Критичность
Библиотека Психологии. Статьи, очерки, полезная информация.(греч. kritike - искусство разбирать, судить).
Что такое критическое мышление?
Никто не может похвастаться тем, что всегда действует чисто объективно и рационально. Мы сплетничаем, хвастаемся, преувеличиваем, и увиливаем. Я «всего лишь человек" говорим мы, чтобы оправдать наши поступки, решения или поддержать веру во что-либо. В процессе удовлетворения нашего эго, тем не менее, мы часто можем отказать себе в интеллектуальном росте и новых возможностях. Мы не всегда хотим применить навыки критического мышления, но мы должны иметь эти навыки, для того, чтобы использовать их в случае необходимости.
Критическое мышление относится к мышлению высокого уровня. Это способ принятия решения, утверждение истинного и ложного. Истоки критического мышления можно проследить в сократовском методе и в буддийской Абхидхарме. Термин критическое мышление был одним из ключевых в философии Карла Поппера. Согласно его критическому рационализму научные теории могут и должны рационально критиковаться, и если они имеют эмпирическое содержание, то должны быть подвергнуты эксперименту, который может опровергнуть их. Таким образом, знания являются научными тогда и только тогда, когда они потенциально опровержимы. Если знание потенциально опровержимо, имеет значение, опровергнуто оно или нет.
Критическое мышление включает в себя сложное сочетание навыков:
1. РациональностьКогда мы критически
- полагаемся на разум, а не эмоции,
- требуем доказательств, игнорируя домыслы
- обеспокоены поиском лучшего объяснения
Когда мы
- взвешиваем и учитываем влияние на наше решение наших внутренних мотивов
- признаем свои собственные заблуждения, предрассудки, предубеждения или точку зрения.
Мы думаем критически, когда мы признаем наши эмоциональные импульсы, эгоистические побуждения, гнусные цели или другие виды самообмана.
4. Непредубежденность
Когда мы
- оцениваем все разумные выводы
- рассматриваем множество возможных точек зрения или перспективы
- остаемся открытыми для альтернативных интерпретаций
- принимаем новое объяснение, модель или парадигму, поскольку она объясняет доказательства лучше, проще, и имеет меньше несоответствий или покрывает больше данных
- принимаем новые приоритеты в ответ на переоценку доказательств или переоценку наших реальных интересов,
- а не отвергаем непопулярные решения под давлением стереотипов
5. Дисциплина
Когда мы критически
- точны, дотошны, всесторонни и исчерпывающи
- противостоим манипуляциям и иррациональным апелляциям, а также
- избегаем поспешных суждений.
Когда мы
- признаем значимость и / или заслугу альтернативных предположений и перспектив
- признаем масштаб и вес доказательств
В итоге,
- Критические мыслители являются по своей природе скептиками. Они подходят к исследованиям с привычным скептицизмом и подозрением.
- Критические мыслители активны, а не пассивны. Они задают вопросы и анализируют. Они сознательно применяют тактику и стратегию, чтобы раскрыть смысл темы и обеспечить ее понимание.
- Критические мыслители не принимают эгоистического взгляда на мир. Они открыты для новых идей и перспектив. Они готовы бросить вызов своим убеждениям и исследовать конкурирующие доказательства.
Некритичные мыслители культивируют упрощенный взгляд на мир.
- Они видят вещи в черно-белом цвете, не признавая возможного разнообразия.
- Они отвечают на вопросы "да" или "нет", без тонкостей.
- Они не видят связи и сложности.
- Они не признают связанных элементов.
Некритичность мышления обратная сторона медали эгоистического взгляда на мир:
- Они принимают как актуальные только свои данные
- Они принимают свою собственную точку зрения как единственно разумную
- Они рассматривают свою цель, как единственно верную
Мыслительная деятельность требует, помимо ориентировки в условиях задачи, выполнения логических операций, еще и сличения полученных конечного и промежуточных результатов с прогнозируемой целью. Другими словами, в структуру мышления входят действия контроля. Поэтому нарушения мышления могут возникнуть из-за того, что выпадает контроль за мыслительными действиями и коррекция допущенных ошибок. Такой вид нарушения мышления характеризуется как нарушение критичности мышления.
Критичность мышления рассматривалась в психологии только в общем плане. С. Л. Рубинштейн считала, что возможность осознать свою ошибку является привилегией мысли, так как только в мышлении субъект сознательно соотносит результаты мыслительного процесса с объективными данными, и следовательно, в случае их несоответствия может выявить ошибку. Б. М. Теплов рассматривал критичность мышления как одно из качеств ума. Он определял критичность как умение строго оценивать работу мысли, тщательно взвешивать все доводы за и против намечающихся гипотез и подвергать эти гипотезы всесторонней проверке.
В психопатологии о критичности и ее нарушениях говорят в плане отношения больного к своей психопатологической симптоматике (бреду, галлюцинациям, других болезненным проявлениям).
Критичность же больных проявляется по-разному: одни больные сами исправляют свои ошибки, другие делают это только под «нажимом» терапевта, третьи упорно отстаивают свои решения.