Королева детектива Агата Кристи
Поэты/писатели
Агата Кристи оставила замечательную автобиографию. В ДК многие уже читали и хвалили.
Это "кирпич". Начала она её писать в 65 лет - было ей о чём рассказать)
Несколько цитат. Дают представление об английском обществе.


Бездельником быть было нормой. Жена купила дом, не поставив мужа в известность. Т.е. можно было распоряжаться такими суммами без семейных советов.
40 лет службы в одном доме и ушла уже старушечкой с одним чемоданом! Т.е. никакой личной жизни. И слыла идеалом прислуги. Ещё бы.
А потом наступят времена, когда Агата не сможет себе найти прислугу. Вообще никакую.

Ценные уроки от мамы. Агата потеряла канарейку. Было много слёз, но птичка нашлась.
Папа у Агаты был добрейший. И мама - замечательная. Предприимчивая, трезвомыслящая. При этом умела понимать настроения и потребности домочадцев. Это она подтолкнула дочь писать.
А первую детективную историю Агата написала на спор с сестрой. Мама, как всегда, поддержала.
Комментарии о несоответствии школьного курса с потребностями ребёнка, о влиянии социума на нас.

О первой любви.

Кристи жалела об ушедшей викторианской эпохе. В частности, о том, что потеряли женщины её круга. Я не ожидала такой экспрессивной реакции на эту её цитату)

Гимн праздности)
Забавно читать, как менялись нравы. Чопорные викторианские в детство Агаты уступали место "прогрессу".
Вообще, меня всегда это занимало: как, наверно, сложно было принять такую революцию буквально во всём - мода, искусство, политика - людям начала 20го века.

Я легко прочла о детстве Агаты, но её светская юность меня утомила. Ассоциация возникла со стрекозой из басни) Балы, пикники, верховая езда и скачки, крокет и гольф, уроки музыки и пения... кавалеры... любимое платье из белой парчи, расшитое жемчугом... и она считала свою семью бедной) как всё в этом мире относительно)
Несколько лет Агата замуж выйти не могла - бедность влюблённым мешала. И расставаться хотели - нельзя таким бедным жениться. Но потом плюнули на финансы и поженились. Сняли в Лондоне квартирку с 4 спальнями и 2 гостиными, наняли прислугу... потом и домик купили. Ничего, и бедным людям можно жить счастливо)
ПМВ никто не ждал. Людям казалось, что все войны позади, в 20м веке уже невозможны. Какая наивность.
А вот ВМВ неожиданностью не стала: события развивались постепенно, к войне шли несколько лет.
Моё чтение пошло поживее с того момента, как отчаянная Агата села на "Восточный экспресс" и отправилась в одиночку в Багдад.
И второе её замужество я нашла гораздо увлекательнее)
О творчестве.
Агата упоминает в своих воспоминаниях Чешир, Девоншир, Йокшир...Как удобно отследить, где ж это, по карте Лабиринта)
***
Я писала в ДК о книге Кристи, где речь идёт о её поездках со вторым мужем в Месопотамию.
Расскажи как ты живёшь, Агата Кристи
Эта автобиография меня увлекла больше первой. Мне интереснее, видимо, читать о быте в "полевых" условиях, чем о занавесках, которые Агата развесила в каждой комнате своего английского дома)
***
После таких ярких автобиографий писать биографию Кристи - задача та ещё. Хотя многие берутся.
Конечно, не все аспекты своей жизни она охватила. Она старалась писать о хорошем и не касаться болезненных для неё тем.
ЖЗЛ мне презентовал бонусом Лабиринт. Автор, Екатерина Цимбаева, даёт ссылки на саму писательницу, делает комментарии или даже анализ, а также старается осветить то, что осталось "за кадром" автобиографии, и в целом - об английском обществе первой половины ХХ века.
Одно время дочка читала много книги Э. Блайтон. И удивлялась: англичане совсем своих детей не воспитывают? Отправляют в пансионы - далеко от семьи. Наверно, это действительно обычная практика для определённого социального круга.
Агата Кристи отправила свою дочь в такое закрытое учебное заведение в её 8 лет! И получила свободу путешествовать, набираться впечатлений, писать книги.
А ещё в первом браке они на год с мужем уехали в кругосветное путешествие, оставив совсем малышку с няней и родственниками. В России, мне кажется, косо посмотрели бы на такое поведение матери.
Да и сама Агата писала:
История мамы Агаты похожа на историю книжной Хайди. В доме своей родной тётки, которая окружили её всяческой заботой, малышка стала чахнуть. Тоска по родному дому, по братьям - это диагноз врача.
Цимбаева говорит А, но не говорит Б. Когда Арчи Кристи сообщил Агате о том, что полюбил другую и хочет развод, она... исчезла. Её разыскивали через объявления в газетах! И успели даже мужа заподозрить в убийстве. Дней через 10 она нашлась. Но что было между и как нашлась, не понятно (сама Агата не говорила об этом эпизоде). Написано так, будто читатель должен знать эту историю.
Я нашла книгу на эту тему, но сейчас читать мне её не хочется.
11 дней отсутствия, Джаред Кейд
Ещё намёки на работу Маллована, второго мужа, на спецслужбы Британии. И через советский Баку якобы не просто так супруги ехали из Месопотамии. Но только намёки. Ничего конкретного.
Это, кстати, вполне возможно. Раскопками в те годы занимались частенько "агенты". Лэйярд, например.
О наследии Агаты Кристи и его будущем тревожные новости.
По-моему, Цимбаева сгущает краски: во Франции отказались в оф документах от графы "мадемуазель", но не запрещали слово использовать в разговоре или художественной литературе. Мисс Марпл никуда не денется) И конкурсы красоты носят привычное название "мисс")
ЭКРАНИЗАЦИИ
В юности нравился мне сериал о Пуаро с Дэвидом Суше.
Но смотрела по случаю - не все серии. Как хорошо, что есть теперь интернет! Стала смотреть по порядку. Все сезоны, пожалуй, не осилю) фильм снимали 25 лет!
А что-то прочла. И могу сказать, что в целом смотреть мне интереснее. Может, действительно перевод не самый удачный - об этом говорит автор ЖЗЛ.

