Сенсорное развитие
Развитие детей второго года жизниО развитии бытовых навыков и умении я писала тут.
Сегодня хочу рассказать о сенсорном развитии ребенка. По сути, это формирование у ребенка представлений обо всем, что его окружает и изучение свойств окружающих предметов. Сделать это он может с помощью осязания, зрения, вкуса, обоняния и слуха. Разберем подробнее развитие каздого из 5 органов чувств. Напишу здесь игры, которые я нашла и мне понравились, разбив их по группам. Итак, первое это
1. Тактильное восприятие (или осязание):
- Тренироваться различать температуру предметов («холодно»-«горячо»). Обратить внимание, что из холодильника достаем холодный лед, а из чайника наливаем горячий чай (дать потрогать, но не кипяток, конечно!). Во время купания переключать температуру водички, поливая ручки и ножки.
- Изучать вес предметов («тяжелый»-«легкий»), взвешивая в ручках похожие, но разные по весу предметы (нр, мячики металлический и резиновый, колечко от деревянной пирамидки и от пластиковой). Или можно поиграть с весами, взвешивая колечки
- Изучать величину («большой»-«маленький», «длинный»-«короткий», «толстый»- «тонкий», «высокий»-«низкий»). Здесь возможностей масса. Скажу лишь, что мегахитом в изучении длинный-короткий для нас сейчас является являются палочки Кюизенера (с ними же учим цвета и выкладываем фигурки)
- Изучать формы предметов. Учить различать плоские и объемные предметы (круг и шар, куб-квадрат и т.д.). Можно также использовать рамки-вкладыши, фигурки сортера или различные настольные игры. Например, Игра Фигурята
- Использовать в играх различные природные материалы - камушки, траву, цветочки, шишки, каштаны, желуди, грецкие орехи, фундук, листья, веточки, трогать кору разных деревьев на прогулке.
- Во время купания использовать мочалки из разных материалов (натуральная губка, махровая рукавичка, люфа, массажная щетка и т.д.).
Очень весело и забавно во время купания рисовать цветными красками кисточкой на животике, когда подрастет можно рисовать на спине и просить угадать что нарисовала или написала.- Сделать тактильный альбом из разных тканей: мешковина, шелк, фланель, полиэтилен, сетка, наждачная бумага, шерсть, мех, фетр, фольга, бархат, гофрокартон, кто во что горазд в общем… Как вариант, если есть знакомые, связанные с мебельным производством (у меня есть), можно попросить каталоги образцов тканей, там как раз они разнофактурные и интересные. Располагать эти фактуры по возрастанию от гладкой до шершавой. Или вместо тканей сделать связку из различных по фактуре лент, веревочек и ремешков. Можно просто потрогать шерстяное одеяло, шубу, пуховый платок, махровое полотенце. Учить ребенка выделять ткань толстую и тонкую, грубую и нежную.
- Поиграть с фольгой, скатывать в шарик, а потом распрямлять.
- Играть в песочнице на улице и дома, игры с кинетическим песком и массой для лепки. Еще если есть возможность, можно набрать песок, глину и землю и сравнить их цвет, структуру, перебирая пальчиками.
- Не забывать о ножках!!! Летом ходить босиком по травке, песку, гальке. Зимой - по крупам, гороху, катать по ступням пупырчатые шарики (их можно найти в зоомагазине).
- Игра «Что внутри?» Воздушные шарики наполнить парно - водой, горохом, манкой, рисом, и т.д. и попросить найти пары на ощупь.
- Игры с гидрогелем. Я, когда перебираю его, сама релаксирую)))
- И самый главный и известный всем ХИТ - это делать из всего вышеперечисленного сенсорные коробки. Наполнение любое, поначалу просто давать покопаться и просто пересыпать крупу, а для детей постарше можно делать тематические и сюжетные коробочки.
2. Цветовое восприятие (зрение):
- Обвести различные геометрические фигуры маркером соответствующего цвета на бумаге, попросить расставить фигурки.
- Рисовать карандашами, фломастерами, кистью и красками (начинать с 2-3 цветов)
- Ну и куда же без любимого Лего? Можно самим придумать кучу игр, а можно подсмотреть у Violina (игры на изучение цветов в 4 пункте)
- А еще я с нетерпением жду и рекомендую всем (кто еще не сделал этого) записаться на занятие "Цветное безобразие" от Аси))
3. Вкусовое восприятие. Ведение прикорма всячески способствует его развитию, добавляются все новые и новые вкусы. Можно также давать пробовать - кислое, сладкое, соленое (лимон, кусочек сахара, соленый огурец).
4. Восприятие ароматов (обоняние).
- Нюхать цветы на улице, дома - чай, кофе, различные специи (корица, ваниль, душистый горошек, зира, лавровый лист, гвоздика).
- Обращать внимание на запах скошенной травы, дым, запах домашней выпечки, запахи фруктов, зелени (мята, базилик).
- На рынке сейчас можно найти ароматное лото, но мне не нравится, я за натуральные запахи, а не химические. Сейчас я в стадии оформления нашего домашнего, уже потихоньку занимаемся, беру по 3 баночки на одно занятие, нюхаем несколько секунд и смотрим карточку с изображением, проговариваю что это и где применяется.
5. Звуковое восприятие (слух).
- Слушать музыку (разную). Я очень люблю наблюдать за тем что нравится сыну, а что нет)-
Самыми первыми игрушками любого малыша являются погремушки и мобиль, по мере роста интереса добавляются более другие музыкальные игрушки, а также музыкальные инструменты. Мы обожаем устраивать концерты с песнями и плясками (насчет того, что думают об этом наши соседи я не в курсе ).- Можно самим сделать инструменты, насыпать в баночки (например из под йогурта) разную крупу (горох, рис, гречку), главное хорошо заклеить крышку, сын обожает греметь такими штуками.