Букварь с пеленок. Второй этап обучения.
Разное (если затрудняетесь с выбором)Ко второму этапу обучения по методике «Букварь с пеленок» мы приступили 11 марта 2011 года.

Занятия и задания полностью повторяют первый этап: чтение листалки со стихотворением, игра по этой листалке, рассматривание карточек со словами из этой же листалки. Отличия два:
1. Если на первом этапе обучение происходило три раза в день, то на втором этапе количество занятий сократилось до двух. Т.е. теперь ребенку дается немного меньше времени на запоминание слов.
2. С момента прохождения и окончания первого курса Кирин словарный запас и разговорные навыки возросли многократно- раз в 50 как минимум.
Понаблюдаем, как все это скажется на качестве занятий.
Кира с огромной радостью вновь приступила к занятиям. Не могу точно сказать, все ли она помнила ли она из предыдущего курса. Но многое помнила – это точно. Например, когда я достала листалку «Идут четыре брата», Кира сразу начала просить: «Про братика! Про братика!» Это при том, что данный стишок изучался нами всего 3 дня ровно 5 месяцев назад, а на обложке этой книжке нарисованы пять братьев-пальчиков. Вспомнила ведь, что это не просто пальчики, а именно братики!
На листалки смотрела с огромным восторгом. Но. Поначалу она старалась запомнить наизусть стих из листалки, а не написание слов на карточках. Вот он – возросший словарный запас! Ее больше интересует его использование, нежели чтение пока не особо понятных комбинаций букв.
Стишок про козу рогатую отложился в Кириной памяти с прошлого раза, помогала мне его рассказывать. И потом, когда мы уже прошли его, постоянно требовала к нему вернуться. А любимый в прошлый раз стих про колыбельку у кота вызывал резкий протест и нежелание заниматься. Это еще одно отличие от первого этапа – тогда дочь соглашалась на все, что я ей предлагала, теперь же, с развитием интеллекта, появились предпочтения и требования.
Занятия на этот раз прекращать не желала – будь ее воля, она бы целыми днями только и делала, что рассматривала карточки и листалки. Часто уже после окончания занятия забирала у меня все карточки и подолгу рассматривала их и самостоятельно внимательно изучала. На первом этапе такого ажиотажа и страсти к науке не наблюдалось. Иногда, правда, и театр устраивала: возьмет карточку и преувеличенно внимательно ее рассматривает – показушный такой интерес, я даже не уверена, что она там что-то видела.
Делала для себя открытия и выводы: например, наконец-то обнаружила точечки над буквой «Ё»: «Точечки!!!» Наконец-то и эту букву Кира научилась отличать – раньше между «Е» и «Ё» она различий не делала.
Проснулась в ребенке и учительская жилка – пыталась обучать чтению и меня. То заставит по карточкам вместо нее ходить (это один из способов запоминания слов), то называю ей новые слова, а она меня хвалит: «Паааалино, мама!» (Правильно, мама) Или иногда сама доставала листалки и карточки во внеурочное время и тестировала меня: «Мама, это какое слово?»
Стишки из листалок рассказывала в соответствии со своим пониманием и картинкой на обложке к листалке. Так стишок «У лисы боли, у медведя боли, а у нашей детки ничего не боли» рассказывала как: «У лисы болит. У лисы болит зюбик за щечкой».
Каждый день с нетерпеньем ждала новой листалки, потом очень внимательно ее рассматривала и перебирала карточки. После моего прочтения сама себе листала ее и пыталась читать. На первом этапе такого не было – тогда Кира больше тяготела к старым листалкам, а новые воспринимала как само собой разумеющееся.
Большое достижение второго этапа – Кира начала узнавать первую букву в написанных словах. По просьбе показать и назвать первую букву дочь правильно выполняла требуемое. Позже даже начала тестировать меня: «Это какая первая буква?», «Это какая последняя буква?» Я тоже старалась быть прилежной ученицей.
- пример одной странички с результатами обучения за день
Наконец-то я сочла возможным ввести новый метод изучения карточек – составление произвольных словосочетаний из них. На первом этапе, на мой взгляд, Кира была слишком мала для этого и не поняла бы сути.
Еще один метод (не совсем новый, но все же): на карточках я просила Киру найти букву в слове. При этом буквы старалась выбирать самые «запрятанные», чтобы дочь при поиске как можно лучше рассмотрела и изучила слово.
Несомненный плюс второго этапа – для Киры перестала иметь значение длительность стиха и листалки, соответственно. Если на первом этапе длинные стихи ребенок слушал только в самом начале, а потом начинал считать ворон, отвлекаться и переставал смотреть на написанное, то теперь Кира сохраняла внимание до самого конца – повзрослела и cтала больше понимать, поэтому и случать интереснее стало. Часто даже просила повторно прочитать листалку, а потом, не смотря на то, что стих в ней был длинным, внимательно его слушала еще раз.
Одно с первого этапа не поменялось абсолютно – Киру как и тогда больше всего интересовали листалки, где требовалось показывать разнообразные действия руками, ногами и прочими частями тела, нежели всякие считалки и пестушки.
Когда большая часть занятий была пройдена, Кира озадачилась вопросом, а кто ей подарил такой замечательный набор: «Это кто подарил мне?» Мецената надо знать в лицо;)))
Тестирование.
- пример одного тестирования
В целом, по сравнению с первым этапам, результат получился немного хуже. Кира часто баловалась во время проведения тестов, могла показать одно слово и тут же второе, могла показать оба сразу. И было не совсем понятно – действительно ли она не знает, или же просто игра у нее такая.
- сравнение первого и второго этапов
Я немного расстроилась. Но тут случилось чудо! По окончании последнего тестирования, пока я фиксировала результат, Кира положила перед собой две карточки и НАЧАЛА ЧИТАТЬ!!! «Это – зубы, это – если», взяла еще одну пару: «Это – будешь, это – мирись». Я обомлела! Ребенок-то все знает!!! Результат есть!!! Ну не хотела она по заказу выбирать из двух карточек требуемую – не лежала у нее душа к такому методу проверки. А вот сама с собой – запросто все выученные карточки называла.
Может, на третьем этапе мне изменить систему оценки результата? Отменить этот выбор из двух карточек, раз дочь он не устраивает, а давать карточки и просить их прочитать? Я попробую!
Если кто-то заинтересовался, подробнее о наших занятиях можно почитать у меня в дневнике в категории "Букварь с пеленок". А мои выводы и наши результаты после первого этапа вот в этом итоговом посте.
, но в нем отсутствует, дневник занятий (1этап) и
методическое сопровождение к комплекту. Есть ли у вас возможность отсканировать
или сфотографировать содержание этих книжечек? Буду безмерно благодарна!
Спасибо!
Надеюсь, что Кире не будет скучно в садике. Моей сотрудницы сейчас приходится воевать с заведующей, чтобы перевести ребенка в более старшую группу, т.к. ему не интересно с другими детками, он на целую голову выше их по развитию.