Суеверие - это религия без Бога.
Острые вопросы современного обществаВведение
Считается, что религиозные люди обладают верой, в то время как неверующие люди подвержены суевериям. На первый взгляд, большинство людей понимает, что вера несовместима с суевериями, но, как ни странно, суеверия свойственны не только неверующим. Как раз напротив, больно смотреть на то, как в общем верующие и набожные люди, оказываются последователями откровенно суеверных убеждений.
Действительно, если мы внимательно понаблюдаем за самими собой и окружающими нас людьми, то обнаружим, что в той или иной форме, осознанно или подсознательно, суеверия присутствую во всех слоях общества. Богатые и бедные, образованные и нет, люди из разных этнических групп, Христиане и нехристи, и даже вообще верующие и неверующие – все, так или иначе, допускают присутствие суеверий в своей жизни.
Так, стучать по дереву на удачу (или неудачу), избегать число 13, бояться разбить зеркало, как знак беды, не здороваться через порог, шарахаться от черных кошек и священников, видеть знамения в уроненных ножах и вилках или когда кто-то чихнул – всех этих и многих других суеверий всё ещё придерживается множество людей, хотя кому-то это кажется забавным.
Сейчас вполне можно было бы заняться перечислением, анализом, обсуждением и высмеиванием длинного списка всевозможных суеверий. Несомненно, многие из присутствующих в аудитории смогли бы добавить что-то к этому списку или уйти домой с информацией об одном или двух новых для них повериях. Но не в этом цель нашей беседы. Сегодня мы разберем, почему суеверия вредны для Христианина и почему их нужно избегать и, в конечном счете, вообще изъять из нашей жизни.
Что такое суеверие?
В английском языке слово superstition происходит от латинского superstitio, что означает стоять над или возвышаться. В древности оно использовалось для описания человека, испытывавшего исключительное благоговение пред богами, чрезмерный страх по отношению к ним или к волшебству, или даже к необычным учениям. Средневековые ученые употребляли это слово в связи с поверьями отличными от или противными Христианству.
В наши дни, этим словом обычно описывается вера во что-то, не имеющая под собой основания или противоречащая научным знаниям и правилам логики. Другим, более емким определением суеверия является: состояние страха и невежества, происходящее из-за веры в волшебство, колдовство и другие явления, которым нет рационального объяснения.
В большинстве случаев, суеверия находят применение в ситуациях связанных с удачей, предсказанием будущего и духами. Люди боятся непонятного и из-за этого страха возникают суеверия. Они являются формой защиты от боязни неизвестного. Хотя большинство суеверий прошлого были опровергнуты наукой, многие, вполне разумные и здравомыслящие люди, до сих пор упорно придерживаются их.
Однако, с чисто Православной точки зрения, я хотел бы предложить другое объяснение, которое, как мне кажется, позволяет взглянуть на суеверия в духовно правильном ключе: суеверие – это религия без Бога!
Виды суеверий.
Существуют суеверия, относящиеся к таким понятиям и сферам жизни как удача и неудача, числа, времена года, работа, поездки, любовь, женитьба и так далее. Действительно, наверное, каждому случаю жизни между рождением и смертью соответствует какое-то суеверие. Некоторые суеверия употребляются настолько широко, что стали традициями.
Многие из них нам хорошо знакомы: заячья лапка на удачу, разбитое зеркало на беду, избегай числа тринадцать, брось монету в фонтан и загадай желание, не дай черной кошке перебежать тебе дорогу, будь рожден под счастливой звездой, говори об удаче, но постучи по дереву, не женись в неудачный месяц, разыграй кого-то 1-го апреля, берегись некоторых людей, чтобы не сглазили и не наслали порчу или даже преждевременную смерть.
Некоторые суеверия иногда называют добрыми, так как они на первый взгляд должны принести удачу или уберечь от зла.
Однако не все суеверия относятся просто к удаче или неудаче.
Некоторые из них имеют языческое начало или основаны на языческих
обычаях, включая идолослужение. Другие происходят из
Религиозные суеверия – вера или суеверие?
