Я перестала контролировать оценки дочери. Что изменилось?
ОценкиВ её первом классе я была более дотошной: проверяла каждую тетрадь, каждое предложение, чтобы все было написано без ошибок. Сейчас дочка учится во втором классе, и я больше не лезу в дневник каждый день, не перепроверяю всё подряд и не зацикливаюсь на оценках. В каком-то смысле я просто отпустила ситуацию и передала всю ответственность за учёбу дочке.
Мне кажется, это полезно как для нам с мужем (у нас больше свободного времени вечером), так и для ребёнка, потому что она учится самостоятельности.
Как я поступаю теперь:
— Проверяю дневник раз в неделю. Если вижу замечание, просто спокойно интересуюсь, что случилось. Главное делать это без наезда (потому что замечание в дневнике школьницы –– не самая большая проблема в жизни). Если всё нормально — просто хвалю за самостоятельность.
— Домашку не проверяю полностью. Она всё делает сама, но знает, что я могу её подстраховать и помочь, если что-то не получается. Иногда просит проверить ДЗ — проверяю, но не исправляю. Говорю: «Вот тут есть ошибка, хочешь, пересмотри сама». Но никогда не лезу со своими советами по типу «Я знаю лучше».
— Не обсуждаем оценки каждый день. Мы обсуждаем, как прошёл день в школе, что учили сегодня, что понравилось, а что оказалось сложным. Часто дочь сама рассказывает про оценки, если не говорит, то я не лезу.
— Если плохая оценка, я мягко спрашиваю «что не получилось?». Вопрос «Почему?» будто бы интуитивно подталкивает к защите и к желанию что-то скрыть.
Какие результаты я замечаю:
Между нами стало больше доверия. Дочка знает, что её не будут критиковать или ругать, поэтому много рассказывает о школьной жизни. Если я замечаю, что в чём-то она не права, я спокойно обговорю это с ней и обосную, почему, например, не стоит брать без спроса чужие карандаши.
Если что-то не вышло — она не скрывает, не врёт, а говорит прямо: «там была ошибка, я запуталась».
Я перестала быть надзирателем. Потому что школьник –– это человек, который учится, и чаще всего на своих ошибках. Так росла я сама, и так приучаю мыслить ребёнка: ошибка –– не конец света, а повод сделать выводы и идти дальше.
Считаю важным отметить, что я не отпустила всё насовсем. Я в курсе, что происходит, могу помочь, могу поговорить, но не руковожу процессом с линейкой в руке.
Потому что контроль не даёт знания –– он даёт тревогу. А я не хочу, чтобы моя дочь стала тревожным взрослым, потому что не понаслышке знаю, как непросто им быть.
Лучший ответ