Про страшилки и пугалки.
Библиотека. Статьи, очерки, полезная информация.Интересная статья. Про женщин, которые создают в своих детях ощущение хаоса и спутанности, якобы всего лишь предупреждая их об опасностях жизни. Нашла кусок перевода, оригинал на английском.
Другими словами, рассказывая своему ребёнку, особенно в подробностях, какие кошмары могут с ним приключиться, мама сливает в него свою агрессию.
(Сразу напишу, чтобы внести ясность, я не знаю людей, которые так никогда не делают. Думаю я сама не без греха в этом вопросе. А уж меня-то кошмарили в детстве, почти нон-стопом) Текст не пообвинять, а "осветить тему")))
«Дети, которые бегают и не смотрят под ноги, падают и ломают эти самые ноги, потом лежат в больницах, им делают кучу уколов и операций, они заражаются инфекциями и становятся инвалидами».
«Девочки, которые ходят по улицам в коротких юбках, привлекают внимание маньяков и эксгибиционистов, потом их похищают, утаскивают в кусты и там насилуют извращенным способом с использованием посторонних предметов».
«Мальчики, которые не ходят в школу и не учатся, найдут плохую компанию, пристрастятся к наркотикам, их не возьмут даже в дворники, они будут собирать окурки и объедки из помойки и умрут в раннем возрасте».
Такие тексты знакомы любому из нас. Живут внутри, как навязчивый ночной кошмар - и не хочешь смотреть, и не проснуться никак.
Многие родители проговаривают их автоматически, движимые тревогой. Соль в том, что при этом они видят мир враждебным, нападающим, опасным. Эта картинка вызывает злость и желание защититься. А затем злость и враждебность «размещаются» в ребёнке путём пересказывания ему страшных ужасов. Ребёнок не способен относиться к словам родителя равнодушно. Он принимает в себя и ужас, и агрессию. Родитель становится амбивалентный объектом, одновременно и заботящимся, и нападающим. Ребёнок не может различить реальную опасность и фантастическую, просто не учится этому, поскольку послания родителя спутанны и противоречивы. Ребёнок даже может совсем перестать ориентироваться на взрослого и вести себя очень непредусмотрительно, легкомысленно, порой провокативно. Этот механизм проективной идентификации передаётся из поколения в поколение в силу отсутствия осознанности его применения.
Поэтому, если вас всегда смущали идеи «предупредительных выстрелов» и «обучения плаванию киданием в воду», вы были правы. Такие послания создают дезориентацию, которая может оказаться гораздо опаснее в сложных ситуациях, чем обычный испуг. Правильное обучение различению стимулов предполагает владение тонкой градацией - от настороженности, волнения и беспокойства до сильного страха. Тогда ребёнок учится реагировать на потенциально опасные ситуации вовремя, избегать их, просить о помощи и защищать себя. В отличие от того, у кого внутри сразу разворачивается катастрофический сценарий родительского пророчества и собственной беспомощности.
Беречь детей от собственного испуга - отличная задача для хорошего родителя.