Петр ТОЛСТОЙ: С БОГОМ НЕЛЬЗЯ ДОГОВОРИТЬСЯ Ответ на вопрос статьи "ТАИНСТВО ПОКАЯНИЯ"
Мне кажется, Таинство исповеди – глубоко личное, нравственное дело каждого. Конечно, для человека православного это вещь, без которой его жизнь будет неполной. Исповедь нужна, чтобы осознать необходимость собственного нравственного переустройства: ты понимаешь, что согрешил, вел себя не так, как должно, и чувствуешь личную ответственность за грех, за поврежденность своей души грехом.
Выражаясь совсем приземленно, исповедь – часть душевной и духовной гигиены любого верующего человека.
Если честно, я не встречал в своей жизни людей, уверенных в том, что они справятся с грехом сами – без посредников. Думаю, это признак гордыни – желание человека сохранить в себе изъян, изучить его, попытаться провести внутреннюю работу, не прибегая к чьей-либо помощи. Конечно, это тоже путь… Но гораздо более трудный и болезненный. Даже осознав свой грех, мы не сможем сдвинуться с мертвой точки без помощи извне – помощи Господа. Идея “Бога во мне” – довольно распространенный миф, который, как и любое упрощение, обедняет духовный мир человека. Если Бог во мне, не надо ни в церковь ходить, ни каяться, ни причащаться… Или другая крайность: человек исповедуется чисто формально, для него исповедь – своеобразный “пропуск” к Причастию. А мне кажется, Причастие без покаяния никогда не даст человеку той радости, которую обретает покаявшийся! Люди будто намеренно лишают себя очень важной части общения с Богом – их можно только пожалеть…
Часто приходится слышать: “Вы, православные, обо всем с Богом договорились: согрешили – исповедались – и порядок!”. Думаю, говорить так могут лишь те, кто воспринимает веру как нечто внешнее, ритуальное. С Богом нельзя договориться – мы можем только сделать над собой усилие, чтобы хоть немного приблизиться к Нему. К сожалению, немногие готовы совершать такую внутреннюю работу, а те, кто делает ее, не любят кричать об этом… Естественно, смысл исповеди не в том, чтобы, раскаявшись в грехах, на следующей неделе сделать то же самое, а в том, чтобы найти в себе силы преодолеть грех навсегда. Это борьба, которую человек ведет всю свою жизнь. А перед смертью кается в том, чего в течение всей земной жизни преодолеть так и не смог…
Петр Толстой, главный редактор ТРВК “Московия – 3 канал”, Москва
Источник:
Из ответов протоиерея Максима, настоятеля храма мученицы Татианы на вопросы прихожан
Вопрос:
Правда ли, что вступать в брак верующей с неверующем по православным канонам нельзя?
Мария
Ответ:
По поводу того, возможен ли брак верующего человека с неверующим — возможен по словам апостола Павла: «Неверующий муж освящается женою верующей, и жена неверующая освящается мужем верующим…» (1. Кор. 7:14)
Вопрос:
Я полюбила неверующего человека, а сама я православная, правда всего полгода (до этого была 5 лет протестантом — в моей предыдущей церкви сурово смотрели на брак с неверующим). Я чувствую себя ужасно, так как я все время подозреваю своего молодого человека в чем-то нехорошем. Я ему сказала, что я — верующая, и половых отношений до брака иметь не могу, хочу иметь только одного мужа на всю жизнь, и что Православие призывает к воздержанию во всем, даже в супружеских обязанностях, по крайней мере никакого гедонизма, и еще, что я боюсь, что мою веру муж может как-то притеснять, а я этого не хочу! Он сказал, что эти условия для него приемлемы и притеснять он меня не будет! Я чувствую себя ущербной, что при возможности иметь православного мужа, я все же полюбила неверующего, и мне кажется, что я сама преступлю какую-нибудь заповедь, даже, если этот человек будет верен своим обещаниям! Я борюсь с мыслями о нарушении заповедей всеми доступными способами, но они приходят снова и снова! А тот человек страдает! Я как собака на сене!!! Как мне быть?
