Что должен знать и уметь ребенок к трем годам ( и что сынулька может делать)
Развитие детей второго года жизниЗа первые 3 года ребенок достиг многого, частично преодолел первоначальную беспомощность и полную зависимость от родителей.
Он научился не только вставать, садиться, ползать и ходить, но и
- сохранять равновесие при ходьбе на цыпочках и стоянии на одной ноге, да
- самостоятельно подниматься по лестнице и спускаться с нее, чередуя ноги, да
- перепрыгивать через невысокие препятствия, да
- спрыгивать со ступеньки, да
- бегать, да
- брать и бросать предметы, да, особенно бросать)
- заниматься ими в соответствии с их назначением и своими желаниями. да
Он уже может сложить из кубиков или строительного материала башню, самостоятельно кататься на трехколесном велосипеде летом и на санках зимой и бывает очень рад, если все ему удается сделать без помощи взрослых.
Малыш овладел некоторыми санитарно-гигиеническими навыками, может
- самостоятельно мыть лицо и руки, да
- пользоваться носовым платком, да, когда есть необходимость
- одеваться, да, с переменным успехом
- раздеваться, да, любит больше чем одеваться
- обуваться и разуваться с небольшой помощью взрослых в застегивании пуговиц и завязывании шнурков, да
- умеет правильно сидеть за столом, да, но если не балуется
- самостоятельно есть ложкой и пить из чашки, да, из чашки пьет хорошо, а ложкой тоже неплохо владеет, но больше по желанию , т.ж. неплохо владеет и вилкой
- вытирать губы после еды салфеткой, да
- научился полоскать рот после еды и чистить зубы, временами
- знает свое полотенце и его место, да
- освоил пользование горшком. да, уже и унитаз освоил
К трем годам ребенок усваивает, что нельзя ходить по полу в чулках, забираться в кресло или на диван в обуви. Вернувшись с прогулки, он вытирает у входа в квартиру ноги, в прихожей просит помочь ему снять обувь. (обувь снимает сам)
Трехлетний ребенок в определенной мере овладел тонкими движениями пальцев, способен рисовать фломастерами, красками, карандашами, лепить несложные фигурки из глины и пластилина. (рисует пока только карандаши и иногда просит полепить из пластилина. когда я ему предлагаю - отказывается)
Владение речью — одно из главных его приобретений. Малыш может выражать свое желание, просьбу в вежливой форме, спокойным тоном, употребляя слово «пожалуйста». (Вот тут-то он полный профан, не говорит , а если и говорит, то очень мало в основном это обычные базовые слова, но я его отлично понимаю)
Укладываясь спать, ребенок знает порядок раздевания, может сам
- расстегнуть спереди пуговицы, да
- аккуратно складывать снятую одежду,
- класть ее на отведенное для этого место,
- забираться в кровать. да
В три года у ребенка появляется уверенность в своих силах, он способен преодолеть страх, проявляет сообразительность, настойчивость. Ему доступно и эстетическое удовольствие, вызванное красивой вещью, картиной, цветами или музыкой.
Три года — очень интересный возраст. В этот период ребенок не только растет, но и изменяется. Он становится очень любознательным и самостоятельным, требует больше внимания со стороны взрослых. Это переломный момент, который можно рассматривать как итог развития ребенка от его рождения.
В три года малыш уже имеет достаточно обширный круг знаний об окружающем мире — он познакомился с ним через собственную деятельность и общение, с помощью книг и мультфильмов. Это уже маленький человечек со своим характером, мнением и логикой, которая иногда поражает взрослых.
В этом возрасте значительные качественные изменения происходят в социальной и когнитивной (интеллектуальной) областях развития. Что касается физического развития ребенка, то здесь в основном тренируются и совершенствуются уже имеющиеся навыки и умения.
Необходимо обратить внимание родителей на следующее: в этом возрасте развитие ребенка, как никогда, зависит от взрослых. Освоение новых форм деятельности и поведения во многом связано с теми возможностями, которые создаются в окружении ребенка.
Область познавательного, или интеллектуального, развития рассматривает особенности психических процессов (памяти, внимания, речи, мышления, восприятия).
