Про то когда переносить эмбрионы и про их качество
Библиотека: статьи, полезная информация. Стихи, видео и фильмы про ЭКО. Выкладываю статью:
День забора яйцеклеток (пункции) будем считать нулевым. В этот день через несколько часов после пункции яйцеклетки (ооциты) оплодотворяют методом стандартного ЭКО или ИКСИ. Яйцеклетка окружена блестящей оболочкой, являющейся защитой эмбриона вплоть до имплантации.
1-й день развития. На 1-й день оценивается как прошло оплодотворение. При наличии в яйцеклетке 2х пронуклеусов (ядер) - мужского и женского - считается, что оплодотворение прошло успешно. Остальные эмбрионы (без пронуклеусов, с одним или тремя и более пронуклеусами) отбраковываются. Перенос на стадии пронуклеусов (1-е сутки развития) практикуется крайне редко, однако криконсервировать (замораживать) оплодотворенные яйцеклетки на этой стадии уже можно. Так поступают в Германии и Швейцарии, где закон запрещает криоконсервировать эмбрионы.
2-й день развития. На 2-е сутки мужской и женский геномы уже слились (образовалась зигота) и вскоре после этого прошло первое деление дробления, после которого мы уже говорим об эмбрионе, а не оплодотворенной яйцеклетке. Клетки дробящегося эмбриона называются бластомерами. Обычно в этот день эмбрион может состоять из 2х, 3х или 4х бластомеров, причем четное число клеток предпочтительней, но не обязательно. На этой стадии можно оценить качество эмбриона по степени фрагментации (объему эмбриона, занимаемому безъядерными фрагментами цитоплазмы), чем их больше - тем ниже считается потенциал этого эмбриона к имплантации и дальнейшему развитию. Помимо фрагментации оценивается форма и относительные размеры бластомеров. Наиболее общепринятая классификация дробящихся эмбрионов по качеству - A-B-C-D, где A - самый лучший, D - самый худший.
3-й день развития. Еще через сутки эмбрион в норме уже состоит из 6-8 бластомеров, однако допускается и 4 бластомера, если на 2-е сутки эмбрион был 2х-клеточным. До 8-клеточной стадии все клетки эмбриона человека тотипотентны, т.е. каждая из них может дать начало целому организму. В конце вторых - начале третьих суток развития включается собственный геном эмбриона (т.е. геном, образованный при слиянии ядра сперматозоида и ядра яйцеклетки). До этого момента эмбрион развивался как бы "по инерции", исключительно на материнских "запасах", накопленных в яйцеклетке за время ее роста и развития в яичнике. От того какой геном был сформирован при оплодотворении и о того насколько успешно и своевременно произойдет это переключение напрямую зависит дальнейшее развитие эмбриона. Поэтому именно на стадии 4-8 бластомеров многие эмбрионы останавливаются в развитии (так называемый "блок развития in vitro")- в их геноме имеются существенные ошибки, доставшиеся от родительских гамет или возникшие в процессе их слияния.
4-й день развития. На 4-е сутки развития эмбрион человека состоит уже как правило из 10-16 клеток, межклеточные контакты постепенно уплотняются и поверхность эмбриона сглаживается (процесс компактизации) - начинается стадия морулы (от лат. morulae - тутовая ягода). Именно на этой стадии in vivo (в организме матери) эмбрион попадает из маточной трубы в полость матки. К концу 4-х суток развития внутри морулы постепенно образуется полость - начинается процесс кавитации.
5-6-й день развития. С того момента, как полость внутри морулы достигает 50% ее объема, эмбрион называется бластоцистой. В норме формирование бластоцисты допускается с конца 4х по середину 6-х суток развития, чаще это происходит на 5-е сутки. Бластоциста состоит из двух популяций клеток - трофобласт (однослойный эпителий, окружающий полость) и внутренняя клеточная масса (плотный комок клеток). Трофобласт отвечает за имплантацию - внедрение эмбриона в маточный эпителий (эндометрий). Клетки трофобласта дадут в дальнейшем начало всем внезародышевым оболочкам развивающегося плода, а из внутренней клеточной массы будут формироваться все ткани и органы будущего ребенка. Чем больше полость бластоцисты и лучше развита внутренняя клеточная масса и трофобласт - тем больше потенциал эмбриона к имплантации. Когда полость бластоцисты достигает значительного размера, истончившааяся за счет растяжения блестящая оболочка разрывается и начинается процесс хэтчинга (выклева) эмбриона из блестящей оболочки. Только после окончания этого процесса бластоциста способна имплантироваться (прикрепиться) в эндометрий матки. Имплантация происходит как правило на 6-7 день развития эмбриона.
