Правила против удачи
Как объяснить ребенку тему?Коле почти 11 лет (ученик 4го класса). #заговорилВтри. Я помогаю ему с домашними заданиями по русскому языку и готовлю к моменту, когда он сможет справляться без посторонней помощи.
Как Коля учится перечитывать и исправлять написанное домашнее задание?
Этап «первый» (назидадательный) подробно описывать не буду. Вкратце он о том, что мы все хотим, чтобы хирурги проверяли за собой выполненную работу и не забывали ножницы там, где пациенту их самому потом не достать... Кто знает, вдруг Коля как раз будущий врач? В интересах всех нас, чтобы он научился проверять свою работу ))
Способ малоэффективный, Колю не сильно впечатляла проблема абстрактных пациентов. Его вообще не увлекает абстрактное. Вместе с номерами склонений, названием частей речи, членов предложения и т.п. Если их нельзя взять в руки и как-то использовать, то зачем они? Кажется, Коля задает подобные вопросы внутри себя, но озвучить пока не решался.
От неэффективного хирурга нас отвлекла любовь Коли к срезанию углов.
Долго-долго зимой мы разбирались с темой «Личные окончания глаголов».
- разработали собственную классификацию глаголов-исключений 2го спряжения. Упаковали их достаточно большое количество в маленькие яркие группы «гусиных, телесных и мерзких глаголов». Этот «закон деления глаголов» будет гордо называться нашими именами, если я найду время написать о нем тут на ББ ))
Интересно, много ли детей, которым сложно запомнить список глаголов-исключений?
- нарисовали алгоритм определения окончания глаголов,
- приклеивали в схему облака из ваты, чтобы Коля перестал забывать мягкий знак во втором лице и начальной форме,
- перемещали на схеме Лего-человечков в трехэтажном доме, чтобы понять глагол какого лица перед нами
- учились видеть в глаголах-исключениях шпионов, если они прячутся за шляпой и усами (получили приставку)
- и т.д
Все это помогало Коле со стопроцентной правильностью определять окончания глаголов. Но проходить каждый раз по длинному алгоритму ему было лень. Он не вслух, но требовал доказательств необходимости такого длинного пути к определению правильности лишь одной гласной буквы…
«Я и так могу»- записывает он слово со слуха, ни на минуту не задумываясь ни о лице, ни о спряжении глагола, ни об исключениях.
- Коля, но только в 50% случаях ты окажешься прав при такой стратегии ))
- А если нет? - улыбается Коля, который кроме любви к срезанию углов еще очень-очень верит в свою удачу ))
Вызов принят. Мы стали тренировочные словосочетания писать на счет. Строчка, которую Коля написал без ошибки, дает ему один балл. А та, в которой я нашла ошибку - дает один балл мне.
Пока «карта не шла» и счет был явно не в его пользу, Колю эта «игра» мало интересовала. Чуть интереснее, чем просто писАть, но не более.
Пока в один день, он совсем не отказался перечитывать написанное.
- Я уверен, что написал правильно… (В голосе не было уверенности. Только усталость или лень)
- ты должен найти хотя бы… хотя бы......(придумывала я, не ожидавшая такого поворота событий, что он может быть должен))
ты должен найти хотя бы три ошибки!
- а если не найду?!
- тогда найду Я )))
-----------------
С этого момента «игра» стала для Коли азартной. Изменение правил игры повлекло изменение системы подсчета очков. Через три урока Коле удалось даже один раз выиграть! (количество найденных им самим ошибок оказалось больше, чем после этого осталось найти мне)
Вчера игра хоть и опять закончилась в мою пользу, но принесла много открытий. Коля, кажется, начал верить, что знание правил русского языка помогает в нашей игре выигрывать)) И получил удовольствие от их применения )
- А если мы будем играть и счет будет 0:0? -кричал Коля из своей комнаты, пока я обувалась
- Тогда я перестану приходить, и ты сможешь справляться сАааам!
Ничего не предвещает, что счет ноль-ноль высветится на табло совсем скоро. Но я очень хочу, чтобы Коля ощутил радость свободного полёта.
О других открытиях вчерашней игры отдельно расскажу + покажу нашу тетрадь.
Скрин из доклада Сизовой О.Б. https://www.youtube.com/watch?v=YAxqOY1L3IU
-------------
Путь хоть и определяется особенностями ребенка и относительно предопределен, но Г.Р. Доброва в книге "Вариативность речевого развития детей" пишет, что возможно смещение в сторону той или иной стратегии и на это влияет поведение родителей в раннем детстве.
Вы дискутировали в комментариях с Анастасией про "осознанность". Мне видится, что эта "осознанность" впервые появляется уже здесь, на этапе запуска речи. Дети синтетической стратегии не говорят, если это не решает их какой-то задачи и не дает ответа на вопрос."зачем".
5. "а с окончаниями был затык, да"
Потому что это "финальная битва" ))
6. "Кстати, вопрос: если окончание без ударения, например, слово клеить. Как понять, что там И? Кроме как запомнить."
Начальную форму глаголов "клеИть" и "строИть" нужно запомнить, да. Как и группу глаголов на "-ять", которые легко маскируются под -ить-глаголы (сеять, таять, лаять, блеять и др...). На них тоже есть стихотворение, но Коле не помогло (откуда я сделала вывод о других стихах -запоминалках такого размера). Зато помог рисунок, объединяющий сложные ять-глаголы общим смыслом