Математические игры. Глава 1. Понятия: один, много
Математическое развитие (арифметика, геометрия, величины, временные и пространственные представленияПро математическую сказку "Приключения Кубарика и Томатика" я рассказывала здесь. Сегодня покажу как мы разыграли Главу 1 "Откуда взялся Кубарик" плюс наши игровые занятия. Изучаем (повторяем) понятия один, еще один, много.
Для тех у кого нет книги, привожу краткий текст-пояснения из первой главы.
Жил один человечек Томатик, у которого совсем не было друзей. И решил он отправиться на их поиски. На лужайке рос один дуб. А под ним было много желудей. Может это друзья? Собираем один, еще один, еще один. Много желудей собрали в ладошки. Но когда их разжали, все желуди рассыпались. Здесь мы с Лёней заодно повторили понятие "ни одного". (К сожалению желуди у нас не сохранились, сконструировала из пробок и пластилина).
Услышал Томатик песенку одного Звонкого Ручейка и побежал к нему. На дне лежало много разноцветных камешков. Собираем как желуди и также рассыпаем.
Вдруг вспомнил Томатик про свои цветные кубики. Взял он один кубик, еще один... много кубиков. Никуда кубики не убежали. Сложил Томатик их друг на друга, и получился "ослик не ослик, лошадка не лошадка", вот такой Кубарик. (Для Лёни я сделала заранее заготовки лап, головы, хвоста, тела, потом только все вместе собрали).
Итоги: Понятия "один, много" Лёня уже знал в совершенстве, но инсценировка ему очень понравилась. Особое впечатление произвело то, что с Томатиком никто не хотел дружить. После сказки Лёня неоднократно собирал в коробочку листочки, веточки, камешки, потом приносил их Томатику. Ну и конечно долгие игры с сенсорной коробочкой.
В последующие дни мы проводили игры на повторение понятий. Если следовать примерам из книги, то три-четыре-пять предметов уже обозначаются понятием много. Вот с этим Лёня не согласился. Он осмысленно считает до 4, поэтому три-четыре называет либо числом, либо это "мало, чуть-чуть". Экспериментом выяснила, что много у него начинается с 7-8 предметов.
Дополнительные игры. Одна мама-пчела - много деток. Плюс подключила игру на внимание: разбросала много деток- пчелок на пестром ковре, под игрушками, а мама-пчела просила Лёню всех найти и считала: один - еще один. Когда все были собраны, по инициативе Лёни пчела взлетала.
Мозаика. Плюс мелкая моторика. У зайчика и ёжика только один элемент, на ковре много, на полянку Лёня воткнул мало (выращивали ягоды).
Перешло все в любимую сюжетную игру "уборочная техника": дворники, уборочные машины, полные-пустые контейнеры, свалки из кубиков, мусоровозы.
Пластилиновый ёжик. Прочитали сказку Л.Куликова "Как ёжик стал колючим".Потом приступили к лепке: ёжик один - иголок много.
Дождик из крупы. С крупами Лёня возиться обожает. Сегодня пошел дождик, и Пятачку понадобился один зонтик. Но мы ждем друзей, поэтому зонтиков нужно много.
Что хорошо, математику можно вплести в любую игру. Просто на этой неделе мы уделили чуть больше внимания понятиям "один, много". Во второй главе будем знакомиться / скорее повторять понятия "по одному, ни одного". (Лёне 2 года и 6 месяцев)