Степень развития психических процессов к трем годам можно оценить по следующим признакам:
ребенок знает 1200—1500 слов, не только знает и понимает слова, обозначающие реально воспринимаемые «сейчас» предметы, но и представляет образы предметов, которые не находятся непосредственно в поле его зрения;
усвоил основные грамматические закономерности предложений и, строя предложение, использует местоимения, существительные, глаголы и прилагательные (но последние редко); (пока не говорит, что я очень сильно переживаю по этому поводу.)
знает 5-6 форм (круг, треугольник, овал, прямоугольник, квадрат, многоугольник); (знать знает, но не называет, а только показывает на картинке)
знает 8 цветов (красный, оранжевый, желтый, зеленый, синий, фиолетовый, белый и черный);(Цвета знает не все из перечисленных, также как и формы только показывает. Знает синий, красный, желтый, зеленый, белый)
знает такие понятия, как «один — много», «большой — маленький»; скорее больше нет
понимает предлоги «на», «под», «за», «перед», «в»; да
может сложить по представленному образцу картинку из 3—5 частей; нет
начинает ориентироваться в пространстве (запоминает дорогу к магазину, в парк, к бабушке, в детский сад); да
отгадывает загадки; нет
слушает сказки, рассказы, стихи, заучивает их; слушать слушает, но пока не заучивает, т.к. не говорит
рисует, лепит, занимается аппликацией или конструированием, чаще всего с помощью взрослого. (пока только рисуем карандашами)
Очевидно, что при таком количестве знаний и умений ребенка родителей все больше беспокоит, соответствует ли уровень развития их малыша возрастному идеалу. Все дети развиваются разными темпами, многое зависит от темперамента ребенка, оттого, сколько времени родители проводят с детьми, как общаются с ними. И неумение малыша сегодня выполнить какое-либо из вышеперечисленных заданий вовсе не означает, что он отстает в развитии.
Область социального развития включает в себя умения и навыки ребенка взаимодействовать с внешним миром и общаться с другими людьми. Необходимо отметить, что в данном возрасте продолжают развиваться и совершенствоваться навыки самообслуживания, но большое значение приобретают и навыки общения и взаимодействия с другими людьми, в первую очередь со сверстниками.
Что касается навыков самообслуживания, к трем годам ребенок должен уметь:
есть самостоятельно, соблюдая при этом гигиенические навыки и правила поведения;(пока отказывается есть самостоятельно, но в садик пошел и в этом плане вижу прогресс)
одеваться самостоятельно: справляться с молнией, застегивать крупные пуговицы, надевать обувь, хоть иногда не на ту ногу; временами, но чаще его одеваю я.
знать последовательность раздевания и складывания одежды;
замечать, что у него запачкана одежда, оторвана пуговица, развязался шнурок, и уметь попросить взрослых о помощи. да
Сфера общения характеризуется следующим:
ребенок начинает ощущать необходимость партнеров и приятелей для совместных игр; да.
появляется способность играть не рядом, а вместе с другими детьми, воспринимать некоторые правила и подчиняться им; да, но вот подчиняться порой отказывается
ребенок называет других по имени; нет, только 2-ух человек называет по имени: дядю своего и братика троюродного)
ребенок понимает опасность и стремится избежать опасных ситуаций; не всегда, обычно чаще их притягивает, уж очень он активный у меня)
«в уме» должен представлять себе то, о чем рассказывают взрослые, заранее видеть возможные результаты собственных действий, то есть уметь анализировать свои поступки, знать, почему именно эти действия он совершил. иногда замечаю у него такое, но это очень редко. Обычно после того как нашкодит, я ему объясняю почему именно так поступать нельзя и какие последствия - сначала понимает, успокаивается, но в след. раз все ровно поступает так как не нужно.
Кроме того, хотелось бы отметить, что в возрасте трех лет происходит очередной кризис развития, который чаще всего называют «Я сам». Малыш становится упрямым, хочет делать все самостоятельно — даже то, что ему явно не по силам. Теперь он старается разобрать и сломать все, что попадается под руку, не только из любопытства, но и чтобы проверить свои возможности и силы. Просыпается чувство собственности: «Я сам, и это все мое». Так что если ваш ребенок в три года вдруг стал жадным и вредным, не пугайтесь — это не навсегда!
Вот вообщем как-то так. В целом, я думаю, мой сынулька умеет что положено для его возраста, Единственный минус - это то, что он не говорит, не слушается, очень сильно истерит.