Онлайн-занятия за или против?
Иностранные языки«Онлайн-занятия - это пустая трата денег, ребёнок отвлекается и ничего не запоминает» - так недавно мне сказал один из родителей.
Что может сделать учитель, когда он всего лишь картинка в мониторе? Как он может удержать внимание, если рядом нет его авторитета и контроля? Как вообще можно быть уверенным, что ребёнок действительно учится, а не просто «сидит» в компьютере, пока вы занимаетесь своими делами?
Родители, вопрос к вам! Как вы считаете, действительно ли онлайн-уроки - это иллюзия обучения? И, главное, пробовали ли вы отдавать своего ребёнка на онлайн-занятия? Поделитесь своим опытом.
Лучший ответ
ModnayaMamochka
Дочь 2 года учит корейский только онлайн( с 13 лет), считаю очень хороший прогресс, в прошлом году защищала свой проект на конференции корейского языка в институте( школьников было немного, в основном студенты и взрослые), в этом сдала топик первый уровень. У неё своя огромная мотивация и желание. Считаю, что онлайн подходит более старшим детям, которые заинтересованы в предмете, и детям с хорошей концентрацией.
17.08.2025
Ответить
iren
Возраст ребенка и умение самостоятельно работать. Для младших - бестолку и даже во вред. Лет с 13+ для мотивированных детей - норм. Для старших 15+ - нормальный формат. Мои самостоятельно решают ЗФТШ, курсы Сириуса. Всё ок.
16.08.2025
Ответить
Мария репетитор по английскому
iren, а я как раз наоборот, работаю с детьми 8-13 лет онлайн, опыт положительный) А в чем может быть вред, на ваш взгляд?
16.08.2025
Ответить
iren
Мария репетитор по английскому, ну вот вам уже родители ответили на вопрос. Который в посте обозначен. И я с ними согласна на все 100. И это я ещё не говорю своё мнение, что в началке в принципе не нужны никакие репетиторы. Даже по английскому. И выступаю очень против телефонов/планшетов и т.д. для детей до 10 лет. Так, точечно, мин.10, где-то глянуть что-то. Мин.30 не каждый день поразвлекаться на учи ру. Но это лучше за компом. А мульты/фильмы на большом экране. Но я не современный в этих вопросах человек. Поэтому у мелкого час мультиков перед сном и оффлайн игры. Занятия со мной на бумажных пособиях. И да, в 8 лет старших папа занимался с ними английским. Выглядело это так: они брали всех своих кукол и вели диалоги через них. Учили английский куклы. Отлично, кстати, сработало. Онлайн такого не сделать 🤷 По другому детей, которым языки в принципе не даются, начиная с русского и обучения чтению, было не уговорить начать заниматься английским. Для школы, чтобы 4 было.
16.08.2025
Ответить
я-светлячок
Я сама репетитор по математике уже больше 20 лет... Изначально была против онлайн занятий, но пандемия все поменяла)) Сейчас понимаю - онлайн не для всех. Если ребенок сам хочет заниматься - онлайн просто супер. Если хотят родители, а ребенок нет - от таких занятий и оффлайн маловато проку - а онлайн они бесполезны вообще.
Так что все индивидуально
17.08.2025
Ответить
Ксения
Одна уважаемая учитель (О.Морозова) одной из приличных школ, которая ведёт также занятия онлайн, недавно в своем блоге привела такую статистику: "По моему опыту групп (пишу только про возраст до 9 кл.), в онлайне - из 10 учеников: 2-3 работают так же эффективно, как очно; 2-3 вообще не работают; 5 делают примерно половину от того, что сделали бы в классе."
