Что такое синдром Хантера? Почему он возникает и к чему приводит?
Организм человека устроен чрезвычайно сложно, и если все хорошо, мы не замечаем, как в клетках одновременно протекают сотни биохимических процессов. Так происходит и с крупными мегаполисами: пока коммунальные службы справляются, человек не заметит работы всех участников процесса поддержания чистоты и работоспособности города. Но стоит хоть одному звену слаженной системы дать сбой, как это отразится на всех жителях.
Работа ферментов
По аналогии с мегаполисом, наш организм потребляет энергию ― в виде белков, жиров, углеводов. Строит из них клетки, которые, как кирпичики, образуют наши ткани и органы. Старые клетки заменяются новыми, и в организме непрерывно идет «ремонт». Отработанные молекулы сортируются и отдаются на утилизацию в специальные структуры клеток, называемые лизосомами. Они способны расщеплять всё, что попадает к ним внутрь. Для этого в лизосомах есть более 60 специальных ферментов.
Если хотя бы один из этих ферментов не активен, в клетке начинает накапливаться то вещество, которое должно было быть переработано. Возвращаясь к аналогии с мегаполисом, такую ситуацию можно сравнить с нарушением вывоза сортированных отходов, допустим, только пластика. Он накапливается, потом его становится негде хранить, он обнаруживается повсюду, мешая движению автомобилей и людей. Это тормозит весь город.
Так, в организме есть вещества, которые составляют большую часть соединительной ткани ― гликозаминогликаны, они похожи на гель и придают упругость, обеспечивают опору. В тканях хрящей, костей, кожи и внутренних органов происходит постоянное образование новых соединений и разрушение старых. Если гликозаминогликаны не утилизируются должным образом, то они начинают накапливаться и откладываться во многих органах.
Существует наследственное заболевание ― синдром Хантера, при котором резко снижена активность фермента идуронат-2-сульфатазы. Он расщепляет определенные виды гликозаминогликанов и закодирован в гене IDS на Х-хромосоме.
Симптомы заболевания
При недостаточной активности фермента организм постепенно накапливает гликозаминогликаны, и это приводит к постепенному нарастанию симптомов:
- частым отитам, стойкой заложенности носа;
- появлению пупочной и паховой грыж;
- изменению черт лица (утолщаются ноздри, губы);
- нарушению подвижности суставов, что также мешает полному разгибанию пальцев рук;
- проблемам с дыханием из-за сужения просвета носовых ходов, трахеи, голосовой щели;
- задержке физического развития ребёнка и низкому росту;
- увеличению внутренних органов (печени и селезенки);
- нарушению работы сердца за счет утолщения его стенок и клапанов;
- не во всех случаях (но часто) выявляются нарушения поведения и снижение интеллекта
В группе риска ― мальчики
Заболевание встречается в среднем у 1 на 150 000 новорожденных мальчиков. Болеют в основном мальчики, так как у них, в отличие от девочек, только одна Х-хромосома, и все гены с этой хромосомы представлены в единственной копии. Если есть поломка гена из Х-хромосомы и нет второй, резервной здоровой копии, то появляются симптомы заболевания.
Такой тип наследования называется Х-сцепленным: женщины бессимптомно несут мутацию на Х-хромосоме, но если она передается детям мужского пола, проявляется болезнь.
Ген ― это своего рода «инструкция по сборке» белка, записанная четырьмя «буквами»: А, Т, Г, Ц. В зависимости от «опечатки» (мутации) в гене может по-разному меняться и сам белок. Наиболее тяжелые проявления болезни бывают, если ген значительно поврежден мутацией, и протяженный участок его попросту отсутствует. Тогда фермент либо образуется в неактивном виде, либо вовсе не образуется в организме. При замене одной «буквы» в гене на другую, белок часто лишь теряет часть нормальной активности, и это приводит к более стёртому течению синдрома Хантера.
Бывает, что мутация не проявляет себя долгое время, переходя из поколения в поколение по материнской линии. Обычно семья узнает о риске синдрома Хантера, когда по женской линии рождаются мальчики с заболеванием. Тогда риск рождения у женщины сыновей с синдромом Хантера составляет 50%.
Сегодня существуют способы выявить мутации в статусе скрытого носительства ещё до беременности, и тем самым снизить риск передачи дефектного гена детям. Но если семья уже столкнулась с синдромом Хантера, то вовремя назначенная терапия помогает детям расти, развиваться и значительно уменьшает выраженность проявлений болезни.
__________________________________________________________________
Автор статьи – Ирина Жегулина (врач-генетик, ведущий генетик и руководитель образовательной программы Биомедицинского холдинга «Атлас»). Ирина ведет научно-популярный блог о генетике в Instagram @irina.zhegulina
Информация доступна только для ознакомления; ее нельзя использовать для диагностики или лечения нарушения здоровья или заболевания. Она не заменяет консультацию медицинского специалиста. Обратитесь за консультацией к своему лечащему врачу.
Все фотографии пациентов на этом веб-сайте используются с их разрешения и не могут быть скопированы или использованы в какой бы то ни было форме.