Классификация бластиков:
Цифрами обозначается размер бластоцисты - стадия ее экспансии.
1 - ранняя, полость около половины объема бластоцисты;
2 - средняя, полость более половины объема, но размер бластоцисты не сильно больше размера дробящегося эмбриона;
3 - экспандированная бластоциста - полость занимает большую часть объема бластоцисты, блестящая оболочка истончена, объем бластоцисты в 2 и более раза превышает объем дробящегося эмбриона;
4 - бластоциста, вступившая в естественный хэтчинг (выклев);
5 - бластоциста в хэтчинге после проведения ПГД;
6 - полностью вылупившаяся бластоциста.
Первая буква обозначает качество внутренней клеточной массы - массы клеток, из которой в будущем будет развиваться сам эмбрион.
А - плотно упакованная, достаточная по размеру ВКМ, хорошо различима, отсутствуют включения, вакуоли, тяжи и пр.;
B - ВКМ хорошо различима, но имеет незначительные дефекты (небольшой объем, неплотно упакована, мало клеток, есть включения и т.п.);
С - ВКМ либо неразличима, либо имеет серьезные нарушения в структуре;
D - дегенеративная ВКМ.
Второй буквой аббревиатуры обозначается качество трофобласта - клеточного слоя, полностью окружающего бластоцисту. Впоследствии из него разовьются все внезародышевые оболочки эмбриона, он отвечает за внедрение эмбриона в стенку матки - имплантацию.
А - трофобласт хорошо организован, многоклеточный и однослойный;
В - трофобласт состоит из нескольких слоев клеток, клетки распределены неравномерно либо клеток меньше, чем в норме;
С - трофобласт состоит из небольшого числа клеток, либо имеет включения, вакуоли, тяжи и иные отклонения от нормы;
D - дегенеративный трофобласт.
Так на какой же день лучше вернуть эмбрион в организм матери? Нет единого ответа на этот вопрос. Обычно решение о дне переноса принимает эмбриолог, учитывая количество и качество полученных эмбрионов, анамнез женщины, количество предыдущих безуспешных попыток ЭКО/ИКСИ и эмбриологический анамнез (если он доступен). Рассмотрим плюсы и минусы переноса на разные сутки.
1-е сутки.
+ Минимизация времени пребывания вне организма (и потенциального вредного воздействия условий культивирования)
- Не физиологично, в организме женщины эмбрион в это время находится в маточной трубе, а не в матке.
- Выбор затруднен из-за отсутствия четких общепринятых критериев качества
- Собственный геном еще "молчит"
2-е сутки.
+ Минимизация времени пребывания вне организма (и потенциального вредного воздействия условий культивирования)
+ По сравнению в 1-ми сутками легче сделать выбор наиболее качественных эмбрионов, т.к. эмбрионы уже приступили к дроблению и больше параметров развития доступно для оценки
- Собственный геном еще "молчит" - невозможность отбраковки эмбрионов с серьезными нарушениями генома
- Невозможность проведения полноценной преимплантационной генетической диагностики (если она показана)
3-и сутки. Наиболее часто встречающийся вариант.
+ По сравнению со 2-ми сутками выбор облегчен, т.к. некоторые эмбрионы уже замедлили свое развитие или остановились
- Собственный геном, как правило, еще "молчит" - невозможность отбраковки эмбрионов с серьезными нарушениями генома
- Невозможность проведения полноценной преимплантационной генетической диагностики - ПГД -(если она показана)
4-е сутки.