По моему личному опыту, как мамы: у меня ребенок во 2 классе посещала совершенно шикарный кружок по олимпиадной математике оффлайн, но, к сожалению, в 3 классе преподаватель была вынуждена уйти в онлайн, и,наверное, были те дети, кто смог продолжить заниматься также эффективно, но моей не зашло абсолютно. В 3 классе она не была готова к онлайн формату, например, в оффлайне решенные задачи нужно было рассказать преподавателю, в онлайне это приобрело совсем другой вид. Ну и в целом атмосфера и энергетика не та, пришлось бросить.
В конце 4 класса взяли репетитора по английскому онлайн и оффлайн (занятия чередовались) , вот здесь эффект уже был другой. Занятия индивидуальные, ребенок подрос и мотивирован был на результат, поэтому внимание держал от и до и в процесс был вовлечён также, как при оффлайне. Я присутствовала первое время и могу сказать следующее: оффлайн для моего ребенка в 4-5 классе чуть менее эффективен, то есть то, что учитель отсекает находясь рядом в оффлайне, онлайн может пропустить, например, если ребенок подсматривает во время написания квиза... Ну моя не подсматривает так, чтобы "списывать", она учила честно и беглого взгляда, в момент сомнения ей достаточно, поэтому онлайн этого не отсечь, а выносить мозг ребенку про то, чтобы она этого не делала я по ряду причин не буду. Еще моя иногда, когда что-то говорит и сомневается, начинает говорить "себе под нос", причем может какое-то одно слово пробудить, то есть в целом незаметно, и если это происходит онлайн, учитель такие моменты может пропустить и считать, что это связь, например, и правильно она сказала или нет остается неизвестным (в оффлайне здесь все четко) , опять же проблемы со связью, особенно в последнее время действительно бывают. Но у занятий английским онлайн есть и огромный плюс : нам присылали записи и когда ребенок делал дз и в чем-то сомневался можно было открыть и пересмотреть нужный момент. Я допускаю мысль, что хорошие курсы оффлайн с начала обучения были бы эффективнее, а ещё эффективнее "погружение", но чего нет того нет. Мне опять же был нужен быстрый результат по школьной программе (успешная сдача экзамена, как письменного, так и устного, которые моя отлично и сдала, но надо понимать, что она в школе и до репетитора училась усердно, но надо было именно потренировать формат экзамена, плюс закрыть возможные точечные пробелы, повторить опять же) , а в 5 классе выяснилось, что уровень группы выше - почти все занимались на курсах с 1-2 класса, также надо было подтянуться именно до школьного формата, но с новыми требованиями и уровнем группы. То есть я пытаюсь сказать, что у меня к репетитору ограниченный запрос, это база, но крепкая база, ну и какая-никакая, но разговорная практика, потому что в школе в формате класса разговорной практики очень мало. Знаю тех, кто берёт онлайн учителей, только чтобы реленок три раза в неделю разговаривал по часу на английском с преподавателем, без грамматики, без всего, только разговор - тоже работает, смотря куда цели. Это не наш формат, но все же разговорная практика хоть какая-то добавилась с репетитором. А в старших классах ( с 8, думаю) , будем смотреть, как язык поднять, имея уже определённую базу.
Также в занятиях онлайн есть плюс в том, что я могу присутствовать на занятии (был точечный опыт в 5-6 классе буквально нескольких занятий непосредственно перед экзаменом для уверенности), и, поскольку это было буквально 3-5 занятий мне важен был максимальный результат, я могла отследить качество и тонкие моменты, которые учитель, который не так хорошо, как я, знает моего ребенка, просто пропускает и донести их своему ребенку сама. Плюс я неоднократно слушала занятия онлайн, которые вообще ни о чем для конкретных детей - такие занятия надо сразу прекращать, хотя родителям это не всегда очевидно, но мне - очевидно.
Ещё, конечно, вопрос времени принципиален. Найти преподавателя/курсы, которые устроят по качеству и которые будут близко от дома (в шаговой доступности, так как возить ребенка я не могу, а тратить даче по 45 минут на дорогу туда-сюда то есть 1,5 часа слишком большая роскошь, а это обычно минимум) - достаточно тяжело.
