Развитие речи. Наш опыт.

Пожалуй,о развитии речи я могу поделиться житейской мудростью. Мы часто вспоминаем с мужем забавный эпизод трехлетней давности. На тот момент сыну было почти 2,и он практически не говорил,не считая десятка обиходных слов. Муж ехал с ним в маршрутке,а напротив сидела мама с малышом-ровесником,который говорил предложениями,грамотно выстраивая речь. Наш Вовка в это время изображал рев мотора. Даже папа,который на мои опасения,что сын не говорит,всегда отвечал,что я форсирую события,глубоко задумался)) другие ж говорят!! Надо сказать,что я тогда все навыки-умения сверяла по табличке,и,к своему ужасу,из 20 пунктов могла мысленно поставить плюсики напротив 7 отсилы. Мне казалось,что сын не слышит меня вообще(но нет,лор опроверг мои мысли о глухоте). Куда-то в пустоту я рассказывала сказки,говорила названия предметов и цветов. И ни единого отклика. Я очень расстраивалась,тем более,что с года мы наблюдались у невролога с синдромом гиперактивности и дефицита внимания,и я стала думать,что наше отставание в речевом развитии есть следствие "заболевания"(закавычила,поскольку сейчас,прочитав много литературы на эту тему,считаю постановку данного диагноза не совсем оправданной). Так вот,в 2 с небольшим сын стал говорить! Нет,не предложениями,как хотелось бы,да и не совсем правильно произнося слова,НО когда воспитатель в саду сказала,что Вовка сразил всех перечислением цветов и оттенков и проговаривал "Репку" за воспитательницей,я была счастлива!! Так уж сложилось,что основной скачок в развитии совпал у нас с госпитализацией. Диагноз нам так и не поставили,вопреки многочисленным анализам и обследованиям на круглую сумму. Сын просто перестал усваивать пищу и не мог ни ходить,ни сидеть. Отдельная история,как мы смогли вытащить сына,а касаемо развития сказалось,видимо то,что муж,находясь с ним в больнице почти 2 месяца,по просьбе сына рисовал. У них получилась целая азбука. Буквы сын знал,а теперь стал говорить сложные слова,предложения. И вопреки предостережению,что,вернувшисьдомой к новорожденной сестре,он замолчит и от стресса,и от отсутствия собеседника(видимо,нас мужем скинули как таковых со счетов),он стал говорить лучше т лучше,извлекая из недр памяти то,что я и сама,отчаявшись,успела забыть. Дочь же,к которой я уже не применяла никакие таблицы норм развития,но которая находилась в речевой среде старшего брата,заговорила раньше года,а к полутора стала строить фразы-предложения вроде "Как ты считаешь,мама,как на улице погода?" Во сколько заговорит младший,меня тоже не очень беспокоит,поскольку я знаю,что всему свое время,и у каждого оно свое. Это не значит,что я считаю занятия по р/р не нужными! Хочу сказать,что это обязательно,только вот не нужно ждать быстрого результата, порой понадобятся часы и дни,а то и недели-месяцы. План развития речи лично у нас скуден,поэтому,почитав пост,я обязательно добавлю некоторые пункты. 1.чтение-этот пункт выполняется 2.пальчиковые игры-нужно расширить "диапазон". Одно время мы играли по книжке,купленной в фикс-прайсе. 3.правильный русский язык. Стараемся! 4.мелкая моторика. По мере вощможности расширяем круг занятий. 5.разнообразный досуг. Не всегда получается,как хочешь,но любой опыт полезен. 6.пассивный словарный запас. Рассматриваем и называем предметы в книгах-картинках Насчет логоритмики я не уверена,а вот 7. проговаривание стихов -вещь очень хорошая,но забытая мной. Обязательно включу в список! У вас есть какая-то "норма"? К примеру,стишок в день? 8. Чистоговорки пока не идут,но мы их слушаем иногда. Видимо,нужна регулярнос ь и увлечение мамы))
14.03.2016
Анна, наверное с каждым следующим ребёнком меньше беспокоишься по разным нормам и стандартам) меня очень волновал в своё время набор веса. А так как заговорил довольно рано, на нормы по речи я не смотрела. Каких-то жестких рамок я не придерживаюсь в рр. Что-то само собой выходит. Например, читаем мы каждый день, чистоговорки он тоже любит. И если даже я забыла, сам напомнит.
