Наши занятия (Ярославу 3 года)
Методическая копилка: Идеи на месяц, Организация пространства, Хранение игр и книг, Книги для родитМы подросли, у Ярослава стало много занятий вне дома, соответственно, претерпели изменения и наши домашние занятия.
Небольшой экскурс в психологию дошкольников)) Начиная с трех лет, у ребенка начинается совершенно другой период в жизни. Если возраст до трех принято разделять на младенчество (до года) и ранний (1-3), то с трех лет перед нами уже дошкольник. В педагогике еще существует деление на ранний, средний и старший дошкольный возраст, но всех их объединяет одно - главным направлением деятельности ребенка становится игра. Ребенок познает мир, учится социально-коммуникативным навыкам, открывает для себя мир букв и чисел только через игру. Как это ни странно, но познавательная деятельность характерна для ребенка раннего возраста, почему так и стало популярно раннее развитие и лозунги вроде "после трех уже поздно". Следующий период познавательной, как основной деятельности, у ребенка будет только после 7 лет. Поэтому, чтобы мы не делали, если хотим, чтобы ребенок познавал мир и учился новому с удовольствием и интересом все делаем через игру. А главное, через игру всегда все проще и лучше получается. Пример: "Ярослав, пройди по этому бревну", "Нет, я не смогу, боюсь, у меня не получится, дай мне руку", "Яр, представь, что ты кот-рыболов, тебе надо пройти по этому бревну, чтобы можно было в конце него сесть и удить рыбу, ведь там озеро" - без проблем прошел, и не один раз, и даже не заметил)))
Итак.
1. РАЗВИТИЕ РЕЧИ.
Слава Богу, речь прорвало. Теперь болтает без умолку, но до совершенства далеко. Многие слова коверкает, нет звуков "р" и твердого "л", шипящие не всегда, да и вообще... Я то всё понимаю, что он болтает, а вот посторонние не всё. Поэтому артикуляционную гимнастику продолжаем делать ежедневно. Иногда беру книжки Нищевой, если вижу, что Яр в настроении позаниматься и покорчить рожи по картинкам. А так, периодически, в течение дня начинаю рассказывать стишки по артикуляционной гимнастике, а Яр повторяет.
Больше времени мы теперь уделяем рассказам и пересказам. Рассказываем по картинкам: прошу Ярослава рассказать, что он видит, кто что делает, а как он думает зачем и почему и тд.
Прошу рассказать про то, что было в книге. Чаще всего у нас получается рассказ-инсценировка, мы разыгрываем в ролях, то, что только что прочитали.
Придумываем сказки - берем персонажа, например, "жираф", и придумываем откуда он, как его зовут и что с ним случилось. Или вводим новый персонаж в сказку и обыгрываем сказку при наличии нового героя, напрмер в сказке "Лисичка-сестричка и серый волк" у нас часто появляется ворона и утаскивает всю рыбу у лисы, а под конец помогает волку нести ее))
И, конечно, стараемся много читать и учим стихи и песенки.
Также в конце дня Ярослав рассказывает папе где он сегодня был и что делал, а мы с ним проговариваем свои действия весь день, прошу тоже его рассказать, что он делал, или почему он сделал или не сделал что-то, но это уже больше не на развитие речи, а на эмоциональное развитие, понимание своих чувств и эмоций.
2. МАТЕМАТИКА.
Количество. Ребенок должен научится видеть общий признак предметов группы (все мячи-круглые). Различать понятия много, один, ни одного, по одному, поровну, больше-меньше.
Учиться устанавливать равенство между неравными по количеству группами предметов путем добавления или убавления предметов в этих группах.
В этом возрасте учат счет до 5, но Яр считает до 20. Дальше пока не учим, закрепляем то, что знаем. Учимся правильно использовать количественные и порядковые числительные, отвечать на вопросы "Сколько?", "Который по счету?", "На котором месте?".
Формировать представление о равенстве и неравенстве групп на основе счета: "Здесь один, два зайчика, а здесь одна, две, три морковки. Морковок больше чем зайчиков. 3 больше чем 2, а 2 меньше чем 3".
Величина. Сравнивать предметы по длинне, ширине, высоте, величине в целом. Понимать значение широкий-узкий, длинный-короткий, высокий-низкий, большой-маленький, одинаковые.
Форма. Круг, квадрат, треугольник (то по нормам). Так как Яр знает уже больше фигур, то мы двигаемся дальше и будем брать более сложные фигуры (трапеция, параллелограмм, пятиугольник и тд) и продолжать знакомство с объемными фигурами.
Учимся выделять особые признаки фигур с помощью зрительно-осязательных анализаторов (наличие углов, устойчивость и др).
Соотносим форму предметов с известными геометрическими фигурами: тарелка - круглая, мячик - шар, окно - квадрат, дверь прямоугольник и тд).
Пространство. Развиваем умение ориентироваться в расположении частей своего тела и в соответствии с этим различать пространственные направления от себя: вверху-внизу, впереди-сзади, справа-слева.