То есть к 6 классу с мотивированным ребёнком, способным держать внимание, занятия онлайн почти также эффективны, как оффлай. Чуть-чуть меньше, но есть и свои плюсы, при соответствующем подходе со стороны учителя: возможность переслушать занятие (есть не у всех, но когда есть - это большой плюс) , возможность затнтересованному родителю отследить качество и тонкие моменты, экономия времени и больше возможностей найти качественные занятия, преподавателя, который подойдет. Конечно, если вдруг вам так повезло, что у вас близко от дома есть оффлайн занятия с преподавателем, который "выше всяких похвал" ( как во 2 классе у нас были занятия по олмату) , то оффлайн лучше, но если нет, то нам и онлайн подходит.
Однако, есть дети, которым онлайн не подходит совершенно или с намного меньшей эффективностью. Сын моей подруги в конце 4 и 5 классе занимается онлайн русским и английским... И..ну это лучше, чем ничего, но эффективность, % 50, а то и меньше. Ну не подходит ему такой формат. Если в группе, то он вообще не занимается, отвлекается, если индивидуально, то он вроде занимается-старается, но за 2 недели офылайн мы с ним добились результатов куда больших, чем за предыдущие 3 месяца онлайн. Но это сложные для него предметы: русский, английский. Здесь ему только оффлайн подходит, а например, программирование, можно и онлайн, потому что здесь он вовлечён, ему интересно и легко.
Так что нужно смотреть всегда на ребенка и на преподавателя. На сочетание. Эффективен онлайн для вашего ребенка по этому предмету с этим преподавателем здесь и сейчас или нет.
17.08.2025
Ответить
Julia
Дочь отучилась 2 года уже в двух разных онлайн школах. Считаю, что онлайн уроки нужны тогда, когда невозможно сделать "вживую".
16.08.2025
Ответить
Инна
Как учитель, я согласна, что онлайн - это иллюзия обучения. Если еще родители или бабушуи сидят рядом и контролируют, то толк есть, в противном случае многие детей во время урока играют в компьютере / телефоне, лежат в кровати, а некоторые вообще только подключаются, а самих и в комнате нет. Внимательно слушают, воспринимают, а потом успешно воспроизводят информацию, полученную в онлайн-режиме, единицы.
Был у меня и опыт проведения индивидуальных онлайн-уроков. Один мальчик вроде слушал, писал, а потом оказывалось, что он только делал вид. Например, как-то задала ему к следующему уроку выучить слова, которые проходили на занятии, сообщила об этом его маме. Через некоторое время она мне звонит и спрашивает, где эти слова. Я отвечаю, что в тетради у ребенка, а там, как выяснилось, ничего нет. Он водил ручкой по странице, но так ничего и не записал. С другим мальчиком занятия идут лучше, он старается, делает задания, запоминает материал, но тоже чувствую, что иногда отвлекается на что-то постороннее, пропускает мимо ушей, что я ему только что сказала.
Падчерица училась в первом и втором классах онлайн. Она из тех усердных детей, которые действительно учатся, но все равно требовалась потом дополнительная проработка материала, так как ребенку 6-7 лет сложно воспринимать информацию через экран. Когда в школе возобновилось очное обучение, она сама и другие дети говорили, что так легче понимать то, что они изучают. Доп. занятия мы дочке подбираем только оффлайн. Как-то предложили ей онлайн-занятия, она отказалась, так как ей такой формат не нравится, хочет живого общения и т. д.
16.08.2025
Ответить
Мария репетитор по английскому
Инна, грустно, что у вас был негативный опыт. Я всегда проверяю, если прошу что-то записать и в целом лежание на кровати на моих уроках строго запрещено. Камера всегда включена и направлена на ребенка, в другом случае занятие проводиться не будет, зачем тратить свое и чужое время, если не понимаешь, чем на самом деле занимается ребенок?