+ Максимальная физиологичность момента попадания в матку - именно на стадии морулы эмбрион попадает туда при естественном развитии событий
+ Преодолен так называемый "блок развития" in vitro
+ Есть время для проведения ПГД если это необходимо
- Крайне сложно оценить морулы по качеству, т.к. границы между клетками сглажены и невозможно посчитать кол-во клеток
- Возможное отсутствие эмбрионов на перенос (если все остановились в развитии) - серьезный стресс для пациентов. В этой ситуации никогда нельзя сказать наверняка - остановка произошла из-за внутренних генетических дефектов эмбрионов или свое негативное влияние оказали условия культивирования.
5-е сутки.
+ Частота имплантации перенесенных бластоцист выше таковой 2-3-х-дневных эмбрионов (приблизительно 50% против 25%)
+ Выжили и развиваются сильнейшие эмбрионы. Это не гарантирует их от генетических проблем, но все же снижает вероятность их проявления
+ Преодолен так называемый "блок развития" in vitro
+ Есть время для проведения ПГД если это необходимо
+ Оценка качества бластоцист достаточно проста и эффективна
- Возможное отсутствие эмбрионов на перенос (если все остановились в развитии) - серьезный стресс для пациентов. В этой ситуации никогда нельзя сказать наверняка - остановка произошла из-за внутренних генетических дефектов эмбрионов или свое негативное влияние оказали условия культивирования. В среднем до стадии бластоцисты в условиях in vitro доживают около половины эмбрионов.
Как видите, у каждого варианта имеются свои плюсы и минусы. Обычно стратегия выглядит так: при наличии более 3-4 эмбрионов хорошего качества на 3-и сутки развития можно рискнуть и растить их до стадии бластоцисты, чтобы с большей гарантией отобрать из них самых-самых. Но если хороших эмбрионов на 3-и сутки не более 2х, то не имеет никакого смысла растить их дальше - в материнском организме им однозначно будет ЛУЧШЕ.
День забора яйцеклеток (пункции) будем считать нулевым. В этот день через несколько часов после пункции яйцеклетки (ооциты) оплодотворяют методом стандартного ЭКО или ИКСИ. Яйцеклетка окружена блестящей оболочкой, являющейся защитой эмбриона вплоть до имплантации.
1-й день развития. На 1-й день оценивается как прошло оплодотворение. При наличии в яйцеклетке 2х пронуклеусов (ядер) - мужского и женского - считается, что оплодотворение прошло успешно. Остальные эмбрионы (без пронуклеусов, с одним или тремя и более пронуклеусами) отбраковываются. Перенос на стадии пронуклеусов (1-е сутки развития) практикуется крайне редко, однако криконсервировать (замораживать) оплодотворенные яйцеклетки на этой стадии уже можно. Так поступают в Германии и Швейцарии, где закон запрещает криоконсервировать эмбрионы.
2-й день развития. На 2-е сутки мужской и женский геномы уже слились (образовалась зигота) и вскоре после этого прошло первое деление дробления, после которого мы уже говорим об эмбрионе, а не оплодотворенной яйцеклетке. Клетки дробящегося эмбриона называются бластомерами. Обычно в этот день эмбрион может состоять из 2х, 3х или 4х бластомеров, причем четное число клеток предпочтительней, но не обязательно. На этой стадии можно оценить качество эмбриона по степени фрагментации (объему эмбриона, занимаемому безъядерными фрагментами цитоплазмы), чем их больше - тем ниже считается потенциал этого эмбриона к имплантации и дальнейшему развитию. Помимо фрагментации оценивается форма и относительные размеры бластомеров. Наиболее общепринятая классификация дробящихся эмбрионов по качеству - A-B-C-D, где A - самый лучший, D - самый худший.