По своему содержанию, некоторые суеверия имеют религиозную окраску, и то, что это именно суеверия и не всегда очевидно, особенно для верующих людей. Они часто не замечают просачивания грубого суеверного отношения к церковности в свою религиозную жизнь и практику.
Одна крайность – это когда у людей развито чрезмерное увлечение чудесами и знамениями, чтобы доказать свою собственную святость или правильность веры. Они забывают, что чудеса, истинные или ложные, сами по себе ничего не доказывают. Истинное чудо – это просто знак милости Божией, а, как мы знаем, Бог милостив не только к верным, но к кому Он пожелает.
Другая крайность возникает, когда люди преувеличивают значение церковных обычаев и правил до такой степени, что они затмевают собой заповеди Божии. Например, считают, что если крестное знамение и сопровождающий его поклон не сделаны с предельной точностью, то и сама молитва не имеет силы. В своем неуместном религиозном рвении, такие люди могут настолько зафиксироваться на «букве закона», что для «духа закона» в их душе остается мало или вообще никакого места. Такой подход к церковной жизни является современным фарисейством. Такое поведение может стать настоящей одержимостью, мучительной и для самого ревнителя, и окружающих его людей. В этом контексте, подумайте, как со стороны выглядит ситуация, когда в храме к какому-то, по неведению неподобающе одетому человеку, подойдет бдительный прихожанин и попросит его уйти.
Хочу подчеркнуть, что речь идет не о том, что будто бы церковная дисциплина не важна или церковные обычаи и правила внешнего поведения не имеют значения, но о том духе Христианской любви и милости, в котором они были изначально задуманы и теперь должны применяться. В противном случае эти внешние вещи теряют свою истинную внутреннюю ценность и становятся просто религиозными суевериями. Настоящее христианство дает верующим широкий простор свободы и любви, а не ощущение дамоклова меча, висящего над головой.
Приведу несколько примеров того, когда проявление религиозности сформировано скорее суеверием, чем верой:
- Когда освященную икону или крестик держат в автомобиле или даже в бумажнике, но относятся к ним также, как к заячей лапке или талисману. Эти священные предметы существуют, чтобы напоминать нам о молитве к Богу за нас самих и за наших близких, а отнюдь не для удачи. В опасные или ответственные моменты мы хотим, чтобы именно Бог был рядом с нами. Если мы согласны носить или держать эти предметы для защиты, но без живой молитвы к Богу, то разговор с водителем аварийной машины или кареты скорой помощи о том, сколько таких «талисманов» не уберегли их обладателей от аварии, травмы или и того и другого, должен подействовать отрезвляюще.
- Точно также, когда молитву носят на себе или просто, имеют в распечатанном виде, но не молятся. Это низводит молитву до какой-то магии, превращая в талисман или амулет. Было бы неизмеримо лучше просто запомнить слова молитвы и часто повторять их.
- Временами родители приходят к священнику и просят крестить детей, чтобы улучшить их здоровье, поскольку ребенок «болезненный» или «много кашляет». Здоровье ребенка может действительно улучшится после крещения, но Церковь и ее священники совершенно не поэтому поощряют крещение детей без ненужных задержек.
- Отношение к таинству Евхаристии (Св. Причастия) иногда точно такое же. Потом такие люди огорчаются, поняв что все их приготовления к Причастию были «пустой тратой времени», поскольку оно не помогло с проблемами на работе или не прервало череду неудач, испытываемых человеком.
Опасность суеверного отношения к, по своей сути, правильной религиозной практике состоит в том, что святыни и даже святые таинства Церкви начинают рассматриваться как способы достижения чисто внешних целей.
- Другая традиционная и благоговейная Православная практика, которой часто злоупотребляют в силу неправильного к ней подхода – это желание найти духовного руководителя (старца), но не для того, чтобы обрести поддержку и совет в ведении духовной борьбы, а чтобы переложить на старца ответственность за свою духовную жизнь. В крайних случаях это доходит до настоящего духовного рабства. Даже когда человек правильно понимает значение старчества, крайне важно правильно оценивать контекст отношений между духовным отцем и чадом. То есть то, что подходит для монастырской среды, не всегда применительно в контексте семьи и прихода. Здесь необходим дар духовного рассуждения и его крайне осторожное применение.