16.08.2025
Ответить
Инна
Мария репетитор по английскому, я потом тоже стала просить, чтобы показывал тетрадь. А камеру детей заставить включить порой очень сложно. Говорят, что не работает, и все. Беседы с родителями не особо помогали. Некоторые ученики еще и очень стесняются, бывало, с включенной камерой вообще ничего не могли сказать, тогда я сама уже разрешала выключить, лишь бы хоть что-то ответили.
16.08.2025
Ответить
Мария репетитор по английскому
Инна, странно, никогда не было такой проблемы, чтобы камеру не хотели включать… у вас наверное больше подростки? Обычно у них может быть, с началкой никогда не замечала
16.08.2025
Ответить
Инна
Мария репетитор по английскому, нет, начальные классы. Первоклашки и второклашки слушаются, а вот уже в третьем классе начинается... Но про камеру я говорила не только за себя, но и за своих коллег, которые работают не только с младшими, но и с подростками.
16.08.2025
Ответить
Инна
Да что говорить о детях, если их родители подключались на родительские собрания, не включая камеру. Я иногда дурой себя чувствовала, рассказывая черным экранам о поведении детей, учебном процессе.
16.08.2025
Ответить
ZLena
Вам своих учеников не хватает? Зачем Вам соцопрос, когда посыл другой: латентная реклама Ваших "нужных" услуг. Репетиторы - вред и пустая трата времени, особенно, по иностранному языку. Не учат языки, не учат. Учителям, которые захотели легко рубить деньги, конечно, удалось затуманить родителям мозги о пользе репетиторских услуг, только выхлоп, как сами же родители и признаются, нулевой. Правда, чаще всего они винят в этом своих детей, а не репетиторов, видимо, имея какое-то уважение к человеку, который разводит их на деньги.
Заинтересованный ребенок, независимо от возраста, в силах самостоятельно освоить в сети то, что репетиторы преподносят как УКП. А тот, кому знания по любому предмету нафиг не нужны, ни с одним репетитором их не получит.
Онлайн формат вообще подходит не каждому педагогу: могу судить только по подросткам, но если у учителя нет потрясающего ч/ю, его лекции прилежный ученик слушает, зажав нос. Но там, где у педагога глубокое знание предмета идëт в связке с тонким научным юмором, дети в восторге, а знания без труда оседают на благодатной почве молодого пытливого ума.
16.08.2025
Ответить
Мария репетитор по английскому
ZLena, ZLena, да, у меня сейчас есть пара свободных мест на занятия) И что?
Если у вас не было положительного опыта работы с репетитором- мне очень жаль. Но не стоит их всех равнять под одну гребенку. Репетитор- это в первую очередь учитель, с педагогическим образованием (в моем случае). И получается, сейчас вы сказали, что все педагоги тоже мошенники и ни чему не учат. А кто же тогда учит? Сам ребенок 7-10 летний себя учит? Вам не смешно?
Желаю вам научиться видеть мир не черно-белым и расширить свой кругозор)
17.08.2025
Ответить
ZLena
Мария репетитор по английскому, репетитор ничему не научит, если ребëнок не хочет учиться. Вы, кстати, наглядное подтверждение того, что большинство учителей сейчас - профнепригодны. Вы, репетиторы, не умеете доносить информацию до любого и каждого, предпочитая "отбирать" себе умных учеников, которые и без Ваших "услуг" прекрасно справляются. Почему же Вы, учитель, не учите детей в школе? Не надо врать про загрузку, "больных" родителей и т. д. Просто Вы в школе ничему не научите тех, кто не хочет изучать Ваш предмет: проблемы с двоечниками Вам ни к чему, поэтому лучше уйти на вольные хлеба, где Вас никто не проверяет, набирать "умненьких" детей, которые в Вас не нуждаются или ленивых, которые изначально во всём виноваты у своих родителей.
