятым у нее материалом привились сначала приближенные, ну а потом пошло дольше. В изложении Алексеева, во дворце назначили день для прививки, пригласили всяких высоких особ, но никто не соглашался, хотя Екатерина говорила: "Но это же вакцина! Лекарство!" Лекарство??? И тогда она сказала, чтобы прививку сделали ей первой (а это так называемое "лекарство" привезли иностранные медики из-за границы). Вот это уже безобразие, потому что вот это уже искажение исторических фактов. Хотя написано, как всегда у Алексеева, интересно и доступно для детей. Только вот трепаться зачем? Непонятно.
А Волков ""
Довольно интересная книга о некоем дворянине, родившемся, скажем, не в свой век. Талантливый архитектор, получивший отличное образование, оказывается не понят в свое время в своей стране, обвинен едва ли не в колдовстве, посажен в крепость, где он смог придумать и сделать первый в истории воздушный шар. Сюжет хороший, держит в напряжении, за героев волнуешься. Только вот сам главный герой подбешивал: слишком уж идеалист, слишком уж душевная организация тонкая, к тому же, не понимает, что своими поступками необдуманными навредил куче хороших людей. И вот тут всё по-советски: государыня Елизавета суеверна и глупа, работники тайной канцелярии все без исключения алкоголики и тупицы. А из высшего света один только Растрелли хороший.
И начала слушать книгу Пикуля "Слово и дело", прослушала первую из 4 частей.
Всё, вроде, по уму, но скучно. Я так поняла, что при создании сериала "Тайны дворцовых переворотов", который я смотрела летом, Светлана Дружинина взяла за основу именно эту книгу, но добавила туда приключений и левых героев (не относящихся к царской фамилии и вымышленных), и от этого получилось вполне себе смотрибельно и не так тоскливо. Я дослушаю обязательно, только после нового года, потому что в нашей библиотеке с моим приходом финансирование закончилось раньше на месяц))), после нового года бюджет пополнят - вот тогда закажу и дослушаю. Читать не буду точно, а когда в уши говорят, а ты занимаешься своими делами - вполне.
Вообще на аудиокниги я подсела. В аудиоварианте дослушала трилогию "Ходящие в ночи"
Очень понравилось. Не столько страшная, сколько психологичная такая вещь, глубокое проникновение в мысли и чувства героев; поэтому нет здесь положительных и отрицательных, не просто так кто-то что-то сотворил нехорошее, всему есть причина и оправдание, всё можно понять, оправдать и простить, каждого можно и нужно пожалеть. И всё всегда можно исправить. Как это и случается в финале, хотя ряд вопросов остается.
И прослушала новую книгу Ш.Идиатуллина "Последнее время"
И мне не понравилось совсем. Совершенно. Я купилась на то, что был обещан постапокалипсис, а я неровно дышу к этому жанру. Нет. Это не постапокалипсис однозначно. Я вообще не поняла, что это было. Нагромождение непроизносимых имён, непонятных событий, странных действий. Противостояние народа, живущего в единстве с природой, по договору с землёй, которая их кормит, одевает (буквально одежду выращивает), защищает, в мире, где можно влезть в дупло - и вылезти за несколько километров от него, где можно произнести заговор - и комары не будут кусать и т.д. - и всего остального жестокого мира, где люди убивают друг друга, пытают, уродуют. И каждый видит в противоположной стороне дикарей. Но однажды земля перестает защищать, договор перестает действовать. В общем, до середины я слушала, потому что ждала, вдруг начнется интересное, после середины, когда поняла, что не начнется, хотелось узнать, чем это закончится. А ничем. И, мне кажется, Идиатуллину не стоило самому читать текст, плоховато у него это выходит. Возможно, никто больше не соглашался эти имена выговаривать?))
Теперь к подростковому.
Сначала отечественное.
Завершающая часть трилогии Евгении Овчинниковой ""
Первая книга мне понравилась, вторая не очень. Эта по ощущениям лучше, чем вторая, но слабее первой. Очень много всего накручено: секретные научные исследования, похищающие подростков по всему миру странные организации, две 17-летние девчонки, мечущиеся по разным странам, чтобы оторваться от опасных преследователей. И совершенно неправдоподобные и приключения, и повод к ним, и конец. А еще я не поняла, зачем была написана вторая книга, потому что она вообще не связана ни с первой, и с третьей, только герои общие. Если ее убрать, не изменится вообще ничего. Короче, так себе.
Анна Зенькова ""
В целом, мне понравилось. Хотя автор накрутил, конечно, сверх меры. Это история в дневниках (причем в аудио-дневниках), которые начитывают целый год два ученика 9 класса, Герман и Гриша. Герман - позитивный такой, прямо "мальчик Дашевской", много думающий, читающий, но знающий наверняка, что всё будет хорошо. У него есть девушка и есть хоккей. Только папа ушел в другую семью, и очень его не хватает... А Гриша (по словам Германа) - "вообще не человек, а одна сплошная рана". Он и сам про себя говорит: "У Геры Бабочкина и печали, и радости разложены, как у моей мамы специи, - по отдельным баночкам. Здесь соль, там перец, а в той, что с зеленой крышкой, - самой большой - сахар. А вот в моей жизни и соль, и перец - всё вперемешку. А сахар если и есть, то давным-давно просроченный". Гришу не любят в семье, он в тени своей младшей талантливой и красивой сестры. Папа усиленно пытается сделать из него человека, а на самом деле, только показывает свою власть. Маме вообще по барабану. В общем, типичный "мальчик Сиротина". Суть конфликта я рассказывать не буду, прочитать книжку рекомендую, хотя Оля П. разгромила ее в пух и прах, по пунктам и подпунктам, с грозным восклицанием "Не верю!!!" Ну я тоже много чему не поверила, но всё же...
