Почему женщине нельза заходить в алтарь?
Разные вопросы христианской жизниВот такой встал вопрос, а ответить толком на него я не смогла. Я что-то там пролепетала про осквернение, а потом загрузилась, православие же не считает женщину источником скверны...
duriann@yandex.ru
Этот запрет связан именно с женским менструальным кровотечением.
Алтарь - это жертвенник, на который исторически лилась кровь, испускаемая из жертвенного животного или человека, в угоду божеству, хозяину данного храма.
Считалось, что с кровью испускается душа жертвы - в угоду божеству или демону. Потом жертву сжигали - и божество "вкушало" душу жертвы по-полной.
Если бы на алтарь взошла женщина - с распущенными волосами, в юбке и с менструальным кровотечением - ее менструальная кровь полилась бы на жертвенник, и это была бы магия совсем другого порядка. Матриархальная.
Тогда как авраамические религии - патриархальные. Творить ритуалы - проливать на алтарь кровь жертвы, отращивать длинные волосы - на голове и на бороде - и выпускать их наружу - дозлволено лишь мужчинам. Женщина должна всячески свои волосы прятать - в православной церкви под платок, у иудеев - вообще сбривать налысо.
В православии менструирующей женщине нельзя всходить на жертвенник (алтарь) и не желательно приходить в церковь. В иудаизме менструирующая женщина считается ритуально нечистой и ей запрещено вступать в сношения с обрезанным ритуально чистым мужем, из опасения его осквернить.
По окончании месячных ей вымыться в душе ей недостаточно. Ей нужно совершить ритуальное омовение в ритуальном резервуаре, наподобие нашего крещения. Только потом она может являться мужу.
Язычники считали, что кровь привлекает демонов. Не знаю, как насчет демонов, но женщины гораздо более сильные маги, чем мужчины. Поэтому женщины были объявлены "нечистыми", кое-где "порождением дьявола"; их волосы сбривают и прячут, а их менструальной крови мужчины-авраамисты боятся как огня.
П.С. Еще на менструальную кровь привороты делают, как именно это работает, я не знаю, но говорят, что довольно сильно. Вот тебе еще одна загадка про месячные.
П.С. Еще на менструальную кровь привороты делают, как именно это работает, я не знаю, но говорят, что довольно сильно. Вот тебе еще одна загадка про месячные.
21.02.2016
Ответить
Katty
Если не ошибаюсь, этот запрет связан с тем, что а алтаре нельзя допускать пролитие крови. А поскольку женщина теоретически может "пролить кровь" в любой момент (а тампаксов раньше не было
) то и было сформировано это правило на Лаодикийском соборе. Кстати, позднее, на 6м Вселенском соборе было принято еще более жесткое правило не входить в алтарь никому, кроме священнослужителей, с исключением лишь для помогающих монахов, что сейчас уже не соблюдается.
) то и было сформировано это правило на Лаодикийском соборе. Кстати, позднее, на 6м Вселенском соборе было принято еще более жесткое правило не входить в алтарь никому, кроме священнослужителей, с исключением лишь для помогающих монахов, что сейчас уже не соблюдается.
13.02.2013
Ответить
in love with alex
насколько я знаю, каких-то общепринятых указаний насчет женщин нет - есть постановление не входить в алтарь никому, кто не совершает службу
в женских монастырях сестрам дозволяется нести послушание в алтаре
11.02.2013
Ответить
in love with alex
а ты думала, что женщина не может быть священнослужителем, потому что ей в алтарь заходить нельзя? :)))))
вообще первый священник, назначенный Богом, был мужчина (Аарон), дальше священнический сан передавался по наследству так же мужчинам
учениками Христа, от которых идет преемственность у наших священников, тоже все были мужчинами
история христианства не знает женщин-священников (были диакониссы, но это совсем не то), так уж сложилось исторически :))
вообще я забавное мнение встречала на эту тему у святителя Иоанна Златоуста (уже точно не помню, в какой книге) - якобы первая женщина показала, что не умеет пользоваться данной ей властью (считай, равноправием с мужчиной), и соблазнила мужа, поэтому Бог и сказал, что теперь главой женщине будет муж, а она будет у него в подчинении - там, правда, речь шла не о священстве, а в принципе о положении женщины в обществе, но я думаю, негоже наделять священнической властью ту, которая показала, что не умеет управлять :)
11.02.2013
Ответить
Евникия
Ага, женщина -священник... Вот представляю себе во что превратилась бы исповедь :))) и что бы стало с её тайной. А ещё, наши батюшки с испариной на лбу причащают в праздники, чисто физически тяжело служить, особенно летом, в жару, в облачении.