14.03.2016
я жду, когда мы начнём предложения строить. Стиан каждый день выдаёт новые слова как на русском та и на норвежском. Многие каверкает конечно, но некоторые прям чётко. Пальчиковые игры, атикуляционная гим-ка и чистоговорки, я пыталась всё это, но моему не интересно. Сейчас почитала твой комментарий ниже, то решила всё же попробовать снова. Пусть хотя бы смотрит, а вось и повторять станет. Спасибо большое за пост, он меня мотивировал ещё раз на попытку заняться речью
23.09.2015
Ваня тоже каверкает, но думаю всему своё время. Научатся)
24.09.2015
У меня всегда только одна мысль - как детки повторяют артикуляционные занятия и гимнастику пальчиковую, как усидчиво слушают чтение книжек? Неужели это только вопрос подхода родителей? Глеб обожает книги, но чтобы слушать... Тянется листать, перепрыгивает, рассматривает больше картинки, чем слушает историю. А уж пальчиковая гимнастика вообще застыла на уровне - фонарики погасли-зажглись, его пальцы в принципе малюсенькие, не складываются в нужные комбинации. Про артикуляцию даже молчу. Высунуть язык по просьбе- наш предел. Слог па вообще не дается. Хотя повторяем, показываем. Из словарного запаса дигунь-дигинь, мама, дада, гага, баба, бегу, гули. Вот и все освоенные слоги. И это год и три. Так что для меня загадка загадок - как развивать речь. Я бы и хотела, но чую, что индивидуальность ребенка определяет больше, чем желание родителей
16.09.2015
Я думаю, все работает в совокупности: желание родителей и индивидуальность ребенка. Все что я писала, Ваня делает с удовольствием. Не каждый раз конечно. Иногда говорит "нет, не будем", иногда говорит "мама будет делать, а Ваня смотреть". Думаю, понятно, что не настаиваю и не заставляю, все по желанию. Пальчиковую гимнастику процентов на 70 делаю за него первый раз, а потом он пытается повторить. В книжке, которую я советовала, нет сложный комбинаций, там как раз для маленьких. Можешь посмотреть в лабиринте скрины страничек есть. Про артикуляционную довольно долго просто смотрел и ничего не делала, а потом как-то сразу все стал повторять. Мне кажется, тут еще надо относиться проще. Ну не делает и ладно, посмотрел - и то хорошо. А не посмотрел, значит в другой раз. У нас так кстати с занятиями по системе Железновых. Все хочу его двигательную активность побольше развивать. Скачу под песенки Железновых, он ни в какую не хочет. Чаще даже не смотрит на меня или посмотрит презрительно и идет своими делами заниматься))))) Но я не сдаюсь, пусть занимается, а я делаю чрезвычайно увлеченный вид и продолжаю прыгать))) Сейчас подумала, что со стороны это наверное весьма забавно))
16.09.2015
видимо, нужно терпение и вера в действенность) а я-то слежу за реакцией, - не понравилось - значит, не будем. попробую "в пустоту" позаниматься. вдруг и вправду саккумулирует и потом как выдаст с танцеванием- я часто танцую перед сыном, повторяю- хлопаем в ладоши, кружимся, присели, ручками сделали как уточки... и т.п. ничегошеньки не делает, тоже презрительно смотрит, но вот тут я не сдаюсь, потому что как мы с папой танцуем линди-хоп ему явно нравится, а значит интерес к танцу есть в принципе
16.09.2015
Попробуй в пустоту, мне кажется, всё равно все откладывается и потом выдаст все. Ване еще не нравится как я пою)) как только начинаю петь, ад до слез, кричит, чтоб перестала)) как бабушки поют ему нравится)) вот жеж!
16.09.2015
Нужно. Если сидеть и ждать до 3х лет, то не заговорит. Мы конечно так много не занимались, но результаты меня радуют. Я писала о развитии речи. В 1,7 стали разговаривать целыми предложениями, сейчас говорит хорошо. Много стихов знает.