- Даже участие в паломничествах и поклонение святыням может превратиться в чисто суеверное поведение. Нет сомнения, что посещение места, где жил святой и воодушевиться на молитву там же, где он подвизался ради своего спасения, имеет особое значение. Еще более остро чувствуется прикосновение к святыне при паломничестве на Святую Землю, когда человек буквально ходит по стопам Господа или может стоять и молиться там, где Он стоял и молился.
Часто очень трудно отличить духовный опыт от эмоциональных переживаний и настоящий паломник не может ожидать чудесной перемены в себе или своих обстоятельствах от таких переживаний. Поездки на святые места действительно воодушевляют паломников изменить свою жизнь и следовать Господу, но настоящая духовная перемена возможна только тогда, когда человек решится последовать словам Господа: «если кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Maт. 16:24). Паломник, который не готов к тому, чтобы работать над собой (отречься от себя) и начать духовную борьбу (взять крест свой), а ожидает перемены в себе просто от самого факта паломничества, опять же, смотрит на святыню в ложном свете, обращаясь к ней только в силу того, что надеется получить какой-то внешний результат. Даже если нам и хочется войти в Царство Небесное, без борьбы это вряд ли возможно, поскольку и Христос четко сказал: «… кто не берет креста своего и следует за Мною, тот не достоин Меня» (Maт. 10:38).
Эмоциональные ощущения очень ненадежны и они зависят от множества внешних причин: отдохнувший человек или уставший, в хорошем он или плохом настроении, и т.д. Внимательный и здравомыслящий Христианин не станет полагаться на чувства в определении своего духовного состояния. В этом контексте, горькая реальность такова, что паломник может даже стоять у Гроба Господня и ощущать полнейшее духовное равнодушие.
- С подобным рассуждением должно относиться и к церковным богослужениям. Хорошо и грамотно поющий хор может произвести прекрасное впечатление и вызвать возвышенные чувства, но эмоциональный всплеск, — это не главная цель нашего посещения Храма Божия. Невозможно использовать чувства в качестве меры ценности посещения богослужения. Настоящий Христианин, присутствуя в храме, ощутит присутствие Бога и Его исцеляющую милость даже и при просто и плохо поющем хоре.
Суеверия с религиозной окраской особенно вредны нам как Христианам, поскольку, требуя от нас определенной духовной лояльности и поклонения, они предлагают нам фальшивую истину. Суеверия не просто отвлекают нас от Истины Слова Божия, но еще и крайне ограничивают, данный нам Богом, дар свободы воли, поскольку отношения с Богом, а они основаны на свободе воли, мы заменяем чем-то, зависящим от возможности и случая. Подспудно мы начинаем верить не в благой Промысел Божий, а в приметы, знамения и предсказания. Но Христос предупредил нас: «не можете Богу служить и маммоне!» (Лука 16:13). В конечном счете из всего этого может родиться неверие и человек отпадет от Бога.
Почему суеверия так популярны?
Если человек лишен истинной веры в истинного Бога, то, независимо от того, во что он верит, он становится склонным к языческим верованиям. Язычество проникнет в разные стороны его жизни, мировоззрение, и особенно в повседневные дела. Господь вдохновил пророка Иеремию написать следующие слова: «не учитесь путям язычников и не страшитесь знамений небесных, которых язычники страшатся» (Иерем. 10:2). В Священном Писании Бог определяет язычниками всех, кто поклоняется природе (солнцу, луне, звездам, т.д.), рукотворным идолам и чему и кому угодно, кроме единого истинного Бога. Их и их обряды Он называет погаными.