11.02.2013
Ответить
Евникия
Жесть, согласна.:)
Я вообще, считаю, что при правильной экономической политике, когда бы женщина-мать была защищена материально, место женщины в семье и в профессиях, где действительно необходимы её женские качества или личные таланты.
Вот муж воет от женщины-конструктора на работе, она явно отмороженная дама, ей вступило на ровном месте "яйцами помериться" с электонщиками, те уже и с реверансом к ней и с логикой, не-а, плела интриги, стопорила работу, выдвигала немыслимые требования, пока по башке от начальника не получила, то же самое в бухгалтерии, сидят клуши-чаи гоняют, если приходишь к ним за бумагой, оформлять которую их работа, чего только не выслушаешь на тему какое сильное одолжение они делают...
А я терпеть не могу женщин-консультантов в автомагазинах, если все мужчины заняты, а женщина свободна, я жду мужчину. :)))
Женщина-рукоодитель тоже редко бывает адекватная, может невзлюбить хорошего сотрудника из-за зависти, ну и проч.
Мужчины проще устроены, понятнее, больше дела, чем эмоций.
11.02.2013
Ответить
Dari
Да, тут согласна. Мужчины более эмоционально устойчивы и более логичны в сових действиях, менее зависимы от гормональных колебаний). А что такое женский коллектив я успела узнать на своей шкуре, поработав год в НИИ после универа. Чаи и перемывание друг другу костей. И это люди с высшим научным образованием, не глупые... Ладно, это оффтоп уже).
11.02.2013
Ответить
Марина
ха-ха))) у меня на работе в кабинете 8 мужчин, дык вот, женщины отдыхают))))) сижу среди них и поражаюсь))))
12.02.2013
Ответить
Marisha
Вот почему мы, женщины, так не любим общество других женщин, а с мужчинами нам хорошо и комфортно :)))
11.02.2013
Ответить
Ntinos
Ну, диакониссы причащали, вы в курсе, наверное? И жара там была похлеще, чем в России :)
А в женских монастырях сестры открывают помыслы старице :)
11.02.2013
Ответить
Евникия
Нет, не в курсе, что дьяконисы причащали. В монастырях открывают помыслы игуменье. Моя знакомая монахиня, ей под 60 лет уже, говорила мне, что её духовник предостерегал её открывать помыслы про игуменью игуменье. :))
А что, в женских монастырях интрига на интриге! Я снимала комнату у вышеупомянутой монахини, наслышана от неё о монастырской жизни. Она 15 лет провела в монастыре, а её дочь 25 лет и поныне там.
В монастыре это спасительно, скорбями спасаются, а на приходе лучше мужчины. :)
11.02.2013
Ответить
Евникия
Они скорбямт спасаются, там девственниц много. Для современного мира, по-моему, вполне себе результат. :)
А потом, я наслышана и немного сама была свидетелем (когда трудничала в монастырях неделю-другую)преображения некоторых монахинь. Они - серые мышки, ведут себя неприметно, вроде сосредоточенные, но как-то сдержанно улыбчивые, про таких говорят "мир в душе". В миру таких трудно встретить.