А еще очень после прочтения захотелось составить табличку-сравнивалку двух типов героев современных авторов. И Оля тоже внесла свою лепту))

Теперь по зарубежному.
Э.Конигсбург "Чай всегда в четыре"
Приятная подростковая книга о ребятах из небольшого американского городка, которые играют (причем весьма успешно) в игру типа "Брейн-ринга". Будучи шестиклассниками, они обыгрывают даже 8 класс, а потом становятся чемпионами штата. Но главное не в самой игре (хотя и ее проведению, и вопросам-ответам отведено большое место), а в самих этих ребятах, в их команде. Как они стали командой, что для каждого из них связано с вопросами, на которые они отвечают, почему именно этих четверых отобрала их учительница-инвалид (которая тоже учится жить по-новому) для участия в игре. И почему важно иногда просто начать никуда не торопиться, просто собраться вместе, просто знать, что всегда рядом близкие по духу люди, с которыми ты просто сядешь за стол и...продолжишь многовековую традицию четырехчасового чая. Ведь это так важно, знать: что бы ни случилось, всегда будет дом, и будет этот стол, и будет на этом столе чай. Ох, прямо как у Булгакова. Дом, стол и лампа...
Д. Доннелли ""
Очень классная вещь про девушку, живущую в начале 20 века где-то на задворках Америки. У нее умерла мама, на шее 3 младшие сестры, отец-фермер выбивается из сил (как, впрочем, и вся семья). А Мэтт хочет учиться. Она успешно сдала экзамены, ее приняли в колледж в Нью-Йорке, она много читает она не видит себя в будущем там, где она сейчас находится. Но... Ни отец, ни окружающие никогда не поймут, почему книжная жизнь для нее дороже и интереснее реальной. А еще она дала слово умирающей матери не бросать их. Она постоянно думает, анализирует. Она хочет стать писательницей, но не хочет остаться одинокой, она хочет, чтобы ее любили. Сможет ли она? Решится ли изменить всё в своей жизни? До самой последней страницы автор держит нас как будто на весах, чаши которых склоняются для Мэтт то в одну, то в другую сторону. Много всего с нею происходит за эту весну и лето, и печального и горького, и светлого и радостного. Одно из событий особенное: гибель молодой девушки, чьи трогательные письма оказываются совершенно случайно в руках Мэтт. Я читала про нее и думала, как же эта история похожа на "Американскую трагедию"! А потом оказалось, что это действительно та самая девушка и та самая история, которую взял за основу Драйзер. Вот только он рассказывал ее с другой стороны, со стороны мужчины, как стремление к "американской мечте" и ее крах. А здесь - через письма, в которых открывается полная отчаяния нежная душа запутавшейся девушки. В общем, книга потрясающая. Это второй роман Дженнифер Доннелли, который я прочитала (первым была "Революция") - и оба замечательные.
Луис Сашар.
Повесть "" я читала лет эдак 6-7 назад, на заре моего увлечения подростковой литературой. Тогда эта книга мне дико понравилась. Я была просто в восторге. Сейчас вышло ну не то, чтобы продолжение, но, скажем, книга о дальнейшей судьбе двух второстепенных героев "Ям". Ну конечно, я сначала решила освежить воспоминания и перечитать. И хотя теперь я уже вполне искушенный читатель (в плане подросткового), меня снова накрыло. Это настолько интересная, со всех сторон продуманная история! Здесь так классно сведены все концы с концами (а они очень-очень порой запутанные), автор настолько здорово привязал одно к другому, ни одной ниточки не бросил, ни одно ружье не оставил висеть невыстрелившим! Я еще раз убедилась: "Ямы" - не одна из, это лучшая книга для подростков от 10 до 14, другой такой, да даже похожей просто нет.
"" совсем на нее не похожи. Между событиями в них прошло около трех лет. Один из героев по кличке Подмышка, отбыв свой срок в лагере "Зеленое озеро" для трудных подростков (где и происходило действие повести "Ямы"), пытается выстроить свою жизнь так, чтобы чтобы это действительно была настоящая Жизнь. Но прошлое постоянно мешает ему, держит, связывает. Даже родители уже ему не доверяют и постоянно проверяют. Одноклассники шушукаются, с работой тоже не всё так просто. А тут еще появляется товарищ, с которым они вместе были в лагере, и втягивает в авантюру. А еще в него влюбляется звезда эстрады, продюсер которой очень хочет подставить чернокожего ранее судимого Подмышку. Но парень потихоньку продолжает шагать вперед: учится, работает, влюбляется. Его шаги маленькие, потому что от большого шага может сбить течение, но верные, потому что он не только думает, но и чувствует правильное их направление.
Зарубежное детское.
Рождественский поросенок.
Писала про него отзыв. Понравился.
.
Подарок от сообщества. Сейчас не буду писать, надо, наверное, отзыв наваять. Это ж всё-таки подарок от сообщества)))
И взрослое зарубежное. Люсинда Райли. ""
История пятой из сестер, работающей в горной Шотландии в заповеднике, где ее сначала едва не застрелил злоумышленник, а потом она нашла свое счастье. И история ее бабушки, знаменитой танцовщицы фламенко, поднявшейся от простой полунищей цыганки до всемирно известной звезды. Как и все предыдущие книги, история захватывает, к тому же, здесь больше, чем в других частях, намечаются и интригуют некоторые тайны, связанные с отцом сестер. Ждем теперь, когда следующую часть переведут)
Неужели всё? Я и не чаяла закончить сегодня))) Интересно, кто-нибудь до конца дочитал?)
Лучший ответ