16.09.2015
Я вообще ленивая) но видимо мне повезло) я как читаю, кто как занимается, мне аж плохеет) в том смысле, какие молодцы! у нас интерес к чтению появился где-то в 1.7 - с рождения я не читала - лично не вижу в этом смысла, с 1,5 лет пыталась - она закрывала книжки - картинки тоже не хотела, и вот потом настал оч бурный интерес всю осень и зиму прошлую только и делали, что читали - все остальное было заброшено, и вот к 2 и после 2 стала постепенно лучше и лучше говорить - я бы сказала все же сама, кроме чтения я больше ничего не предпринимала) очень много из Пеппы выдает хороших слов, выражений, хотя многие и ругают этот мульт) сейчас достаточно большой словарный запас, когда ошибается, я поправляю
16.09.2015
А мне самой с занятиями интересней живется)))
16.09.2015
интересные советы, спасибо!
16.09.2015
не за что)
16.09.2015
Вот и у моего так же, с 1,5 лет пошли слова, и теперь уже нет слова, которое бы он не повторил. И, кстати, довольно чисто. Вот только букву М в некоторых словах заменяет на Н. Няч вместо Мяч. Кака вместо пока. Но я не развивала так, как ты. Мы читали, лепили, путешествовали. Но никаких пальчиковых, чистоговорок и тд. Я преклоняюсь перед теми, кто развивает, конечно. И разваривать надо. Но знаю примеры, когда развивали, а мальчик заговорил в 2,5 только. Есть тут ещё и другие факторы. И ещё нам сад развил речь. Коллектив, это такое большое дело! Сын говорит лучше всех в группе, среди сверстников, потому что пришёл в группу к 2-3 леткам вначале. А теперь они ушли в группу выше. Я довольна садом! Ну уж если с 1,5 лет горшок сам сливает в унитаз без капли мимо. А сейчас уже и когда по большому сходил )) сам убирает за собой. Мне лишь сполоснуть. Но вот со стихами целыми - это вы вообще молодцы! У меня мама внука приучает к стихам, а мне некогда по работе. На ночь читаю, он заканчивает. Начну Чуковского тоже, как-то мы его забросили. У нас хит - Маяковский.
16.09.2015
Маяковского мы тоже любим, но Чуковский на первом месте, он постоянно ходит и цитирует) Но Ваня не очень четко говорит. Вы молодцы!)
16.09.2015
Ну это дело вкуса, а нам нужно лишь поддерживать. Вот попробовала вчера Чуковского - отказался. Подождём. А четкость-то сейчас ну совсем не главное! Главное - говорит.
17.09.2015
У меня это тема начинает уже болеть(( Мы не говорим(( при том, что мне казалось, есть все предпосылки к ранним говорилкам, к тому же по моей линии - все раноговоряшие и стихи читающие... Я уже писала в посте, у него в одночасье произошел сильный откат назад и теперь у него все -ка- или -га- и несколько производных(( Что касаемо вопроса, считаю речь развивать нужно и как ниже написано, в комплексе с общим развитием и занятиями! А вот я мало уделяли этому вопросу внимание последние пол года (были свои причины и есть, и ещё впереди полно), вот и результат(( Корю себя, виню, в голове только одно: "после трех уже поздно" и все такое(( Спасибо, Света за пост, будем срочно реабилитироваться!!!
16.09.2015
Вот корить точно не нужно! Я считаю, что заниматься всестороннем развитием нужно, но главное, что я доя себя выяснила: для гармоничного успешного развития нужна счастливая, любящая, спокойная и отдохнувшая мама. И если по каким-то причинам в данное время нет сил, желания, настроения заниматься, то лучше просто любить и все)
16.09.2015
Вот с этим точно сейчас напряженка(( уж очень сложный и нервный был этот год... Света, а вы на развивашки ходите? Общения со сверстники у Вани есть?
16.09.2015
На лето сделали перерыв - дача, отдых. С 22 сентября опять возобновляем.
16.09.2015
ох, хотела я в теме, где мы про "дисграфию" поговорили, что некоторые особенности крупной моторики, могут задерживать речь((. Но решила заранее не пугать, вроде сошлись на том, что есть динамика+ помощь бабушки.... Откат назад произошел, я так понимаю, уже после того поста. Вам понятны причины отката?