11.02.2013
Ответить
Мария
Не все сестры в монастырях открывают помыслы только игуменье.есть на это монахини с духовным опытом.
11.02.2013
Ответить
Marisha
Так, я про диаконисс как-то не в курсе. Я думала их функции были более как бы хозяйственные: за порядком следить, немощным помогать.
11.02.2013
Ответить
Ntinos
Может, и это тоже. Но основная была - ходить по домам и причащать женщин. Кстати, может, знаете, что свт. Нектарий Пентапольский в 19-м веке сделал попытку возрождения института диаконисс, и даже, кажется, рукоположил кого-то, но - не прижилось
11.02.2013
Ответить
Marisha
О как! Спасибо, поищу инфу про диаконисс, википедия как-то слишком поверхносна. Спасибо, очень интересно.
11.02.2013
Ответить
Ntinos
Могу даже сказать, где искать. Я прочитал в книге "Greek Orthodox Traditions in America". Бежевая такая книга в суперобложке, поищите в греческих храмах в ваших краях, должна быть, она довольно популярна. На счет названия не уверен, но что-то такое
11.02.2013
Ответить
Иришка А.
Спасибо) Нет, я не думала о связи священничества с алтарем. Просто навеяло :)
Значит, это просто традиция? Прямых указаний, что женщине нельзя служить нет? А как же Мария Магдалина? Она тоже проповедовала христианскую веру.
Да и со времен Адама и Евы столько воды утекло. Нынешние женщины уух как умеют управлять :)
11.02.2013
Ответить
in love with alex
вряд ли есть такое правило - для христиан это было настолько очевидно, что я не уверена в том, что это как-то законодательно зафиксировали :) есть мнение, что Христос впервые причащая апостолов символизировал первого новозаветного священника
а проповедовать женщине никогда не возбранялось :) проповедь и священнодействие - это совсем разные вещи
11.02.2013
Ответить
Dari
"Но вы – род избранный, царственное священство, народ святой, люди, взятые в удел, дабы возвещать совершенства Призвавшего вас из тьмы в чудный Свой свет" (1Пет. 2:9). Апостол Петр сказал это, обращаясь ко всем христианам, то есть все мы отчасти свящество).
11.02.2013
Ответить
Ntinos
Ну не все ученики Христовы были мужчинами, не надо! ;-)
И апостол Павел поминает ту Иунию в послании к римлянам, и Присциллу чаще вперед Акиллы ставит ;-). Ну, и умоминавшаяся здесь Мария Магдалина тоже равна апостолам. Так что не все так очевидно для христиан первого века
11.02.2013
Ответить
in love with alex
вот же любите Вы к словам прицепиться :)
от упоминавшейся здесь Марии Магдалины никто не был рукоположен, равно как и от других женщин
11.02.2013
Ответить
in love with alex
не надо со мной заигрывать, высказывайтесь, пожалуйста, по теме
11.02.2013
Ответить
Ntinos
Ну, если по теме, то смотрите. Епископы (и пресвитеры, тогда не было такого четкого деления, как сейчас) поставлялись в общину, когда апостол, завершив дело созидания общины, уходил дальше. Если были общины, созданные Марией Магдалиной, то логичнее предположить, что она же оставляла им и предстоятеля, а не дожидалась, скажем, Петра
11.02.2013
Ответить
in love with alex
я спрашиваю, а не утверждаю, вдруг Вам попадалось
я сейчас читаю как раз о первых веках христианства (в привязке к возникновению богослужебного устава, чтобы более аргументированно тиражировать байку о всенощных богослужениях), но там в основном об общепринятых практиках, и женское служение упомянуто лишь вскользь
11.02.2013
Ответить
Ntinos
Возвращаясь совсем уж "к теме", имо, первоначальный запрет на вход в алтарь связан с месячными.