Язычество – это психологическое состояние, когда настоящая духовность заменяется эмоциями (душевностью). С Христианской точки зрения – это состояние души без Бога. Настоящие Христиане обязаны понимать, что все обычаи, обряды и традиции, имеющие языческие корни суть мерзость перед Богом. Он заповедал: «И потому выйдите из среды их и отделитесь» (2 Кор. 6:17). И, несмотря на все это, как указано выше, даже верующие люди уступают перед искушением «дополнить» свою веру бессмысленными суеверными поверьями.
Возможно, мы найдем объяснение этому явлению в древней мудрости. Существует старая русская пословица, что «всякая душа по природе Христианка». Нет сомнений, что истина этой пословицы основана на наблюдении, что все люди по-своему испытывают желание соприкоснуться с духовным миром, с их Богом. Это происходит даже когда сами люди не осознают происходящего, что говорит о том, что стремление к познанию Бога присутствует даже на подсознательном уровне. Другое религиозное выражение, отражающее данное явление, утверждает, что «в каждой душе присутствует образованный Богом вакуум».
Эти два высказывания передают очень глубокий образ. С одной стороны, люди всегда, даже на подсознательном уровне, ищут общения с Богом, а с другой, природа души, как и природа в целом, не терпит пустоты. Эта древняя мудрость предупреждает нас, что если вакуум (души) не наполнен Богом, то он будет наполнен чем-то другим и это что-то будет заведомо ложным!
Это объяснение проливает свет на печальное явление, с которым сталкиваются священники в течении последних 20-ти лет при окормлении Православных верующих, эмигрировавших из России и пришедших в зарубежные приходы. В течении 70-ти лет атеистическое Советское государство вдалбливало в головы своих граждан, что Бога нет. Сейчас, после падения этого режима, и произошедшего широкомасштабного возрождения церковной жизни в России, многие люди, выросшие в те трудные времена, придерживаются огромного числа суеверий. Дилемма, пред которой стоит клир, усложняется еще более тем, что часто суеверия тесно переплетены с элементами церковной правды. Отсюда и крещение, чтобы ребенок не болел, и исповедь с причастием на удачу, и миллион других комбинаций. Даже когда это опасное смешение совершенно очевидно, от приходского священника требуется много такта и понимания, чтобы правильно подойти к человеку и разрешить эту проблему в положительном пастырском духе.
Нужно совершенно определенно заявить, что подобная склонность к суевериям свойственна отнюдь не только людям, приезжающим из России. Как раз напротив, мы заметили в начале этой статьи, что «богатые и бедные, образованные и нет, люди из разных этнических групп, Христиане и нехристи, и даже вообще верующие и неверующие – все, так или иначе, допускают присутствие суеверий в своей жизни». Эти наблюдения, однако, подчеркивают, что когда Бог изгнан из Его места в душе, пусть даже насильно, тогда что-то ложное определенно займет Его место в душе.
Каково учение Православной Церкви о суевериях?
Церковь считает веру в суеверия и приверженность им грехом, поскольку этот порок души подразумевает отсутствие веры в промысел Божий. Приверженность суевериям знаменует собой заигрывание с силами противными Богу а значит и нарушение первой из десяти заповедей: «Я Господь, Бог твой,… да не будет у тебя других богов пред лицем Моим» (Исход 20:1-3).
Как сказано ранее, некоторые суеверия, особенно среди верующих людей, в некотором смысле, можно назвать извращением религии. Суеверие – это отклонение религиозного чувства и поведения, которое это чувство предопределяет. Оно даже может исказить наше поклонение Истинному Богу, когда магический смысл придается церковным таинствам и элементам богослужения. Слова самого Христа служат укором таким Христианам: «Горе вам, вожди слепые, которые говорите: если кто поклянется храмом, то ничего, а если кто поклянется золотом храма, то повинен. Безумные и слепые! что больше: золото, или храм, освящающий золото? Также: если кто поклянется жертвенником, то ничего, если же кто поклянется даром, который на нем, то повинен. Безумные и слепые! что больше: дар, или жертвенник, освящающий дар? Итак клянущийся жертвенником клянется им и всем, что на нем; и клянущийся храмом клянется им и Живущим в нем; и клянущийся небом клянется Престолом Божиим и Сидящим на нем» (Мат. 23:16-22).