Татьяна
Санкт-Петербург
Ответ:
Уважаемая Татьяна, конечно же, всякий раз брак с неверующим является весьма и весьма большим риском. Но заведомо сказать, что ничего хорошего из этого не выйдет, тоже нельзя. Из ситуации, которую Вы описали, уже то хорошо, что Ваш избранник соглашается понять и принять Вас такой, какая Вы есть. То есть православной христианкой, и не тянет Вас в сторону светскости, в сторону недолжных развлечений и отвлечений. Постарайтесь на стадии предварительного вашего общения, знакомства предельно не скрывать от него ничего: в чем состоит Ваша вера, как Вы смотрите на мир, на брак, на количество детей в семье. И если, после определенного временного испытания он все равно будет желать Вас таковой видеть в качестве своей жены, то непреодолимой невозможности вступить с ним в брак я не вижу.
Вопрос:
Я православная христианка, воцерковилась 2 года назад. К этому времени у меня был молодой человек, и мы готовы были расписаться, но я стала верующим человеком, мои взгляды поменялись, а он не отступился, что делать? Я просто запуталась. Замуж хочу, но этот человек меня не устраивает, а другого не встретила. Может воля Божия выйти за него, если я до сих пор никого не встретила? Да и он меня не оставляет. Не знаю, могу ли я назвать батюшку, у которого исповедаюсь, духовником, но ответ на данный вопрос он не дает, что я должна решить сама? А как понять волю Божию?
Ирина
Екатеринбург
Ответ:
Что касается второго Вашего вопроса, думается так. Если сердце Ваше подсказывает, что недобро быть Вам вместе с человеком, несклонным разделить Вашу обретенную в ограде церковной веру, не смотрит одинаково с Вами на то, что есть семья, и при этом особенного тяготения Вы к нему не испытываете, то лучше отойти в сторону и помолиться о том, чтобы Господь послал единомысленного спутника жизни в ограде церковной. Вы спрашиваете о том, как понять волю Божию. Мы не всегда знаем, на что есть воля Божия, но всегда можно твердо сказать, на что ее нет. Нет ее на то, чтобы мы грешили. В большинстве наших жизненных ситуаций у нас есть выбор, как поступить так, чтобы не согрешить, или, по крайней мере, согрешить меньше. Выбор, который мы делаем к тому, чтобы не согрешить, является выбором, который против воли Божией никогда не будет.
Источник:
Из интервью с наместником Данилова Ставропигиального мужского монастыря города Москвы архимандритом Алексием (Поликарповым).
В современном мире развод стал привычным решением неудачно сложившейся семейной жизни. Церковь всегда стояла на страже семьи, и негативно относилась к разводу. Но стоит ли продолжать семейную жизнь, если оба супруга, как говорится, терпеть друг друга не могут?
То, что они терпеть, друг друга не могут, не означает, что они друг другу не подходят. А только то, что у них нет терпения. Это не мотивация для развода. Ну, предположим, они развелись. Она не терпела Петю, а потом выйдет за Ваню – теперь его нужно терпеть. Сможет она? Вопрос. И вопрос большой. Оно так и случается: по нескольку раз на одни и те же грабли наступают.
Христианин или христианка, прежде всего, должны обратить свое внимание на себя. Бороться со своими недостатками, изживать свои страсти, чаше бывать на исповеди. Призывать на помощь Бога. И стараться, с Божией помощью, сохранить семью, Но это труд, И серьезный труд.
Конечно, если человек вступает в брак только для того, чтобы получать удовольствия, то когда эти удовольствия, по тем или иным причинам, кончаются, он уже видит свое пребывание в семье бессмысленным. Да и само бытие его семьи кажется ему бессмысленным. Но это не по-христиански. Христианин знает, что вступает в брак не только для радостей. И не только утешение он будет иметь в семье. Брак – это крест. Крест жизни вдвоем, крест смирения перед своей половиной, крест терпения ее недостатков. Православные супруги несут свой крест и идут во след Христа.
