Получается, что спасутся только христиане или как?
Разные вопросы христианской жизниВсем здравствуйте! В догонку одному из постов, который навел меня на мысль, хочу спросить у Православной семьи.
Моя мама и сестра тоже говорят, мол, Бог один, только в каждой религии Его называют по-разному. Как я поняла - это совсем не так, да?
А вот моя мама на сей счет говорит так, мол, ну а как же тогда люди спасутся, например, африканцы, которые не знают Бога и совсем живут иначе и даже не имеют никакого представления о Боге. Или все другие, кто нехристиане, получается, что и они не спасутся, так как не верят в Единственного Истинного Бога, Создателя неба и земли?
Получается, что мы спасемся, потому что мы родились здесь и веруем, а те, кто родились в Африке той же (пример моей мамы) и так далее априори не спасутся?
Господи, помилуй меня!
Ну вот, собственно, что-то получилось написать, основные моменты по ходу повествования буду выделять, чтобы не утомлять Вас монотонностью.
Для начала хорошо бы определить, что значит «спасутся». «Спасся - значит попал в рай, не спасся- мучайся в аду» или, например, Динос там ниже про яблочки написал, все это мало соответствует действительности, точнее, это не православное понимание спасения, а такое, сказочно-лубочное, что-ли))) Под спасением в Православной Церкви понимается, далее полностью цитирую:
/возможность для человека осуществить полноту единения с Богом через Христа. Начавшись на земле, такое единение продолжится в вечности. И не просто продолжится, а будет усовершаться и возрастать. Жизнь в Церкви – это заключение такой связи с Богом и возрастание в ней. Поэтому, говоря о Спасении, правильнее говорить не о том, кто попадет в Рай, а кто нет, а о том, кто находится в Церкви, а кто нет, для кого осуществить эту связь с Богом является возможным, а для кого нет, и о том, возможно ли эту связь с Богом обрести вне Церкви /http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=1002.
В чем единогласно сходятся святые отцы, Св. Писание и Предание? В том, что без Христа спастись невозможно - только через Христа и во Христе, это истина, не подлежащая сомнению. Как же тогда возможно спастись тем, кто не принадлежит Православной церкви?-спросите Вы. Как, в конце концов, возможно спасение для людей, которые родились в других культурах и, как говорится, ни сном ни духом не ведали о Христе, или для тех, кто родился вообще задолго до воплощения Христа, разве это возможно? Возможно, если учесть то, что Христос существовал и до Своего Воплощения, как Тот, через Кого мир получил жизнь. Помните, начало Евангелия от Иоанна: «В начале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог... Все чрез Него начало быть…» Все живое в мире причастно Христу и было причастно также до Его воплощения. И - сейчас скажу, возможно, парадоксальную вещь,- поскольку Христос существовал всегда, от начала мира, также существовала и Его Церковь- так говорит свтоотеческое богословие. Эту тему подробно разбирают св. отцы, не будем сейчас на ней подробно останавливаться. Единственно, что сущестовала она не как реальность достижения богоподобия по образу Христа- то, что стало возможным лишь с приходом Христа,- а как возможность людей приобщиться к Богу. С приходом же Христа она обрела реальную структуру и оживотворилась Святым Духом. Христос создал Церковь не вдруг, Он пришел к ожидавшим Его людям. Ведь можно было жить по-христиански и в дохристинаские времена - много примеров тому можно найти в Библии. Это то, о чем сказал св. Иустин Философ: «Христос – есть первородный Бога, Его Логос, к Которому причастны все люди: вот что мы познали и о чем свидетельствуем... Все жившие согласно Логосу –суть христиане, даже если их считали атеистами – как, например, у греков Сократ, Гераклит и подобные им...». Это мнение, кстати, можно считать соборным мнением Церкви, т.к. его высказывал не один св. Иустин.
Далее, полностью цитирую:
/Жизнь язычников в любви к Богу и в соблюдении нравственного закона настолько высоко ценилась святыми отцами, что они говорят, что люди эти были практически христианами, «христианами до Христа». На целом ряде древних икон и фресок мы видим сонм святых, а за ними – великих мудрецов язычества. Это удивительно, но это очень верно отражает веру Православной Церкви: и те люди были не вне Бога и не вне Церкви, правда, дохристианской. Полнота благодати была еще не явлена, спасение, которое открылось во Христе, не было провозглашено, но не было и недостижимо и нереально
Теперь – вывод: как мы считаем спасение возможным для этих людей, живших до Христа, так же оно актуально и для тех, кто по воле обстоятельств вырос в культуре, в которой не знают о Христе (или толкуют превратно). Искренний и богобоязненный буддист, индуист, мусульманин, язычник и проч… должен следовать нравственному закону, записанному в его душе, чтить и любить Бога (как он Его знает), слушаться голоса совести. Вот по этим критериям этот человек и будет Богом судим. Естественно, что такая ситуация не сделает человека причастником высших духовных даров и не сообщит ему полноту благодати; ни о какой святости в этих культурах говорить не приходится. Но все же это поможет ему остаться богобоязненным и добрым человеком. Пусть это минимум, но это хорошие «стартовые условия», с которыми можно предстать перед Богом и потом, в мире ином, проходить дальнейший путь духовного возрастания и совершенствования./ http://azbyka.ru/forum/blog.php?b=1002
Подведем резюме:
- Для тех, кто в силу каких-то (культурных либо исторических причин) не слышал о Христе, определяющим фактором будет нравственный закон, вложенный в него Богом, т.е. совесть, о чем недвусмысленно говорит св. ап. Павел (Послание к Римлянам, 2 глава).
- Христиане (т.е. мы ) будем судимы по Евангелию. Точнее говоря, и в первом, и во втором случае человека будет судить его собственная совесть, его собственные дела, только с совести христианина спрос будет намнооого выше (Помните из Евангелия?- «Кому много дано, с того много и спросится», есть о чем задуматься, да? :))
- Тех, у кого была возможность принять Христа, а они Его не приняли в силу каких-то причин, оставим на суд Божий.
Я думаю, что каждого Господь ведет своим уникальным и неповторимым путем. Каждый человек- любимое создание Божье и каждому Господь желает спасения, у каждого человека есть выбор- выбор между добром и злом, и в соответствии с этим выбором он и будет отвечать перед Богом. Поэтому мне глубоко чужды обособленческие рассуждения о том, что спасутся лишь одни православные лишь по одному формальному признаку крещения в Православной церкви, а все остальные заведомо погибли. По сути, это все тайна, и лишь что-то нам приоткрыто из святоотческого наследия и Св. писания, чем мы и можем каким-то образом руководствоваться.
Вот, надеюсь я не особо Вас утомила своим затянувшимся комментарием)))))) Возможно, я что-то невнятно донесла или что-то не допоняла, но, в целом, думаю основное направление не исказила)
Кстати, я когда-то сама так думала на заре своего воцерковления, было дело

Вы меня, Саша. лучше поругайте, полезнее будет)
хм)