Из писаний Святых Отцов
- Святитель Иоанн Златоуст в своих «Проповедях о Законах» пишет о некоторых людях, которые считались обладающими тайными знаниями. Они продавали шерсть медведей и других животных на амулеты и целебные снадобья. Когда кто-то начал защищать одну такую женщину-старицу на том основании, что она призыват Имя Христово в своих заклинаниях, то Свят. Иоанн ответил следующим образом: «Более того, я считаю, что она должна быть еще более ненавидима за то, что злоупотребляет Именем Христовым для этой цели, поскольку представляясь Христианкой, она показывает своими действиями свое язычество».
- Святитель Игнатий (Брянчанинов) говорил так относительно козней сатаны и нашей падкости на искушения и соблазны: “Со времен человеческого грехопадения диавол имеет к нам доступ. Когда-то, диавол не был способен производить столько зла, сколько он делает сейчас. Однако Бог искупил человека. Этот достоверный факт нам известен из Писания. И чтобы искупить человека, Христос умер нас ради. Искупленному человеку Он дал свободу подчиниться или Богу, или диаволу. В нашей воле выбрать образ и подобие Божие. Ему было бы очень легко сотворить человека, который бы всегда улыбался при проявлении действия Провидения Божия в его жизни. Но мы были бы духовными роботами, куклами. Богу это не нужно.”
Святые каноны Церкви.
- Канон 61 VI-го Вселенского Собора иже в Константинополе – Предающиеся волшебникам, или так именуемым стоначальникам (старейшие волхвы), или другим подобным, дабы узнать от них, что восхотят им открыть, согласно с прежними отеческими о них постановлениями, да подлежат правилу шестилетней епитимии. Той же епитимии надлежит подвергать и тех, которые водят медведиц, или иных животных, на посмешище и на вред простейших, и соединяя обман с безумием, произносят гадания о счастье, о судьбе, о родословии и много других подобных толков; равно и так именуемых облакогонителей, обаятелей, делателей предохранительных талисманов и колдунов. Закосневающих же в сем и не обращающихся и не убегающих от таковых пагубных и языческих вымыслов определяем совсем извергать из Церкви, как и священные правила повелевают. Ибо, какое общение света ко тьме, как глоголет Апостол: или кое сложение Церкви Божией со идолы; или какая часть верному с неверным; кое же согласие Христа с велиаром? (2 Кор. 6:14-16).
В интепретации этого канона говорится, что всякий предающий себя колдуну или демонам, чтобы узнать какой-то секрет, да будет отлучен на шесть лет. Также те, которые прибегают к заклинаниям и верят в удачу и судьбу, да будут извержены из собрания Церкви.
- 32-й канон Св. Иоанна Постника 582 г. по Р.Х. – Занимающимся заговорами или колдовством, мы полагаем покаяние на три года, с условием, что они с радостью приложат особое усердие к каждодневному посту, вкушая только твердые и сухие снеди после девятого часа и, живя по возможности безыскустно, и, в добавок, полагаем им каждодневно совешать 250 поклонов, каждый раз касаясь челом земли. К ним мы приравниваем и женщин, продающих амулеты и занимающихся гаданием.
Интерпретация: Шептуны и колдуны, как и (женщины) изготовляющие амулеты и гадающие, отлучаются от Св. Причастия на три года в течении коего времени они должны принимать только сухую пищу (сухоядение) после девятого часа и в количестве необходимом для поддержания себя и при этом полагать 250 земных поклонов каждый день.
Отношение Церкви к суевериям и суеверным обычаям предельно ясно из нескольких параграфов, приведенных выше. Тот факт, что люди, не желающие слышать эти предупреждения, даже отлучаются от Святых Таин, только подчеркивает как осмотрительно Христианин должен относиться к участию в подобных явлениях.
Допустимы ли безобидные и неоскорбительные суеверия?