16.09.2015
Ой здравствуйте)) у меня после вашего комментария многое прояснилось тогда, но и вопросов осталась уйма)) Да, в сам момент написания поста был сильный скачок в развитии речи и длился около 2-недель, он повторял все слова даже сложные и я думала ну прям пошло дело!!! Но в одно утро он вдруг встал и у него стало все -ка-!!!!! Вот представьте, ещё вчера трактор, а сегодня -ка- и все тут, хоть ты тресни(( и так уже третий месяц... Причины мне совсем не понятны(( ну разве только то, что дома обстановка была нервозная из-за этого недостаток внимания и занятий... А какие особенности крупной моторрики??! Я там ещё один пост написала потом общий про развитие..
16.09.2015
можете мне прислать в личные сообщения ссылку на тот пост, где мы говорили., и "новый общий", чтоб по дневнику не искать? Могу рассказать и какие особенности моторики обратили тогда мое внимание, и про то, как чтение может тормозить речь (если поверите))) и про общение со сверстниками (в нем часто взрослые ищут спасение, но оно не полезно, пока ребенок не начнет говорить хотя бы простыми предложениями).
16.09.2015
ДД, тоже очень интересно почитать!!!)
16.09.2015
О вижу твой пост на эмоциональном подъеме на эту же тему! Мой Антуаша на год старше вас, а говорит пока еще хуже, НО у нас есть (дай Бог) ощутимый прогресс! На русском заговорил, языки разделяет. В общем, я радарадада)). Твой Ваня большой молодец, рано говорит, это такая радость для мамы. Насчет развития, я считаю, что нет даже такого понятия как развитие речи. надо просто развивать ребенка в целом. Все, что ты перечислила хорошо в принципе! Не только для речи, а вообще. Мы многое из этого делаем тоже, и вот, хоть мы и поздно говорящие, но зато все-таки говорящие, а ведь многие мамы в нашем положении уже забили на русский язык! То есть я за разностороннее развитие. Чем больше с ребенком заниматься (не впадая в психоз "раннего развития" и погони за гениальными результатами), тем лучше! Насчет речи, не все зависит от наших усилий и занятий. Когда у тебя будет второй/третий ребенок, совершенно необязательно они заговорят также рано. У моей соседки первая дочка к двум уже нормально говорила предложениями, рассказывала, обсуждала и тп. А вторая дочка в тех же условиях сейчас, почти в три, говорит 3 слова мама, папа и нет, ну и звукоподражание. И это одноязычная девочка.
15.09.2015
В основном наверное двуязычные дети позже начинают говорить? Им сложнее. Я конечно тоже за разносторонне развитие, просто здесь конкретно речь рассматривала. Не могу я без систематизации занятий, мне так проще))
16.09.2015
Да, как правило двуязычные позже. Я читала где-то, что примерно задержка исчисляется как 1 язык = 1 год. То есть на год позже заговорит. Еще один язык еще на год задержит. Ну это упрощения, я думаю, но пока тем не менее остерегаюсь вводить инглиш, думаю, стоит обождать.
16.09.2015
зависит, много зависит "от наших усилий и занятий", хотя у меня не поворачивается язык назвать то, что нужно для запуска речи ни усилиями, ни занятиями) Мое мнение, что от взрослого в успехе вопроса заговорит/не заговорит зависит гораздо больше, чем от ребенка Если понимать, что именно запустило/задержало речь первого ребенка, то со вторым точно можно избежать неприятностей или повторить успех. "вторая дочка в тех же условиях"- мы взрослые меняемся, редко условия в семье сохраняются точно такими же. Влияет всё, и количество детей, и разница между ними и работа, в которую мама вовлекается и наличие/отсутствие мудрой бабушки и много чего другого. На первый взгляд нам может казаться, что семья осталась такой же, а условия благоприятные для развития речи изменились до неузнаваемости. Вот например, первому ребенку доставалось общение с бабушкой, которая "сюсюкалась и улюлюкалась" с ним. Малыш вовремя научился говорить всякие "ми", "пи", "би" и т.д. А дальше дело за малым, слова выросли и ребенок говорит. А со вторым ребенком то ли бабушка состарилась, то ли мама увереннее уже в своих силах, но бабушки рядом нет, с ребенком никто не сюсюкается. Родители взяли курс на правильный русский язык! А ребенок не говорит ни на правильном, ни на неправильном ))) Это научно доказанный факт, что дети, в семьях которых не использовались упрощенные слова в начале речи начинают говорить позже (Цейтлин С.Н)
16.09.2015
Вот оно что! Да, возможно, что и на нашем примере это похоже на правду (не сюсюкаемся и говорим поздно). Хотя, может, в нашем случае еще второй язык тому причиной. А вообще я тоже не сомневаюсь, что развитие ребенка в целом в очень многом зависит от взрослых и от той среды, которую они создают/предоставляют ребенку.
