Объем и плоскокость: играем и изучаем!
Развитие детей второго года жизни 
Эти
понятия ранее постоянно использовались нами в общении, но специальных
игр на их понимание я не проводила,т.к. считаю, что есть ряд понятий, до
которых ребёнок сам "дорастает", и моя задача лишь окончательно их
обозначить-посторить.
Лёке 2 г. 8 м. Игры-повторялочки на тему объем и плоскость.

Для игр я использовала:
- макароны,
- шарики для декора аквариума,
- квадратики из картона,
- дуршлаг, коробку,
- карточки "геометрия с пелёнок": шар, квадрат;
- поле "Окошки" из
- клей, цветная бумага разных фактур жёлтого цвета.
Для
начала, собрала я шарики и квадратики в кол-ве 10 штук (Лёка до 10
считает), смешала всё это дело в большой коробке из под чая и выдала
Лёке, рассказав, что в коробке спрятаны сюрпризы. Малыш стал вылавливать
их из коробки. Выловленные сокровища мы складывали (сортировали) по
карточкаи:
- шар;
- квадрат,-
сопровождая сортировку озвучиванием: "Это шарик, его кладём к шару. Шар
- это объемная фигура. мы её можем вращать, видеть её с любой стороны,
можем её вращать..." и прочее, донося до ребенка всю информацию по
характеристикам объема. Аналогично мы поступали и с квадратами.
С этой частью игр мы разделались довольно быстро
.
Выбор фигур:
Я целенаправленно остановила выбор на шаре и квадрате, а не круге.
Во-первых, это разные по формам фигуры, во-вторых, у них нет
геометрического сходства (круг-шар), в-третьих, с ними работать удобнее
всего.
Долго копаться в непрозрачной коробке- занятие для философов, мы же
решились на кардинальный манёвр- высыпали всё это дело в дуршлаг:
поверьте, дела пошли ещё быстрее,- да и сыпушки-пересыпушки туда и
обратно - хорошая тренировка моторики,
: сухо, ничего не проливается, быстро собирается и прочее.


Параллельно с сортировкой фигур, мы погрузились в творчество: узрев солнышко на листе "МпШ", мы постарались вместе его воспроизвести из карточки "ГсП" и макарон:

Затем,
когда Лёка удовлетворил жажду пересыпания, мы соорудили из этого всего
гору! Вновь сравнили понятия: плоский, объемный, - пол и гора. Сделали
совместные выводы.
Тут же мы решили проверить: действительно ли есть разница между объемом и плоскостью.
Опыт на движение фигур.
Название громкое. Всё очень просто: берем линейку, делаем с помощью неё
незначительный уклон и смотрим, как движется по нему шар, а как
квадрат. Задача данного опыта - показать ребенку видимую разницу между
характеристиками фигур. Занятие весёлое, опять же за счет ювелирной
работы (спуск маленьких шариков по узенькой линейке) - хорошая
тренировка мелкой моторики.
Затем, устроив классический стрельчаковый (мы с Лёкой 2 стрельца
, бедный наш папа
) творческий беспорядок, мы решили поиграть:
- моделирование фигур из подручных материалов;
- найди отличия;
- счет и сравнения: выкладывали дорожку из квадратов, рядом клали
шарик, считали, снова квадрат, чего больше, снова шар и так до 10 шт.
итог- равно!


Тут уж и игрушки-машинки подоспели и вместе с ними:
- погрузили, разгрузили,
- покатали макароны между пальчиков;
- покатали шарики в ладошках;
- построили домик из квадратиков и связки-макарон;

И,конечно, творчество с :
- мы взяли жёлтые квадраты из бумаги разной фактуры: гофрированная, картон, бумага...
- наклеили окошки для кошек;
- потом Лёка решил увеличить кол-во жильцов, наклеив квадратики, выловленные из недр коробки с макарошками.
, прочитали стихотворение
"МУР - МУР-МУР", - МУРЛЫЧАТ КОШКИ.
ЛЁКА, КОШКАМ ПОМОГИ,
ИМ ОКОШКИ ТЫ НАЙДИ!

Потом дружно убрали за собой весь творческий беспорядок.
Поставили дату на новом шедевре.
Вложили его в нашу шедевральную папку.
И довольные пошли на второй завтрак.
P.S. Понятия объем и плоскость сын усвоил прекрасно! 