Вещи сверхъестественной природы не нейтральны. Они либо от Бога либо не от Него. Если они не от Бога, их единственным источником может быть только сатана. Гадание, вызывание духов, гадание на картах, на кристальном шаре, гороскопы, нумерология и т.д. – какими бы безобидными (или опасными) эти вещи ни казались, если они не фальшивки, то их вдохновителем и источником является нечистая сила. В конечном счете в этот список могут быть включены и занятия, которые на поверхности не кажутся противоречащими религиозным чувствам.
Как сказано выше, такие занятия отвлекают от Бога, помрачают понятие о Нем как об истинном Источнике всех благ и щедрот, и подстрекают к заигрыванию с ложными силами. Действительно, практикуем ли мы их совершенно открыто или только слегка касаемся их, если мы занимаемся ими, то уже этим самым мы воздаем им поклонение – служим им.
Христос определенно говорит в Евангелии: «Никто не может служить двум господам: ибо или одного будет ненавидеть, а другого любить; или одному станет усердствовать, а о другом нерадеть. Не можете служить Богу и маммоне» (Maт. 6:24).
В свете этого порицания, занятие чем-то из описанных выше вещей, именно этим и является – служением другому хозяину. В этом вся суть проблемы. И то, что мы проводим нашу жизнь рассеянно, в состоянии духовной наивности, будучи безразличными к природе и происхождению этох вещей, не послужит нам оправданием. Опасная это игра – служить двум господам. С одной стороны, через участие в богослужениях и Таинствах Церкви просить Бога Святаго Духа приити и вселиться в нас (из молитвы «Царю Небесный»), а с другой оставлять в нас зацепку для сатаны, участвуя во внушаемых им занятиях.
Православный Христианин не должен боятся бабьих сказок, волшебников или даже колдунов, но поступать как говорит Священное Писание. А оно говорит так: «… бойся Бога и заповеди Его соблюдай, потому что в этом всё для человека; ибо всякое дело Бог приведет на суд, и все тайное, хорошо ли оно, или худо.» (Екклезиаст 12:13-14).
Боле того, даже если Христианина и привлекла вера в знамения и суеверия, то хорошо бы ему или ей прислушаться к этим ясным и кратким словам самого Спасителя: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его, и это все приложится вам.» (Maт. 6:33).
Мы тоже небезынтересны сатане!
Бог любит нас больше чем мы способны любить самих себя и желает нашего спасения более, чем того хотим мы сами. Но беда в том, что не только Бог желает нас, но и сатана. И если Бог говорит нам: «Ищите же прежде Царства Божия и правды Его», определенно, сатана предложит нам нечто противоположное, а именно: «Ты живешь один раз – возьми все от жизни! Духовная жизнь только этому мешает. Посмотри как живут вокруг. Боящиеся Бога ходят в храм, соблюдают посты и усердно молятся – их жизнь ограничена и скучна. А те, кто не боятся Бога – веселятся и наслаждаются жизнью».
Кто-то скажет, что, мол, если человек делает что-то по незнанию, то как это может ему повредить? Иными словами, разве кто-то думает, что он поклоняется бесам, когда бросает монетку в фонтан или стучит по дереву? В таком случает, не одобрит ли его поведение сатана, и может ли он (сатана) извлечь что-то из этой ситуации для себя?
Дело в том, что сатана не действует напролом. Он приобретает доверие людей потихоньку, очень осторожно и очень хитро. Он действует так по крайне простой причине. Если бы он открыто явил себя людям, особенно тем, которым не безразлична их вера, продемонстрировал бы им свою силу, чтобы завоевать их, тогда, определенно, результат был бы противоположным – массы людей обращались бы к Богу, по крайней мере, из-за сильного страха. И еще, люди бы проявляли невиданную верность заповедям Божиим.