3-й день развития. Еще через сутки эмбрион в норме уже состоит из 6-8 бластомеров, однако допускается и 4 бластомера, если на 2-е сутки эмбрион был 2х-клеточным. До 8-клеточной стадии все клетки эмбриона человека тотипотентны, т.е. каждая из них может дать начало целому организму. В конце вторых - начале третьих суток развития включается собственный геном эмбриона (т.е. геном, образованный при слиянии ядра сперматозоида и ядра яйцеклетки). До этого момента эмбрион развивался как бы "по инерции", исключительно на материнских "запасах", накопленных в яйцеклетке за время ее роста и развития в яичнике. От того какой геном был сформирован при оплодотворении и о того насколько успешно и своевременно произойдет это переключение напрямую зависит дальнейшее развитие эмбриона. Поэтому именно на стадии 4-8 бластомеров многие эмбрионы останавливаются в развитии (так называемый "блок развития in vitro")- в их геноме имеются существенные ошибки, доставшиеся от родительских гамет или возникшие в процессе их слияния.
4-й день развития. На 4-е сутки развития эмбрион человека состоит уже как правило из 10-16 клеток, межклеточные контакты постепенно уплотняются и поверхность эмбриона сглаживается (процесс компактизации) - начинается стадия морулы (от лат. morulae - тутовая ягода). Именно на этой стадии in vivo (в организме матери) эмбрион попадает из маточной трубы в полость матки. К концу 4-х суток развития внутри морулы постепенно образуется полость - начинается процесс кавитации.
5-6-й день развития. С того момента, как полость внутри морулы достигает 50% ее объема, эмбрион называется бластоцистой. В норме формирование бластоцисты допускается с конца 4х по середину 6-х суток развития, чаще это происходит на 5-е сутки. Бластоциста состоит из двух популяций клеток - трофобласт (однослойный эпителий, окружающий полость) и внутренняя клеточная масса (плотный комок клеток). Трофобласт отвечает за имплантацию - внедрение эмбриона в маточный эпителий (эндометрий). Клетки трофобласта дадут в дальнейшем начало всем внезародышевым оболочкам развивающегося плода, а из внутренней клеточной массы будут формироваться все ткани и органы будущего ребенка. Чем больше полость бластоцисты и лучше развита внутренняя клеточная масса и трофобласт - тем больше потенциал эмбриона к имплантации. Когда полость бластоцисты достигает значительного размера, истончившааяся за счет растяжения блестящая оболочка разрывается и начинается процесс хэтчинга (выклева) эмбриона из блестящей оболочки. Только после окончания этого процесса бластоциста способна имплантироваться (прикрепиться) в эндометрий матки. Имплантация происходит как правило на 6-7 день развития эмбриона.
Классификация бластиков:
Цифрами обозначается размер бластоцисты - стадия ее экспансии.
1 - ранняя, полость около половины объема бластоцисты;
2 - средняя, полость более половины объема, но размер бластоцисты не сильно больше размера дробящегося эмбриона;
3 - экспандированная бластоциста - полость занимает большую часть объема бластоцисты, блестящая оболочка истончена, объем бластоцисты в 2 и более раза превышает объем дробящегося эмбриона;
4 - бластоциста, вступившая в естественный хэтчинг (выклев);
5 - бластоциста в хэтчинге после проведения ПГД;
6 - полностью вылупившаяся бластоциста.
Первая буква обозначает качество внутренней клеточной массы - массы клеток, из которой в будущем будет развиваться сам эмбрион.
А - плотно упакованная, достаточная по размеру ВКМ, хорошо различима, отсутствуют включения, вакуоли, тяжи и пр.;
B - ВКМ хорошо различима, но имеет незначительные дефекты (небольшой объем, неплотно упакована, мало клеток, есть включения и т.п.);
С - ВКМ либо неразличима, либо имеет серьезные нарушения в структуре;
D - дегенеративная ВКМ.
Второй буквой аббревиатуры обозначается качество трофобласта - клеточного слоя, полностью окружающего бластоцисту. Впоследствии из него разовьются все внезародышевые оболочки эмбриона, он отвечает за внедрение эмбриона в стенку матки - имплантацию.
А - трофобласт хорошо организован, многоклеточный и однослойный;
В - трофобласт состоит из нескольких слоев клеток, клетки распределены неравномерно либо клеток меньше, чем в норме;
С - трофобласт состоит из небольшого числа клеток, либо имеет включения, вакуоли, тяжи и иные отклонения от нормы;
D - дегенеративный трофобласт.