Источник:
Здравствуйте! Будьте так добры, расскажите, каким должен быть пост для беременных и кормящих женщин? Читая православную литературу, столкнулась с довольно большим разнообразием "указаний", но все заканчиваются фразой о том, что все изменения и послабления должны производится "по согласованию с духовником"...Елена
С духовником надо советоваться для того, чтобы избежать самочиния в определении меры поста. Самочиние может привести к двум опасным крайностям: пренебрежению к посту по сластолюбию и невоздержанности или к неумеренному посту по гордости, тщеславию и неразумию. В Москве опытные духовники по совету с православными врачами часто разрешают беременным и кормящим вкушать в посты все, кроме мяса. Это относится и к однодневным, и многодневным постам. Более строго советуют поститься на первой седмице поста и на страстной. В среду и пятницу во время многодневных постов некоторые духовники по возможности советуют избегать и молочной пищи. В отдельных и исключительных случаях, когда беременность осложняется какими-то заболеваниями, по рекомендации православных врачей возможно вкушение в пост и мясной пищи, которая принимается не как пища, а как лекарство. Я пишу "православные врачи", потому что врачи неправославные, не признающие пользы поста, очень часто совершенно необоснованно настаивают на его отмене. Болезни, неудобства и труды, связанные с беременностью являются заменой поста. Для кормящих матерей, если молоко есть в избытке, возможен пост в полном объеме. К сожалению, в наше время большинство женщин не может похвастаться отменным здоровьем, и поэтому смягчение поста чаще всего бывает необходимым. В отношении увлечений (телевизора, кино, других светских увеселений) пост может не смягчаться, а ужесточаться. Частое причащение Святых Таин, усердная молитва, чтение Священного Писания и душеполезных книг, конечно же, во время поста должно быть обязательным для беременных и кормящих. Наверное, допустимо не выстаивать всю всенощную или приходить с младенцем не к началу Литургии, часть правила читать дома сидя. С другой стороны, женщина, готовящаяся к рождению ребенка, или мать, начавшая воспитание младенца, должна усерднее молиться, жить чище, ревностней относится к исполнению заповедей, более взыскательно относиться к себе, искоренять страсти, потому что Господь возложил на нее большую ответственность, призвал к высокому служению. Поэтому внутренний пост, при допустимости внешнего послабления, должен быть более строгим.
С любовью о Христе, прот. Аркадий Шатов
Источник:
Из книги прот.Максима Козлова "Последняя крепость"
Прав ли муж, ограничивающий социальную свободу жены или ее религиозно-общественную занятость?"
Вскоре после того, как я стала регулярно читать утреннее и вечернее правило, я добавила к утреннему молитвы о ребенке. И, вот, что заметила.
В молитвослове они озаглавлены "Молитвы родителей о детях" и в самой молитве мы просим Господа позаботиться о наших детях (во множественном числе).
То есть многодетность православной семьи подразумевается, так сказать, по умолчанию.
У нас очень трудные отношения с нашими родственниками, очень тяжелые бывают отношения на работе из-за того, что нет у нас самопожертвования. Мы настолько себя жалеем, что из-за этого плохо детей воспитываем. Ведь действительно трудно ребеночку объяснить, как-то постараться кротко ему все рассказать, с ним позаниматься, подумать над тем, как лучше устроить, чтобы он понял. Легче просто сказать: отойди; дернуть за руку, накричать на него. Пресечь проще; гораздо труднее подойти к проблеме более терпеливо и внимательно. И так не только в воспитании детей – мы таким образом согрешаем постоянно и во всем. Наша жизнь очень рассеянна, мы то за одно хватаемся, то за другое и ничего не делаем по-настоящему, ничего не доделываем до конца. Поэтому все и приходит в такой упадок, что каждый не занимается своим делом.