Поэтому сатана полагается на уловки и ложь. Один из его самых успешных трюков – это убедить людей, что его не существует. Или, если они подозревают о его существовании, сатана постарается внушить им им, что он не более чем забавный парень, бегающий в красных штанах с вилами в руках, и занимающийся всякими проказами. Такое безответственное отношение только играет ему на руку, поскольку мы, обычно, не боимся того, что нам кажется забавным и смешным. Очень печально, что подобное фривольное отношение в нечистой силе сегодня наблюдается у очень многих людей.
Мы, как Православные Христиане, должны остановиться на минутку и задуматься, какими могут быть последствия всего этого. Было бы очень хорошо для нас, если бы мы сравнили отношение к нечистой силе, описанное выше, с тем, как оно описывается в житиях Святых и в творениях Святых Отцев Церкви. Совершенно определенно, что ни одно их столкновение с демонами не было даже отдаленно забавным.
Поэтому, если мы привержены суевериям, сатана приимет наше поклонение, даже если оно не осознано, потому что такое поведение открывает в нашей душе окно для проникновения зла, каким бы маленьким это окно ни было. Получается, что таким образом маленькое семя безбожия незаметно сеется на ниве нашей души. Но то, что начинается сегодня с крошечного семени, будучи орошаемо и питаемо всякого родом внешне невинными вещами и занятиями, как-то: некоторые теле- и радиопрограммы, фильмы, книги, статьи в журналах и прочее, завтра может принести такой уродливый и вредный плод, как отсутствие веры и сомнение в существование Бога и Его спасительной благодати. В этом то и есть ложь сатаны, что привнесение нехристианских безбожных занятий в нашу жизнь якобы неопасно и его не стоит избегать. Стоит ли удивляться тому, что люди, чрезмерно и открыто преданные суевериям, испытывают сверхъестественные явления, причем – постоянно. Они добровольно открыли свои сердца подобного рода явлениям, и, из-за своих постоянных страхов, они продолжают платить дань и поощрять демонов и их действия по отношении к себе.
Таков образ действия бесовской прелести: скрытно и хитро предложить ложную духовность, чтобы по-тихоньку привести доброжелательных людей к их погибели. Широкое распространение суеверий является лучшей иллюстрацией этого.
Заключение.
Будучи Православными Христианами:
- В таинстве Крещения мы, отложив ветхого человека и облекшись в нового, запечатлены как новоизбранные воины Христовы (из чина Крещения),
- В таинстве Миропомазания мы получили печать дара Святаго Духа (там же),
- В таинстве Покаяния мы разрешаемся и соединяемся Святой Христовой Церкви (молитва разрешения),
- В таинстве Святаго Причастия мы прибываем во Христе и Христос в нас. (Иоанн 6:56).
В каждом из этих случаев Бог изливает на нас Свою благодать, показывая, что мы принадлежим Ему. Более того, прокимен, возглашаемый во время чина Крещения, говорит: «Господь просвещение и Спаситель мой; кого убоюся?» и «Господь защитетель живота моего; от кого устрашуся?». Страх чего-то – это признание над нами власти. Поэтому настоящий Христианин должен бояться Бога. Для этого есть очень много причин, в особенности же та, о которой говорит Псалмопевец: «Начало примудрости страх Господень; разум верный у всех, исполняющих заповеди Его» (Псалом 111:9).
Христианин верит в непререкаемую истину Слова Божия и не зависит от суеверий, ложной духовности, обычаев, чувств и положений, происходящих из безбожных источников, которые стремятся узурпировать место Бога в нашей душе и подчинить нашу преданность. Даже к вещам, кажущимся безобидными, надо относиться с рассуждением. Апостол Павел преподает нам простое правило, которое хорошо было бы запомнить: «едите ли, пьете ли, или иное что делаете, все делайте в славу Божию» (1 Кор. 10:31).
Только Бог и Его Святое Слово достойны веры и поклонения. А суеверия – это религия без Бога!
![](https://cdn.imgbb.ru/2/2/e/22ed3807bc6d001d41c424319c14c87f.jpg)
![](https://cdn2.imgbb.ru/navatar/52/521869/202101/a2c465183f0509cfd74763059ade5e67.jpg)