Двигаемся в заданом направлении вперед-назад, направо-налево. Обозночать положение предметов по отношению к себе (передо мной окно, справа кровать, сзади на полках книги и тд).
Время. Хорошо ориентироваться в констрастных частях суток: день-ночь, утро-вечер.
Все это изучать мы будем несколькими способами. Первый и основной - это математические сказки. Пример математической сказки "Козленок, который умел считать до 10". Только чтобы сказка была более "правильная", в нее, в идеале, должны входить все изучаемые понятия: количество, величина, форма, пространство, время.
Второй способ это дидактические игры. Блоки Дьенеша, палочки Кюизенера, пособия Никитина, геометрические фигуры и тела Монтессори, карточки с дидактическими играми и заданиями.
И третье - пособия Петерсона. Их оставим на случай нахождения в дороге или когда лениво делать что-то больше😜
3. ТВОРЧЕСТВО.
С творчеством у нас без изменений. Не особо любит Ярослав это дело, но я решила пойти на хитрость. Ярослав не любит творчество, но любит животных. Теперь к нам каждую неделю будет приходить новое животное, мы будем тщательно его изучать, места обитания, питание, польза или вред для человека, враги, друзья, а под конец будем рисовать, делать поделку или лепить это животное. Посмотрим, должно сработать)))
Будем стараться 2-3 раза в неделю заниматься творчеством. Обязательно рисование или расскрашивание и лепка/аппликация/поделка.
4. ЗНАКОМСТВО С ОКРУЖАЮЩИМ МИРОМ.
Это самая обширная и самая полезная область познания.
1. Будем продолжать знакомство с животным миром. Теперь будем более тщательно изучать питание, среду обитания и пользу фауны для человека. Более подробно будем изучать виды птиц, породы собак.
2. Явления природы. Снег, лёд, ветер, солнце, световой день, осадки, тепло. Надеюсь, сделаем наконец календарь природы, чтобы Яр сам мог наблюдать за погодой.
3. Неживая природа. В процессе опытнической деятельности будем расширять представления о свойствах воды, песка, глины и камня.
(Например, при охлаждении вода превращается в лед, а при нагревании закипает. Способна растворять вещества, не имеет запаха, формы, цвета. Каким образом образуются сосульки, лед и снег).
Расширяем представления о свойствах песка и глины (лепится, застывает, мокрый песок лепится, сухой сыпится) и их использовании в жизни человека.
4. Растения.
Расширяем представления о фруктах, овощах и ягодах. Изучаем где и как они растут.
Учимся наблюдать за посадкой растений и семян.
Продолжаем изучать виды деревьев, растений и комнатных растений, и способами ухода за ними.
Получаем представления о мерах и способах охраны растений.
Привлекать к уходу за домашними растениями и в огороде (или хотя бы за посадками на балконе).
5. Продолжаем изучать географию с помощью животного мира (когда изучаем места их обитания) и с помощью тематических недель.
Ближайшая тематическая неделя будет об Италии.
6. Искусство. Читаем книги по искусству для детей, смотрим репродукции, играем в тематические лото с репродукциями, ходим на выставки и в музеи.
7. Еще решила добавить новую область для изучения, а именно - историю.
Еще не совсем решила и спланировала с чего именно и как начнем.
В связи с увлечением динозаврами можно интересно преподнести доисторический мир. Тем более, что Яру очень понравилась сказка Киплинга про "Кошку, которая гуляла сама по себе" и мультик про мамонтенка мы очень любим. Но дальше, по логике вещей, должна бы идти Греция, а для мифов древней Греции еще определенно рановато, через годик.
Другой вариант, начать с истории Древнкй Руси и славян. Здесь можно начать со сказок (Василиса Премудрая, Садко, Молодильные яблоки и тд), продолжить сказаниями о коте-баюне, Сирине и Алконосте, Никите Кожемяке, богатырях (русский фольклор), захватить интересные моменты из славянской мифологии (Ярило, Лада, Перун) и о первых князьях.
8. МУЗЫКАЛЬНОЕ ВОСПИТАНИЕ.
Продолжаем знакомство с музыкальными инструментами (карточки, аудио, видео, непосредственно инструменты и игра на них).
С разными музыкальными направлениями: народная, джаз, рок, инструментальная, классическая.
Слушаем музыкальные сказки, ходим на концерты.
Учим песенки, учимся петь и танцевать. Немного логоритмики и просто танцев и кривляний с мамой)))
9. ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ.
Продолжаем ходить на секции гимнастики, футбола и в бассейн.
Дома также каждодневные тренировки: турник (подтягиваемся, подтягиваем колени к груди), уголок на брусьях, планка, стойка на голове, березка, мостик, кувырки, прыжки, ходьба по бревну (дома имитация бревна), приседания, делаем змейку между фишками, тренируем ведение мяча.
С наступлением весны думаю добавить еще бег.
Будем пробовать перейти от полоскания ног в холодной воде к обливанию холодной водой, а ещё стараться, несмотря на обилие секций и занятий, гулять часа по три в день (зимой) и как можно больше весной и летом.