Сразу признаюсь, мы никогда не играли в эту игру по оригинальным правилам. Я покупала ее, заранее зная, что буду переделывать. Надеюсь, на меня не обидятся те, кто любит игру в том варианте, в котором она предлагается издателем. Игра хорошая, просто она не "наша", ну вот совсем.
В оригинале игра очень простая и фановая: в ней нужно подбрасывать жетоны, дуть на них, щёлкать по ним пальцем, ходить вокруг стола походкой железного дровосека с картой на голове и все в таком духе. А ещё нужно переставлять по полю песочные часы и торопиться, а торопиться я люблю меньше всего.
Мне хотелось игру, в которой ребенку было бы, о чем подумать, кооперативную стратегию для самых маленьких вроде нашей любимой "Первой осады замка" (спойлер: получилось даже покруче, в том смысле, что посложнее).
Игра "Волшебник Изумрудного города" привлекла меня исключительно оформлением и тематикой.
Из компонентов мы используем поле, жетоны персонажей и карту заклинаний. Причем над картой заклинаний надругались, подрисовав на ней черной ручкой грани кубиков. Все остальное в топку. Никаких карт ошибок, песочных часов в роли Бастинды и кубика, который говорит, как именно подбрасывать или дуть на жетоны.
От себя мы добавили два кубика - белый и черный - и жетон с профилем Бастинды (художник из меня тот еще, но детям нравится).
Жетон Бастинды выкладываем на первое деление дороги, Элли, Тотошку, Страшилу, Дровосека и Льва располагаем на клетке перед домиком.
В свой ход игрок сначала бросает белый кубик и находит на карте заклинаний строку или столбец, соответствующий выпавшему значению. Таким образом, в результате броска игрок получает три заклинания на выбор.
Игрок шевелит 🧠 и выбирает одно заклинание (о вариантах напишу ниже), после чего реализует свое решение на поле, передвигая жетон персонажа.
После этого наступает очередь Бастинды. Игрок бросает черный кубик, если выпавшее на нем значение больше или равно значению, выпавшему на белом кубике, Бастинда делает шаг вперёд, если меньше - остаётся на месте. При этом, если значения на двух кубиках совпали, Бастинда не только ходит, но и колдует: все персонажи, к которым ранее было применено заклинание "шапка-невидимка", снова становятся видимыми (жетоны персонажей переворачиваются на цветную сторону). Ход переходит к следующему игроку.
Игроки побеждают, если доведут всех пятерых персонажей до Изумрудного города. В отличие от оригинальных правил, для нас не имеет значения, придут они видимыми или невидимыми.
Бастинда побеждает, если поймает хоть одного из персонажей или если войдёт в Изумрудный город раньше, чем там окажутся все пять героев. Поймать Бастинда (тут тоже отличие от оригинальных правил) может только видимого персонажа, невидимого, даже если обгоняет, она не ловит. Поймать - значит, оказаться на одной клетке с персонажем или впереди него (второй вариант возможен, если на двух кубиках выпали одинаковые значения, и невидимый персонаж, которого обогнала Бастинда, стал видимым).
Теперь про заклинания. Что сохранилось без изменений: заклинания персонажей (один шаг вперёд соответствующим жетоном), заклинание "секретный ход" (любой персонаж, который стоит рядом с мостиком или каменистой тропинкой, может перейти через мостик или пройти по тропинке, сократив путь), заклинание "колокольчик" (Элли может подозвать к себе Тотошку или, наоборот, Тотошка к себе Элли).
Что изменилось. Заклинание "шапка-невидимка", как и в стандартных правилах, делает одного (любого) персонажа невидимым (жетон переворачивается на монохромную сторону), но обратного действия (сделать невидимого снова видимым) нет, оно просто не нужно.
Заклинание "Песочные часы" работает совсем по-другому, оно отодвигает Бастинду на шаг назад, и после применения этого заклинания игрок не бросает черный кубик, ход сразу переходит к следующему игроку.
На этом я планировала закончить, все правила нашего хрумрула рассказала.
Но, наверное, есть смысл, немного пояснить, в чем же собственно стратегия.
Кубик, который даёт три варианта хода на выбор, это уже далеко не чистый рандом. Приведу пару примеров того, какие решения можно принимать в игре, между чем и чем приходится выбирать.
1. Если последний персонаж (к которому ближе всего Бастинда), стоит рядом с мостиком, а среди доступных заклинаний нет "секретного хода", но есть заклинание этого персонажа, передвинуть его на один шаг вперёд или оставить на месте (передвинуть кого-то другого)? В первом случае меньше рискуешь, но теряешь возможность выгодного хода в дальнейшем.
2. Кстати, механика с двумя кубиками даёт возможность приблизительно оценить степень риска. Если на белом кубике выпало большое значение, например, пять или шесть точек, вероятность того, что на черном кубике выпадет такое же или большее значение относительно невысока, и можно предположить, что Бастинда в этот ход перемещаться не будет, соответственно, легче решиться на какое-то рискованное действие.
3. Элли и Тотошка - два особых персонажа, они могут использовать заклинание "колокольчик". Соответственно, можно одного из них оставить в начале дороги, сделав невидимым, чтобы второй персонаж из этой пары, добравшись до финиша, позвал к себе первого. Очень эффективно, но одновременно с этим и крайне рискованно, потому что в любой ход на белом и черном кубиках могут выпасть одинаковые значения и все невидимые персонажи станут видимыми и уязвимыми для Бастинды.
4. Бастинда находится близко к персонажу. Доступно заклинание перемещения этого персонажа и заклинание "шапка-невидимка". Если применить второе, персонаж станет неуязвимым (на какое-то время, до тех пор, пока не выпадут одинаковые значение на кубиках), но при этом он останется на месте, и есть вероятность, что после броска второго кубика расстояние между ним и Бастиндой еще сократится. А если сделать шаг вперёд, но остаться видимым, есть риск, что следующий ход не позволит ничего сделать с этим персонажем, и Бастинда его догонит.
Это просто примеры. Про очевидный выбор, кого перемещать, персонажа, который ближе к финишу или дальше от него, я уже не говорю. Хотя для маленького ребенка и простые варианты - тоже повод задуматься.
Когда я покупала игру, имея в голове только общее представление о том, во что хочу ее превратить, очень боялась, что не получится сбалансировать. Но получилось отлично, на мой взгляд! У нас бывают и выигрыши, и проигрыши, Бастинда дышит в спину, но нам удается убежать.
Но если нужно "подкрутить" уровень сложности, то это не проблема. Чтобы сделать сложнее, нужно выбрать стартовую точку для Бастинды ближе к героям (на дорожке есть клетки "опытный игрок" и "мастер"). Чтобы сделать проще, нужно передвигать Бастинду только тогда, когда на черном кубике выпадает значение больше, чем на белом, а когда значения равны, оставлять Бастинду на месте (только расколдовать невидимок).
Я играю, в основном, с дочкой, ей 3 года 10 месяцев. Пока подсказываю, или даю ошибаться, чтобы потом обсудить, почему проиграли. Племянник (5 с половиной лет) отлично справляется сам. От игрового процесса тащатся оба :-)