Так на какой же день лучше вернуть эмбрион в организм матери? Нет единого ответа на этот вопрос. Обычно решение о дне переноса принимает эмбриолог, учитывая количество и качество полученных эмбрионов, анамнез женщины, количество предыдущих безуспешных попыток ЭКО/ИКСИ и эмбриологический анамнез (если он доступен). Рассмотрим плюсы и минусы переноса на разные сутки.
1-е сутки.
+ Минимизация времени пребывания вне организма (и потенциального вредного воздействия условий культивирования)
- Не физиологично, в организме женщины эмбрион в это время находится в маточной трубе, а не в матке.
- Выбор затруднен из-за отсутствия четких общепринятых критериев качества
- Собственный геном еще "молчит"
2-е сутки.
+ Минимизация времени пребывания вне организма (и потенциального вредного воздействия условий культивирования)
+ По сравнению в 1-ми сутками легче сделать выбор наиболее качественных эмбрионов, т.к. эмбрионы уже приступили к дроблению и больше параметров развития доступно для оценки
- Собственный геном еще "молчит" - невозможность отбраковки эмбрионов с серьезными нарушениями генома
- Невозможность проведения полноценной преимплантационной генетической диагностики (если она показана)
3-и сутки. Наиболее часто встречающийся вариант.
+ По сравнению со 2-ми сутками выбор облегчен, т.к. некоторые эмбрионы уже замедлили свое развитие или остановились
- Собственный геном, как правило, еще "молчит" - невозможность отбраковки эмбрионов с серьезными нарушениями генома
- Невозможность проведения полноценной преимплантационной генетической диагностики - ПГД -(если она показана)
4-е сутки.
+ Максимальная физиологичность момента попадания в матку - именно на стадии морулы эмбрион попадает туда при естественном развитии событий
+ Преодолен так называемый "блок развития" in vitro
+ Есть время для проведения ПГД если это необходимо
- Крайне сложно оценить морулы по качеству, т.к. границы между клетками сглажены и невозможно посчитать кол-во клеток
- Возможное отсутствие эмбрионов на перенос (если все остановились в развитии) - серьезный стресс для пациентов. В этой ситуации никогда нельзя сказать наверняка - остановка произошла из-за внутренних генетических дефектов эмбрионов или свое негативное влияние оказали условия культивирования.
5-е сутки.
+ Частота имплантации перенесенных бластоцист выше таковой 2-3-х-дневных эмбрионов (приблизительно 50% против 25%)
+ Выжили и развиваются сильнейшие эмбрионы. Это не гарантирует их от генетических проблем, но все же снижает вероятность их проявления
+ Преодолен так называемый "блок развития" in vitro
+ Есть время для проведения ПГД если это необходимо
+ Оценка качества бластоцист достаточно проста и эффективна
- Возможное отсутствие эмбрионов на перенос (если все остановились в развитии) - серьезный стресс для пациентов. В этой ситуации никогда нельзя сказать наверняка - остановка произошла из-за внутренних генетических дефектов эмбрионов или свое негативное влияние оказали условия культивирования. В среднем до стадии бластоцисты в условиях in vitro доживают около половины эмбрионов.
Как видите, у каждого варианта имеются свои плюсы и минусы. Обычно стратегия выглядит так: при наличии более 3-4 эмбрионов хорошего качества на 3-и сутки развития можно рискнуть и растить их до стадии бластоцисты, чтобы с большей гарантией отобрать из них самых-самых. Но если хороших эмбрионов на 3-и сутки не более 2х, то не имеет никакого смысла растить их дальше - в материнском организме им однозначно будет ЛУЧШЕ.
Елена
Всем приветик! Сегодня мне подсадили двух четырех-дневок, сделали лазерный хетчинг..... девочки подскажите,когда примерно произойдет имплантация? И на какой день может тест показать?
29.05.2015
Ответить
Туся
Начиталась я ! Как всё умно, но ничего не понимаю! Бластоциды, трофобласты...ужас! Как в этом разобраться?? Лина, вот у меня оценка эмбрика в первом не знаю, во втором Эко - 5А(3хдневка); в 3-м - 6А(3хдневка). Это как по твоему? Говорили хороший, а итог нулевой( может потому что всегда один? ну где же я возьму больше...берут всегда 2, а оплодотворяется 1!