Ни один мошенник не даëт гарантию на те услуги, которые он оказывает: ни один репетитор, кроме фигни про 100 баллов на ОГЭ/ЕГЭ, ничего гарантировать не может. Прошлая кампания по сдаче ОГЭ / ЕГЭ подтвердила: что с репетиторами, что без дети сдают экзамены так, как могут в силу собственной способности к обучению. Репетитор всегда нужен только там, где дисциплины нет в рамках школьной программы или для углублëнного уровня изучаемого предмета. Какой уровень может быть по иностранному языку, если сами учителя ничего, кроме выбранного учебного курса, освоить не в силах?
Моих детей все и всегда считают "подарочными" в плане учëбы, уточняя, что таких детей - единицы. Но это дичь - любой здоровый ребëнок может освоить любой предмет школьного курса, просто учителя, чаще всего бывшие троечники, никого не могут ничему научить.
Жаль, что Вы, считая себя профессионалом, как и большинство, не отличаете процесс "учить" от конечного результата - "научиться"... Продолжайте " обрабатывать" наивных, обогащаясь за их счет.
P. S. Конечно, только сам себя ребëнок и учит: ознакомьтесь с физиологией, глядишь, разберëтесь в процессе обучения.
Интересно, что Вас поддержали те родители, дети которых давно перешагнули возраст 7 лет, а услуги репетитора всё ещё с ними. Следовательно, не работает репетитор, если ребëнок не имеет желания учиться :) Но, хозяин -барин, можно и до пенсии с репетиторами жить, главное, чтобы деньги не закончились.
18.08.2025
Ответить
Мария репетитор по английскому
ZLena, если бы без моих услуг отлично справлялась, то ко мне бы не обращались) Я вижу, что вы считаете себя самой умной, а всех остальных родителей дураками, раз они, такие «наивные», верят репетиторам.
Они не слепо верят репетиторам, они видят реальный результат и именно поэтому продолжают работу.
Вы называете меня некомпетентной, при этом ничего не зная обо мне. Из этого можно сделать вывод, что вы также рассуждаете обо всем, опираясь не на факты, а на свои искаженные взгляды. Поэтому нам не о чем с вами разговаривать. До свидания!
18.08.2025
Ответить
Ксения
ZLena, а как изучают английский в средней школе, если исключить вариант отправки заграницу для погружения в среду, и если вариант билингвов и всяких многочасовых погружений с раннего возраста уже упущен?
17.08.2025
Ответить
ZLena
Ксения, как можно упустить общение? Ни один язык не учат: это средство общения и ничего больше. Грамматика вне языковой среды всегда изучается по пособиям, выпущенным на изучаемом языке в соответствующей стране, аудирование только по подкастам BBC (другого "образца" для подражания), а не "говора" русскоязычных репетиторов. Языковая практика у всех профпереводчиков, для которых язык - живое перманентное средство общения - ежедневное "потребление" контента, задействующее и зрение, и слух. Именно это позволяет им синхронно переводить любую тему, чего репетиторам никогда не сделать, какие бы глупости они не обещали. Репетитор может отлично знать только учебные курсы, он не чувствует себя свободно во владении языком: зачем развиваться, если деньги платят за "пятерки" по Spotlight?
В отрыве от языковой среды, любое "изучение" лишь иллюзия: теоретические знания есть, при условии прекрасной памяти, например, а владения языком - нет.
Почему люди понимают, что сев на шпагат в детстве, без растяжки, например, в сорок уже сядут только единицы, или, щëлкая как орешки олимпиадные задачи по физике в школьные годы, актëр по профессии в зрелости будет "подтупливать", глядя в учебник собственного отпрыска, а про иностранный язык все уверены, что, выплатив состояние репетитору, без ежедневной необходимости, дети будут "при случае" общаться, как сэр Элтон Джон?