11.02.2013
Ответить
in love with alex
диакониссам же можно было входить в алтарь (конечно, не в дни месячных)
11.02.2013
Ответить
Ntinos
И следовательно? :-)
Запрета на вход в алтарь по гендерному принципу нет. Но месячные являются препятствием для входа. Точнее, даже не для входа, а для прикосновения к Чаше, т.к. диаконнисы входили именно для того, чтобы взять Чашу и идти причащать, а не чтобы пропылесосить в алтаре ;-)
А если не можешь взять Чашу, то чего заходить?
11.02.2013
Ответить
in love with alex
так я вроде об этом и написала в моем первом комменте к этой теме
11.02.2013
Ответить
Юлия
в Библии есть указание на то, что пресвитером и епископом может быть только мужчина. из посланий к Титу: Для того я оставил тебя в Крите, чтобы ты довершил недоконченное и поставил по всем городам пресвитеров, как я тебе приказывал:если кто непорочен, МУЖ одной жены, детей имеет верных, не укоряемых в распутстве или непокорности.Ибо епископ должен быть непорочен, как Божий домостроитель, не дерзок, не гневлив, не пьяница, не бийца, не корыстолюбец, (Тит. 1, 5-9)
Диаконы, как и диакониссы могут участвовать в Таинствах, но, в отличие от пресвитеров и епископов не могут их самостоятельно совершать. Символически, таинствосовершитель символизирует Христа во время Тайной Вечери. Поэтому, возможно, Христа символизировать может только мужчина. По поводу женщин, которые основывали христианские общины-не вижу противоречий. Основать общину может и женщина, и проповедь апостольскую нести, но вот таинствосовершителем она от этого не становится.
По теме вопроса-в некоторых храмах девочки алтарничают. В монастырях - монахини.
13.02.2013
Ответить
Ntinos
Ну, если опираться на это, то весь епископат должен быть женатым ) И пресвитериат тоже
13.02.2013
Ответить
Юлия
Если опираться на одну цитату то да, вы правы. Но мне кажется, что читать нужно Библию целиком. И из всего контекста следует, что священнослужитель-либо монах, говоря современным языком, либо тот, о ком говорится в послании к Титу.
14.02.2013
Ответить
Ntinos
Согласен, иерархический период истории Церкви не знает женщин-священников. Но доиерархический, по крайней мере, может предположить их существование, о чем можно заключить из посланий Павла к коринфянам и к римлянам
14.02.2013
Ответить
Юлия
скорее наоборот-женщины, упоминаемые в Библии-даже если приравнены к апостолам, проповедовали с мужчинами-Иуния-с Андронником, Прискилла - с Акилой. Можно предположить, что причина этому-неспособность самостоятельно приготовить Святые Дары. Опять же, равноапостольный-не значит, что священнослужитель.
14.02.2013
Ответить
Ntinos
Предположить, конечно, можно, но только в чем проблема приготовить Святые Дары? Почему женщина не может это сделать? Как раз в эллинистическом мире женщина - главная в доме (мужчина - в обществе), а поскольку собрания первых христиан суть собрания в большей степени домашние, а не общественные, то, опять же, логично предположить, что женщины на них были, как минимум, не безгласны
14.02.2013
Ответить
Юлия
технически, конечно, может совершить те же самые действия, но смысл будет немного другим. батюшка в разные моменты службы символизирует мужчин: Христа во время малого входа, Иосифа во время Великого входа, опять Христа во время причастия.
кроме того, следует помнить, что прообраз бескровной жертвы следует искать в Ветхом Завете. Там жертвоприношениями и всесожжениями занимались мужчины. Как уже писали в этой теме, сам Господь благословил мужчин священнодействовать задолго до Христа. если бы этот порядок вещей изменился, думаю, мы об этом нашли бы прямые и четкие свидетельства.
разумеется, если бы женщину рукоположили в пресвитерское служение, гендерный вопрос бы не стоял. в ранней церкви очень скурпулезно велись списки всех рукоположенных. вам достаточно было бы привести хотя бы один такой пример: такая то женщина рукоположена таким то епископом.