16.09.2015
Причин еще штук 20 наберется )).второй язык тоже причина, да. Про билингвизм писала здесь и здесь Понимаю, что тема неоднозначная и сложная. Но если отец хоть чуть- чуть владеет языком матери вполне решаема без неприятных последствий. Теорию последовательного билингвизма мы проверяем сейчас на племяннице. Ей через неделю будет 1г3мес и она уже говорит 64 "слова" на своем первом языке. Второго пока не слышит, чтобы не говорить потом про нее "билингвы же позже((". А насколько просто осваивается второй язык, если на первом человек начал говорить в районе года- проверяю сейчас на дочке второклашке и на трехлетнем сыне
16.09.2015
Эх, вероятно я что-то делаю не так, поскольку моей дочке как раз тоже за год перевалило, а она ничего не говорит. Ну то есть совсем мало: мама, на, да, не, ав, ам. Вот, вроде, и все. Хотя мы постоянно занимаемся детьми, но видно как-то не так(( а может такие темпы созревания? Я сама заговорила поздно, зато рано начала читать и писать, причем никто специально не учил. Пойду почитаю по ссылкам, спасибо!
16.09.2015
Я вот тоже не мало читала по этой теме, ну тут конечно каждому свое, не редко люди очень много с рождения занимаются а дети не говорят очень долго, и наоборот много историй когда в доме о раннем развитии никто и не слышал, а ребенок предложениями говорил чуть ли не в годик. Мы вот балтуны, это было понятно, но стихи он не любит ужасно, прозу только слушает, и то сейчас с книжками перерыв, другие интересы его захлестнули пока (пособия, игры, творчество) я не настаиваю, вообще подбираю только то, что интересно ему чтоб все было всегда в кайф, уменьшительные слова ну не знаю не знаю... Все-таки все начинается с них, вы их не говорите потому, что заговорили мягко говоря совсем не рано, дети около года слово машина сказать в основном не могут, но хотят, и поэтому она биби, я правда сама биби конечно не скажу, но если он говорит то поддержу, могу повторить, ругать никого не буду, тк мы живем одни и если кто-то раз в неделю будет полчаса сюсюкаться с Даней с биби кискис гав-гав и тд то буду только улыбаться;) а стихи кстати я не однократно замечала, знают детки, которым нельзя смотреть телек, его очень часто заменяют родители именно стихами) а вообще Светик ты конечно умница, всегда у вас много интересных занятий и Ванечка не может не радовать маму своими успехами!!!))))
15.09.2015
Спасибо) телевизор мы не смотрим, точнее вот только недавно попробовала ему пару раз мультики показать. А так да, конечно каждому свое и все индивидуально. А когда он не мог сказать машина, он говорил "ма".
16.09.2015
Мне просто из текста показалось что в полтора года он начал говорить первые слоги слов. А так я написала тебе, а потом подумала, все метод материалы которые я видела для детей от 0+ содержат такие занятия как это молоток, он стучит тук тук, качели качаются кач кач и тд... Очень уважаемые издания, учат этому детей с пеленок, тут или я тебя не поняла, я вот знаю что не надо коверкать слова с ребенком вместе, например суп не куриный а куриНОВЫЙ и тому подобное, иногда взрослые начинают использовать такие слова детей, это конечно не правильно, а вот про сюсюкать или использовать детские аналоги, первый раз вот у тебя прочитала. Да я знаю что вы без телека ага.
