Почему я не покупаю своему ребёнку...
ИгрушкиОбычно руки чешутся написать о вредных игрушках. Однако назрел пост о вещах в общем-то хороших, но всё же по некоторым причинам не находящихся у нас дома (скорее всего пока, ведь моему ребёнку всего 2 года). Это кинетический песок, "фабрики Плейдо" и фигурки Шляйх.
Кинетический песок. Он же космический, ангельский или аналогичный. Я уверена в них есть различия, не берусь тут этот вопрос обсуждать. Но смысл этого предмета для игр - он сыпется и он лепится.
Я сама его трогала, мяла и кайфовала - это действительно необычные приятные ощущения. Но долго размышляя я пришла к решению пока его не покупать. Дело в том, что ребёнок раннего возраста только начинает познавать этот мир и свойства окружающих его предметов. У обычного песка есть свойства, которые зависят от определённых условий: сухой сыпется, а мокрый лепится. Это, так сказать, основа основ. Ребёнку важно понять это, прочувствовать, испытать негативный опыт рассыпающихся куличиков. Кинетический песок не такой сыпучий, он скорее «текучий», и он слишком «липучий», по сравнению с мокрым песком. Это какое-то совершенно иное вещество.
На мой взгляд это «вещество» стоит использовать детям, которые уверенно чувствуют себя в играх с обычным песком (лет с 4), а если использовать раньше, то брать «непесочные» цвета, чтобы разделять обычный песок и этот «липучий».
Наборы для лепки Плей До.
Предыстория: ещё до беременности, работая в детском саду, я (внутренне) возмущалась, что родители приносят в сад сладко пахучий и супер-мягкий пластилин. Мне казалось 1. дети его будут есть, 2. он такой мягкий, что пальчики недостаточно «трудятся». Родив ребёнка и купив своему почти годовасу баночку этого чудо-теста я поняла: 1.он его ест и оно ему нравится, 2. ребёнку 1-2 лет может быть не так-то просто оторвать кусок этой массы. То есть поедание пластилина возможно, но это также возможно контролировать. А развивающие свойства этой массы вполне соответствуют маленьким пальчикам. И вцелом такой материал отлично подходит для малышей.
Но сейчас речь о тех чудо-машинах, «фабриках», с помощью которых делаются различные поделки. Идея по-моему прикольная. Но если посмотреть с другой стороны: ребёнок давит на рычаги и кнопки, после чего выходят шаблонные элементы. Проще говоря ребёнок не творец своей поделки, а оператор машины, которая делает поделку. Не говоря уже о том, что мелкая моторика задействована скудно.
Другой момент (поправьте, если я ошибаюсь, сама лично не играла в них). Если я правильно понимаю, готовые поделки оставляют высыхать? Или «разбирают» обратно по цветам? Мне кажется с этой массой будет трудно разделить всё не смешивая цвета (а где-то они заведомо смешиваются для поделки). В итоге игра в «фабрику» одноразовая, что стимулирует покупать всё новые и новые баночки (вообще не люблю современную тенденцию в продажах игрушек - сплошное потребительство и коллекционирование).
На мой взгляд такие наборы могут быть у детей старше 6-7 лет (которые достаточно хорошо овладели основными навыками лепки). Это прекрасный «эксперимент», даже возможность разобраться в технически сложных деталях «фабрики».
Фигурки животных Шляйх и подобные.
О, как я обожаю эти фигурки! (а кто их не любит?) Собрала бы коллекцию, если бы была возможность…
Но сдерживаю себя от покупки не только потому, что это угроза для семейного бюджета. Дело в том, что их главное достоинство является их недостатком (в случае с ребёнком раннего возраста) - они очень реалистичны. Для развития малышей важно, чтобы в фигурах был некоторый символизм, чтобы можно было выделить основные признаки животного или предмета. А реалистичность - это огромное количество деталей, которые отвлекают от восприятия основного. По этой же причине не рекомендуется использовать книги с фотографиями предметов и животных. Грубо говоря фото - это конкретный предмет, конкретная кошка Мурка, а рисунок - это образ, информация о предмете или животном. Так вот малышу нужна эта основа - образ, по которому он потом узнает этот предмет. И не важно персидская это кошка или сиамская, важно что у этого животного такие ушки, такие усы и такой хвост (классическое, символическое, узнаваемое изображение кошки).
По аналогичным причинам не стоит давать детям раннего возраста супер-технику в виде реалистичных тракторов-кранов-поездов. Их куча видов, цветов и форм, со множеством деталей, которые малышам просто не нужны.
Когда нужны детали? В старшем дошкольном возрасте: после 4-5 лет игрушки детей «мельчают», расцветает так называемая режиссёрская игра, когда дети разыгрывают из игрушек сценки-сценарии. Именно тогда можно иметь целый зоопарк или ферму с разными породами лошадей. Если очень хочется, можно начать с 3-х лет))
(Справедливости ради скажу, что у нас есть несколько реалистичных фигурок животных и книги с фотографиями животных-насекомых, но это ооочень малая часть)
В заключение напишу ещё кое-что (возможно заслуживающее отдельного поста).
Часто родители 3-4-5-летних детей сокрушаются: ребёнка ничем не удивишь! Что подарить на День рождения? У него всё есть и он толком ни во что не играет. Для меня формулы такие:
1. Покупайте ребёнку только то, без чего никак нельзя обойтись (без пластилина обойтись нельзя, а без «фабрики плейдо» можно).
2. Покупайте игрушки по возрасту, по принципу «от простого к сложному». «Примитивные» по мнению родителей предметы развивают малыша куда больше, чем те, что созданы для детей постарше. При этом существует риск пресыщения, снижения интереса ко всему.
3. В повседневной жизни покупайте простые игрушки, без «вау-эффекта»: удивляясь невероятным игрушкам очень трудно потом удивляться простым вещам. А ведь это главная ценность детства.
П.С.: Если захотите высказать своё мнение или задать вопрос - прежде прочтите комментарии, написанные ниже. А в идеале осильте текст по ссылке ТУТ 

Или такие нашла в интернете
Очевидны главные признаки животных, их части тела.
Из игрушек у нас, например, вот такие (до сих пор играем)
Без лишних деталей, всё "по-делу". Вот гриб, вот яблоко, вот цветок, вот собачка))
Фигурки - ничего, что заяц и медведь одной величины. Они узнаваемы, они удобны для детской руки и рта))
А касаемо картинок - так конечно будут разные изображения, книги ведь читаете, рисуют разные художники. И животных будут дети в разных видах наблюдать. Мне очень нравятся реалистичные иллюстрации в виммельбухах, есть и книжки с фотографиями... Разнообразие должно быть разумеется. Просто своим постом я хотела призвать идти от простого к сложному.