03.07.2012
Ответить
Лина
5а - плохо тем, что нечетное
6а - неплохо, но на третий день лучше когда 8 клеток
надо растить до 5 дня, чтобы понять что с качеством
04.07.2012
Ответить
Туся
Откуда ты всё это знаешь? Получается, что цифры означают количество клеток? 6а-шесть клеток что ли?? Понимаешь, я врачу говорила, что может порастисть подольше, а они мне все в один голос говорили, что мои возрастные клетки умрут, если так долго растить(
04.07.2012
Ответить
Лина
6а- 6 клеток. читай выше статью.
если твои возрастные клетки умрут в среде, то они точно также умрут и в пузе.
04.07.2012
Ответить
Туся
ой, это я так читаю) но почему то врач мне говорил так, что долго растить нельзя, надо пересаживать, может меня разводили и шансов нет вообще. И что же делать? Как же получить клетки лучшего качества? Я поняла, что у тебя очень сложный процесс был, т.н. японский метод. Насколько я его понимаю это из цикла в цикл пунктирование клеток, их оплодотворение и заморозка уже эмбрионов, а потом разморозка и подсадка максимум деток или всё равно не больше 3-х! Да?
04.07.2012
Ответить
Лина
Да, у меня был протокол с мин стимуляцией. Максимум 2 получат клетки, которые уйдут в заморозку. И это практически единств выход для получения кач клеток. Или эко в ец, но там максисум одна будет. А в твоем случае растить только до 5 дня, ибо надо пытаться понять стоит ли вообще стимулироваться если деле в твоих клетках. Может только ДЯ. Это конечно жестоко, но здоровье тоже не казенное. Я потому и брала 3 попытки и настаивала растить до 5 дня, чтобы понять есть ли смысл.
05.07.2012
Ответить
Туся
Вот видишь, тебя врач услышал, а я говорила чтоб подрастили клеточку, но они упрямые такие! Я не понимаю им важен результат или просто провёл ЭКО и в сторону.
06.07.2012
Ответить
Lisabet
а на 5 день развития 4 ВА, 3 ВА и 4 ВС? подскажите пожалуйста! мне сказали - чудесные клеточки а сравнивая со статьей - так себе?
03.11.2013
Ответить
~◄ஐΒαλентинαஐ►~
Лина, сижу считаю возможный перенос эмбрионов. Может получится на 23 февраля, а они не работают. Вот и думаю, 2-х дневок или 4-х дневок лучше. До четвертого дня страшно ждать, а второй еще рано.
13.02.2012
Ответить
Лина
.4-й, лучше 5-й. Я против двухдневок, но это мое мнение. Я не верю в теория "в животе у мамы лучше"
13.02.2012
Ответить
~◄ஐΒαλентинαஐ►~
Собственно, как и я не верю. До пятого с моим количеством точно не дадут растить, но вот если 3 день будет на 23 февраля, то есть шанс, что разрешать на 4-ый день. Ну, а если...То хоть не буду лишними таблетками и уколами себя пичкать.
13.02.2012
Ответить
Жаббо
простите за тупизм)) я правильно понимаю - если пятидневки, то это лучше всего?? у меня было 10 хороших пятидневок, а я что-то прям классификацию не уточнила...
06.10.2011
Ответить
Светлана
Лина ну ты МОЛОДЕЦ!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!!! Такую инфу до нас доносишь!!!!!!!!!!!!! Просто класс!!!!!!!!!!!!!!!!!!
22.08.2011
Ответить
Маруся
Те нужно открыть отдельную страничку на нашем болге и вести просветительскую деятельность среди наших девочек..у тя оч. хорошо получается!!!
22.08.2011
Ответить
Лина
Меня Муся просто вчера про классификацию бластиков спросила, вот я решила выложить, чтобы почитали, если кто не знает.
22.08.2011
Ответить
Оставшиеся комментарии доступны после регистрации
Зарегистрируйтесь и получите полный доступ ко всем функциям сайта.