14.02.2013
Ответить
Ntinos
Мы о разных вещах с вами говорим. Какой еще малый и великий вход? Да и по поводу списков, что там со скрупулезностью?
14.02.2013
Ответить
Юлия
в списках писали всех, кого рукоположили, и кто рукоположил. Эта информация доступна до сих пор. Малый и Великий Вход-это части Литургии. Малый-во время пения заповедей Блаженств, Великий-после первой части Херувимской.
что касается обсуждаемых вещей-я начала с того, что женщина не может быть таинствосовершителем. вы с этим не совсем согласны, насколько я поняла из комментов мне и другим ББшкам. Однако, аргументы у вас получаются уровня "зуб даете?". вот я вам и намекаю непрозрачно, что действительно аргументом был бы пример рукоположения женщины в пресвитера или епископа. я таких примеров не знаю.
14.02.2013
Ответить
Ntinos
Хорошо, можно ссылку на доступную информацию? Не обязательно гипер-. Просто, где смотреть по первому-второму веку. Я не знаю, правда! )
По поводу остального. Мы с вами говорим о разных эпохах, если вы не заметили. Просто вывод, который вы делаете, о принципиальной невозможности женского священослужения на основании того, что не было женских хиротоний в Католической Церкви, да еще и на библейских основаниях, кажется мне натянутым
14.02.2013
Ответить
Юлия
Динос, это вы попытались найти в Библии основание )) 14 февраля в 15:44. основание-лишь то, что женщины упоминаются в Библии как проповедницы. те ссылки на Библию, которые давала я однозначно говорят о том, что пресвитер-мужчина. вы сами говорите теперь, что женщин не рукополагают по ВНЕбиблейской традиции. поэтому период не имеет значения, до или после написания Библии это было, и ответ на вопрос не в Библии искать нужно. если не рукополагают, то Дары такой человек приготовить самостоятельно не может (об этом я вам пишу практически в каждом ответе на ваш коммент). то, что женских хиротоний не было я не из Библии взяла, не натягивайте. В ранней церкви преемственность хиротоний была основным показателем истинности церкви Христовой, поэтому за этим очень тщательно следили. настолько тщательно, что эти списки дошли до нас. вот, например, http://azbyka.ru/shemy/hronologicheskij_spisok_antiohijskih_patriarhov.shtml или http://azbyka.ru/tserkov/svyaschenniki/kto_prinimaet_vid_apostolov_hristovih-all.shtml вы можете погуглить и найти подобный список к каждой поместной церкви, от каждого апостола, со ссылками на первоисточники. есть еще труд "против ересей". что касается тех, кто упоминается в Библии-Андроник, например, один из 70. Но ни Магдалины, ни Иунии среди них нет. http://azbyka.ru/shemy/70apostolov.shtml хотя жили в одно время, одновременно проповедовали. время как раз то, которое вас интересует, -II век
15.02.2013
Ответить
Ntinos
Все. Понях, яко не вем ни токмо церковной гиштории, обаче и священнаго писания, ниже литургики. Простите мене грешнаго и окаяннаго!
16.02.2013
Ответить
Ntinos
На самом деле, достаточно просто сказать, что женщин в Церкви не рукополагают по внебиблейской традиции. Думаю, что под таким аргументом подпишется большинство православных и римокатолических богословов
14.02.2013
Ответить
in love with alex
насколько я знаю, мальчика заносят в алтарь как символ того, что в будущем он может стать священником
девочка священником стать не может, поэтому и не заносят
можно еще погуглить молитву, которую читает священник, занося мальчика в алтарь - может, она прольет свет на эту загадку :)))
13.02.2013
Ответить
Оля
Попрошу брата дать почитаь эту молитву. Может что-то новое узнаем)
продолжаю вычитывать упущенное;)
22.02.2013
Ответить