18.08.2025
Ответить
Ксения
ZLena, спасибо, я поняла. Упустить общение на языке можно легко - я же не говорю, что оно вообще упущено, просто в начальной школе его не было и все, потому что не было понимания необходимости. Далеко не у всех Spotlight, у нас другие пособия на изучаемом языке с родным, а не российским подкастом. Репетиторы разные, всех под одну гребенку я бы грести не стала. Например, есть носители языка и билингвы, которые занимаются репетиторством тоже. Не у всех родителей, отдающих ребенка к репетитору есть ощущение, что после того, как ребенок посещал репетитора, он будет говорить как сер Элтон Джон или даже хотя бы просто свободно разговаривать. У всех разные задачи и цели, у меня на текущий момент - успешная сдача экзаменов по англ.язу (разных), мог бы ребенок справиться сам - мог, экзамены в 5 это показали, но просто школьного курса недостаточно, так как в школе она и так 5 получает за "текущую тему", а нужно повторение, разнобой, возврат к ранее пройденному, чего в программе недостаточно, время- деньги, у нас самостоятельно уходит больше времени, да и с репетитором дешевле. Плюс, поступив в 5 класс, оказались в группе детей у которых курсы с 1-2 класса и уровень выше, чем школьная программа, опять же нужно было проработать определенные виды деятельности (написание эссе, пересказов по большим текстам и тд) с репетитором это быстрее, чем самим, а цена репетитора не такая уж существенная. Самое главное чего не достает - это времени, репетитор помогает его экономить - отлично. При этом я понимаю, что для свободного разговорного английского этого недостаточно. Это именно база на которую должна быть наложена языковая среда, если есть такая цель. Когда у племянника возникла такая необходимость его на несколько лет отправили в языковую среду и это было с 10 класса (итерационно), сейчас закончив университет в языковой среде разговаривает совершенно свободно. И всевозможные экзамены/тесты требуемые заграницей на подтверждение уровня языка также сданы отлично.
Про выплату состояния репетитору - тоже относительное утверждение - для кого-то суммы не являются заоблачными или даже существенными, у всех разные возможности. Но в целом, мысль о том, что необходим контент на английском, погружение в среду и качественный аудио подкаст - понятна и логична. Про то, что без практики, развития знания и навыки уходят - это факт. Тут также никто не ждет чудес.
20.08.2025
Ответить
Elenа22
Когда начался ковид,сыну было 6 лет,школьные подготовишки и англ перевели в онлайн-режим,сначала я рядом сидела,потом из другой комнаты слушала,хорошо усваивает.В таком формате и оставили репетиторов,англ и олимпиадная математика,нам удобно,в отпусках,на даче,поиск педагога проще,подбираю быстрых,активных,молодых.Добавлю,я всегда на связи с учителями,дз могу проверить в любую минуту,сын знает,что под контролем
16.08.2025
Ответить
Наталья
Зависит от ребенка Выхлоп конечно меньше чем при очном занятии -но и цена в 3 раза ниже ....
Занимается английским. тк у меня "гений" то занимается ежедневно 4р нед очно 3 р он лайн летом только он-лайн .. занималась шахматами техникой речи математикой русским рисованием он лайн пока была поменьше было проще ,сейчас подросток - те втихоря включить что то левое -легко
16.08.2025
Ответить
Мария репетитор по английскому
Наталья, а какая цена за занятие, если не секрет?) онлайн и очно?
16.08.2025
Ответить
Анна
Дочка английским занималась в первом классе - вполне нормально. От преподавателя зависит и от платформы. Если онлайн, то и заданий должно быть много интерактивных.
Офлайн, естественно, эффективнее. Тут надо смотреть соотношение возможностей водить/возить, цены, времени. Если вы за городом живете и каждое занятие для вас - поездка на машине минимум пол часа в одну сторону+подождать ребенка - онлайн с хорошим педагогом вполне себе вариант.
Если вам 5 минут до кружка и ребенок сам ходить будет - то однозначно офлайн.
16.08.2025
Ответить
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.