Скажу ещё, что не все сюжеты мне нравятся. Некоторые нахожу нелогичными. Но удовольствие эстетическое смотреть на "старую добрую Англию", на игру актёров. Дэвид Суше бесподобен! Но и другие тоже нравятся.
Вне сериала вышел фильм "Таинственное происшествие в Стайлзе". Это первая детективная история Агаты Кристи. Рассказывает о знакомстве Пуаро и лейтенанта (на тот момент ещё не капитан) Гастингса.
***
Одно из ярких моих киновпечатлений - фильм Говорухина "Десять негритят".
Смотрела я его в кинозале с приятелем в премьерный год. Мне было очень страшно) вероятно, ещё не по возрасту. Пересмотрела сейчас. Хороший фильм!
С постановками книг Кристи при её жизни не очень везло - это её расстраивало. Но есть признанные шедевры.
Свидетель обвинения, 1957.
Несколько номинаций на Оскар.
Получила снова эстетическое удовольствие от просмотра. В одной из главных ролей - Марлен Дитрих. Я знала, как она выглядит по фото, но впервые увидела легендарную актрису на экране. Правда, в плане актёрства больше меня впечатлил исполнитель роли адвоката Чарльз Лотон.
Дитрих, конечно, как женщина хороша - осанка, взгляд... и учитывая, что ей уже за 50 в этом фильме, шикарная женщина.
Впечатлило, что бедные по сюжету люди изящно одеты и пишут частные письма на голубой бумаге со своими инициалами) Да, совсем иной мир эта Великобритания.
Захотелось ещё посмотреть американские фильмы 50х. Это классика Голливуда.
***
Убийство в Восточном экспрессе (2017)
В ролях: Пенелопа Крус, Джуди Денч, Уиллем Дефо, Джонни Депп, Сергей Полунин… А на образ Эркюля Пуаро отважился Кеннет Брана.
Я честно пыталась посмотреть. Но...
Это Пуаро.
Мне он почему-то Белладонну в гриме из мультика напомнил)
Причём в русском дубляже актёр пытается изобразить бельгийский акцент...
А это доктор. События, напомню, происходят в 30х гг. ХХ века.
"Не шмогла я, не шмогла") Какой-то цирк (зачеркнуто) театральное представление. А мне хочется аутентичности)
Тогда поискала экранизацию с Суше. И тут но...
Это 12 сезон (2010). А я видела только фильмы конца 80х- начала 90х. Пуаро... старенький, к этому мне надо было привыкнуть.
В сюжете Кристи повторяется: снежный плен, месть как мотив для убийства. Но есть и оригинальное: кто творит суд.
***
Второй фильм Кеннета Брана "Убийство на Ниле" не лучше.
Тот же "бармалей" вместо Эркюля. Те же современные вставки в сюжет : старые лесбиянки, расизм (Пуаро на корабле шпионит за девушкой-негритянкой! Я б сказала, это просто оскорбительно - Пуаро Агаты Кристи никогда б не взялся за такую работу).
А это кузен английской аристократки)
Но посмотрели семьёй. Одна б я бросила.
Ещё выдумали лавстори Эркюлю) Причём такую слащавую... И усами - не падайте! - Пауро прикрывает шрам! И вообще, образ у него истерика, который набрасывается на официанта за то, что тот принёс ему нечётное число пирожных. Пуаро Кристи - педант, но с хорошими манерами.
Танец. Эффектно, но тоже сомневаюсь, что в 30е так на публике танцевали.
Я, конечно, посмотрела эту же историю с Суше) и, конечно, классическая постановка мне подходит больше.
И сюжет меня увлек: я прочла и оригинальный текст Кристи. Это стоило того: персонажи ярче прописаны, понятнее некоторые сюжетные ходы.