16.09.2015
Я именно про замену слов, упрощение. "Молоток тук-тук", это вроде как звукоподражание, это и подобное я как раз говорила. То есть я говорю кукла, а не ляля; собака, а не ав-ав (а вот собака уже говорит ав-ав), машина, а не бибика; дорожный каток или повивальная машина вместо машинка. В таком ключе примерно) и за ребенком неправильно я не повторяю. Например, он говорит мальчикОВА книга, я обязательно повторяю тоже, но правильно: книга мальчика. Не то что оговариваю его все время, но показываю как правильно.
16.09.2015
Звукоподражание конечно, но для ребенка до года и постарше это звукоподражание зачастую и становиться на время названием предмета, кач кач у нас были качели где-то до полутора лет, теперь они качели, молоток был тут тук, потом уже его вопрос как делает молоток начал ставить в тупик, и он стал через какое-то время говорить мооток тук тук, колокольчик у нас еще чаще всего дзынь дзынь называется тк само слово дается сложно, но пробует уже его говорить когда не спешит. К трем годам они уже сами перестроят все звукоподражание на слова, плавно и не заметно, благо в наше время хороших пособий очень много, сама балдею от занятий, когда у ребенка особый интерес и отдача быстрая, результаты каждый день маме таааакой кайф ;)))
16.09.2015
все правильно, все "биби" потом вырастают в машины, а "тук-тук" в молотки ) , если они появились в районе года. Если до 2.5лет ребенок молчит, то потом тоже в первую очередь появятся "недослова", но вырастать в настоящие они будут гораздо дольше и сложнее. Специальные звукоподражания отобраны поколениями , на основе доступных произношению малыша звуках+ сокращенные до уровня двух слогов. Удивительно, как много мам пытаются изобрести колесо, отказавшись от упрощенных слов и звукоподражаний. Про сюсюкания: в каждой первой книге по логопедии написано: не разговаривать на детском языке: не "калЁсий", а хороший. По моим наблюдениям мамы разговаривающие исключительно на взрослом языке, никогда не использующие сюсюканья, исключают таким образом звук [л'] из репертуара своего ребенка + несколько звуков появятся позже, чем могли бы. Ваш сын может сказать слово "ляля"? "Сюсюкали" ли вы с ребенком? Я имею в виду смягчали ли в речи согласные, называя в возрасте 6мес-1г5мес слова типа "мАЛЬТИК", "мОзьна", "неузЕли" (мальчик, можно, неужели). Мне сейчас даже трудно привести примеры), потому что приходит время и "тумблер выключается". То, что само собой получалось говорить "на детском" с ребенком в год-полтора сейчас даже не придумывается)) Сын спросил сейчас:".... неужели можно.....?" я и привела их в пример))
22.09.2015
Полностью с вами согласна, от и до, вообще считаю что детям виднее, и мы даже больше, когда он был совсем маленький, и я просила его что то сказать, он говорил вообще не то (как бы как мог, совсем даже не тот звук) я ему говорила МОЛОДЕЦ, а теперь скажи еще раз, он не слышал слова нет в ответ, или не так, и не редко уже через 15 мин повторял правильно слово за мной, потому что он же молодец:) В уменьшительно-ласкательном смысле да, конечно, мы общались с ним, по инерции даже, без усюсю никуда с такими лапулями:)))) Спасибо!)
22.09.2015
ваш "приемчик-Молодец" очень действенный )) Мозг запоминает последнее, что услышал, можно или с ребенком еще раз, но правильно повторить или просто взрослый, поняв, что имел в виду малыш говорит "Да, ......" и произносит правильно. В идеале ребенок должен видеть, артикуляцию взрослого произношения. Про усюсю: сейчас ваш сын использует мягкий звук [л] в своей речи?
23.09.2015
Да, у нас Л как то в одно время появилось, когда кач кач стало сначало КачиЛи, потом уже качели, вот везде начал Л говорить) (мягкую Л)
23.09.2015
спасибо, ещё одно подтверждение в мою копилку ))
23.09.2015
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.
Без этого сложно выучить стихи с ребенком! Буква У