Шичида - до свидания, салют методикам креативности!
Другие системы и методики (ТРИЗ, Воскобовича, Эльконина-Давыдова, Ибука, Дьенеша и т.д.)Вове через пару месяцев будет 3 года. Как сказал Масару Ибука, "после трех уже поздно". Я думаю, что до трех мы с сыном успели заложить хороший базис для его дальнейшего гармоничного развития. Нет, мы не бросим заниматься по Шичиде, но я уже чувствую, что ребенку нужно двигаться дальше. А значит Шичида должен немного подвинуться и уступить место инновациям в развитии сына.
Мой выбор пал на методики креативности, которые во многом базируются на развитии правого полушария мозга. В течение месяцев трех я на них натыкаюсь постоянно. Просто невозможно было не ознакомиться. И, каково было мое удивление, когда я узнала, что добрую часть игр по этим методикам мы уже проводили. Мы просто играли, а оказывается совсем не просто, а по знаменитым методикам :).
Методики креативности (методики творчества) - методы и техники, способствующие творческому процессу генерации оригинальных идей, нахождения новых подходов к решению известных проблем и задач. Методики креативности помогают чётче формулировать задачи, ускорять процесс нахождения идей, а также увеличивать их количество, расширять взгляд на проблему и уничтожать ментальные блокады.
Известные методики:
- мозговой штурм,
- теория решения изобретательских задач (ТРИЗ),
- метод Дельфи,
- латеральное мышление,
- синектика.
Методики стимуляции творческого мышления применяются во многих сферах жизни, которые требуют оригинальных идей. ТРИЗ и морфологический анализ распространены среди инженеров и изобретателей. Методики латерального мышления применяются в сфере бизнеса и рекламы. Мозговой штурм используется во время дискуссий по проблемным вопросам. Методика SCAMPER часто используется для разработки новых продуктов.
Все вышеперечисленные методики имеют очень много общего (поверхностное знакомство на первых парах не дает разглядеть отличительные стороны) и дополняют друг друга. Я буду придумывать игры по методикам креативности, но особенно приглянулись две из них: латеральное мышление и ТРИЗ. Мне кажется, для Вовиных будущих трех лет - это наиболее оптимальный вариант. Основой занятий будет адаптированная для детей ТРИЗ. Во-первых, до меня тут уже придумано огромное количество игр, во-вторых, как оказалось, мы часть ТРИЗ уже уже используем. :)
Вы почитайте про все методики. В интернете очень много информации, я просто кратенько расскажу о двух. Чтоб вы тоже прониклись масштабом теорий и весом людей их основавших :).
Латеральное мышление.
Родоначальник Эдвард де Боно. Он разработал систему научных методов по развитию в человеке способностей к активному творческому поиску. Он читал лекции в сорока пяти странах мира и выступал на крупнейших международных симпозиумах, а в 1989 году ему было предложено занять место председателя Комитета лауреатов Нобелевской премии. К разработанной им методике по развитию взвешенного мышления обращались ведущие промышленные корпорации, такие как IBM, NTT (Япония), Du Pont, Prudential, Shell, Eriksson, McKinseys, Ciba-Geigy, Ford и многфие другие.
Понятие «творческое мышление» охватывает мыслительные процессы, приводящие к получению решений, созданию необычных и оригинальных идей, обобщений, теорий, а также художественных форм. Латеральное мышление (lateral thinking) - из области творческого, это метод нестандартного подхода и решения задач.
ТРИЗ.
Автор - Генрих Саулович Альтшуллер, изобретатель, писатель-фантаст.
В результате своего развития ТРИЗ вышла за рамки решения изобретательских задач в технической области, и сегодня используется также в нетехнических областях (бизнес, искусство, литература, педагогика, политика и др.).
ТРИЗ - это теория решения изобретательских задач, которая учит «раскрывать сознание»; это наука избавления от стереотипов.
ТРИЗ - это методика по развитию творческого мышления у взрослых и детей.
Как и любое развитие, развитие творческого мышления, умение создавать что-то свое, а не только по шаблону, закладывается в самом юном возрасте, и важно не упустить этот момент.
Детям 3-4 лет можно начать постепенно давать основы основ ТРИЗ - системный и функциональный подходы. Делать это нужно, играя. Уровень вопросов и правила должны периодически усложняться, ребенок должен встречаться с новыми, интересными задачами.
Окончательно влюбиться в методики креативности заставила недавно прочитанная мною книга Марти Ньюмейера "Нарушай правила! И еще 45 правил гения".
Это отличная книга для новаторов, творческих личностей и всех, кто хочет стать гением. Где гений - это не кто-то с IQ выше 140, а человек, превращающий мысль в инновацию и при этом меняющий наше видение мира. Тот, кто доводит креативность до уровня оригинальности. Или как сказал Шопенгауэр: "Талант достигает цели, которой больше достичь никто не может, а гений достигает цели, которой больше никто не видит".
Начинается книга с нескольких советов по стратегии, как найти правильную идею. Затем даются подсказки на этапе ее воплощения. Далее речь идет об обучении, о развитии креативных навыков, и наконец - о применении гениальности. В книге гениальность практически приравнивается к креативности.
Я решила, что стать гением мне еще не поздно и буквально за пару часов, пока дети спали, проглотила ее. Очень легкий язык и всего около 140 страниц текста с картинками позволили сделать это. В книге я снова и снова находила знакомые постулаты теорий креативности, которые были применены к практике.
Теперь, когда дальнейший путь развития Вовы выбран, можно спать спокойно. Или не спать, а ваять новые занимашки-развивашки... :)
О том, что мы уже делаем на практике по теории креативности, в частности ТРИЗ, можно будет почитать в следующем посте. Как всегда, с раздачей. :)