***
Узнаёте этого человека? А если я вам скажу, что это... инспектор Джепп)
Да! Дэвид Суше в роли Джеппа. В фильме 1985 года "Тринадцать за обедом", где роль Пуаро у Питера Устинова.
Я посмотрела) чисто из любопытства, ради Суше) но это пустая трата времени.
С Устиновым-Пуаро вышло несколько фильмов. В том числе "Смерть на Ниле".
***
А это кто?)
"Убийство Роджера Экройда" растянули аж на 5 серий. Кто-нибудь смотрел? Фильм Сергея Урсуляка "Неудача Пуаро".
Я Райкина как актёра ценю и режиссёр известный, но тут... водевиль)
Не поняла зачем... уже после фильмов с Суше. Дерзко, но, увы, неудачно. В роли доктора - Маковецкий. И много других известных артистов, но мне никто не понравился. Англичан из них не получилось. Хотя по содержанию ближе к тексту Кристи, чем фильм с Суше.
Конечно, те сюжеты, что много раз экранизируют, интересные.
***
Мышеловка. Пьеса идёт ежедневно (!) в Лондоне с 1952 года. Права на её экранизацию были проданы в 1956 году с условием: экранизация возможна не ранее, чем через шесть месяцев после последнего спектакля в Лондоне. Поскольку пьеса до сих пор идёт на сцене... экранизацию можно видеть только советскую)
Честно, удивлена такому успеху. Наверно, это дань традиции.
Я прослушала советский радио спектакль 1988 года. Он отличный, но сюжет меня не впечатлил особо. Перекликается с "негритятами". Тоже история мести и тоже детская злая песенка, тоже никуда не сбежать с места преступления.
Самсон Самсонов снял фильм в 1990 году. И когда-то я его даже смотрела - узнала по роли Елены Степаненко) хотя она здесь мало узнаваема.
А композитор Александр Журбин написал мюзикл. Это я уже вычитала где-то.
***
Я вдруг обнаружила, какой замечательный жанр "радио спектакль")
Убийство миссис Спенлоу. Ничего шедеврального, но мило. Из серии про мисс Марпл.
***
Вы любите детективы Агаты Кристи?)
ПС. Вот они, красавцы, не в первом сезоне)
Лучший ответ
И там и там вот это "ах мы были так бедны что у нас не было кучера с выездом! Наша прислуга состояла всего из 10 человек. Мы так скучали на балах и приемах. Наши родители были так милы и так отстранены".
Леди Гленконнер тоже отдала детей няне, когда им был год и уехала с мужем на год в путешествие "потому что тогда было так принято, везде следовать за мужем, даже если тебе не хочется". Да и вообще дети до 7 лет росли на няньках, а потом в школу пансион. А потом она удивлялась почему один ее сын окончил жизнь самоубийством а другой стал героиновым наркоманом. Да действительно, почему?!
И тоже как Агата она в своей автобиографии пишет что нет ничего важнее семьи, будьте со своими детьми рядом и бла бла бла. Странно эти советы читать от человека, бросившего своих детей на прислугу. Что она может вообще об этом знать, не подмыв ни одной жопки за всю жизнь, не встав ни разу ночью к детям, не общаясь с ними?
И в книге фрейлины прям хорошо чувствуется упадок аристократии, разложение их класса. Энн Гленконнер чуть младше Агаты - родилась в конце 20-х, юность пришлась точно на ВМВ, супружество на послевоенные годы, жизнь в угаре и наркотиках на острове Мюстик в 70-80-е года. пишет она как раз что у большинства ее ровесниц из их соц класса дети были нарки и лечились по рехабам, мужья изменяли, разорялись, жены тянули это все.