Как научить ребенка читать и когда начинать обучение
Умение читать — один из тех навыков, который родители стараются развить как можно раньше. В ход идут различные способы. Рекомендации в интернете различаются: где-то пишут, что обучать чтению нужно с раннего возраста, где-то — советуют не вмешиваться в процесс обучения, предоставить эту функцию воспитателям, педагогам. Правда, как обычно, посередине. В статье расскажем, какой возраст является оптимальным для начала обучения, что нужно, чтобы научить ребенка читать.
Когда начинать обучение чтению
В школу ребенок идет уже подготовленным, знает буквы и умеет читать по слогам. Поэтому родители должны позаботиться об этом, самостоятельно заниматься дома, если кроха не посещает детский сад, образовательные курсы. Но прежде необходимо выяснить психологическую, физическую готовность будущего школьника.
Есть признаки, которые скажут вам, что он готов обучаться чтению:
- Умеет строить предложения, логически связывая слова и фразы;
- Когда вы читаете вслух, понимает смысл произведения;
- Различает звуки в похожих по звучанию словах. Например, отличает «кора» от «гора», «кот» от «код», а также может объяснить значение этих слов;
- Знает, что читать нужно слева направо, знает, где верх и низ;
- Отсутствуют логопедические проблемы — нет задержки речи, неправильного произношения звуков, заикания. Если есть дефекты речи, следует проконсультироваться с логопедом, неврологом, чтобы своевременно начать коррекционную работу;
- Проявляет интерес к чтению.
- Удается сконцентрироваться на чем-то одном (лепке, рисовании).
Необходимо учитывать возрастные особенности вашего ребенка, не нужно подсовывать ему книжки, обучающие материалы с «годовалого» возраста. В этом возрасте интереса к такой информации у них нет. Если не проявляет интереса, не стоит заставлять. То, что дети знакомых знают все буквы, умеют читать уже в 2 года, учат наизусть стихи, не значит, что вашему крохе этот навык необходим.
Поэтому действуйте, исходя из потребностей, желаний вашего чада. Те дошкольники, которые посещают детский садик, учатся под наблюдением воспитателей, педагогов. Но если малыш домашний, вам придется учить читать с нуля. Оптимальный возраст — 5 лет. В 6 — 7 лет он должен уметь читать по слогам.

Правила обучения чтению
В процессе обучения к чтению следуйте правилам:
- от простого к сложному. Сначала запоминайте буквы, затем учитесь соединять их, составлять слоги. Когда гуляете на улице, ищите знакомые знаки на вывесках. Будет лучше, если вы начнете процесс обучения в игровой форме. Например, напишите их на снегу, песке. Можете предложить повторять за вами;
- вначале — по слогам, следя за правильностью произношения;
- обустройте уголок для занятий. Организуйте правильное освещение, подберите удобные стул, стол;
- занимайтесь не более 10 минут в начале, постепенно доведите до 15 минут;
- после занятий приучайте сына или дочь убирать за собой учебные принадлежности;
- не начинайте обучение, когда малыш болеет, у него нет настроения;
- повторяйте изученное, занимайтесь регулярно;
- психологи рекомендуют хвалить маленького человека за каждое достижение;
- четко произносите звуки, не искажайте их. Говорите медленно и внятно, чтобы малыш успел запоминать информацию:
- не допускайте переутомления. Если видите, что малыш устал, начал отвлекаться, зевает — делайте перерыв;
- постепенно соберите библиотеку из любимых книг вашего малыша, обращая внимание на концепцию книги.
Посвящайте время подвижным играм — разнообразие необходимо для полноценного развития малыша. Как можно чаще выходите на прогулки. Свежий воздух благоприятно влияет на самочувствие, эмоциональный фон, способствует усвоению информации.
Почему важно начинать обучение своевременно
С первого дня жизни ребенок начинает изучать мир. Развитие способностей малыша происходит по этапам: это естественно и изменить такой порядок невозможно. У детей младше 5 лет развито воображение, образное мышление, информацию они воспринимают в форме картинок. А вот информацию в виде звуков они усваивают с трудом. Даже когда запоминают написанное, происходит это автоматически, не понимая сути.
Если слишком рано начать заниматься с азбукой, развитие образного мышления замедляется. За эту функцию отвечает правое полушарие головного мозга, которая контролирует также эмоциональную сфера, восприятие цвета, музыкальный слух. Таким образом недоразвитие образного мышления приводит к эмоциональным расстройствам, ухудшению цветовосприятия, чувства ритма.
Могут возникнуть проблемы со здоровьем: детки напрягаются умственно, а нервная система к такому физиологически не готова. Также возможны нарушения зрения вследствие напряжения.
С помощью игр, сказок, стишков, мультфильмов детки познают мир. Через них приходит понимание о добре, зле, дружбе, взаимопомощи, честности, сочувствии. Они учатся выражать свои эмоции, мысли, учатся сопереживать. Формируется отношение к миру, к самому себе и окружающим, самооценка. Смещение акцента на умственные способности приводит к тому, что эмоциональное развитие затормаживается. В дальнейшем это становится причиной:
- неуверенности в себе, сниженной самооценки;
- отсутствию способности сопереживать другим людям;
- трудности с самопознанием;
- комплексов;
- сложностям в общении с другими людьми, невозможности устанавливать контакты в коллективе.
Другая ситуация — когда начинают обучение поздно. Если первоклассник не умеет читать, могут возникнуть сложности с усвоением школьной программы. Он не сможет наравне с одноклассниками читать и выполнять задания, начнет отставать. Умение читать — необходимый навык, при помощи которого дети получают информацию, делятся с ней с другими людьми. Ребенок, не знающий буквы, будет лишен этой возможности.

Как прививать ребенку любовь к чтению
Вы — пример для вашего дитя. Он повторяет то, что делаете вы. Поэтому, если хотите привить культуру чтения, читайте сами. С младенческих лет читайте ему книги вслух. Так у него появятся любимые персонажи. А вы покажете, что книги — это не скука, а увлекательный мир. По возможности привлекайте к этому процессу всех членов семьи: старших детей, мужа.
Обсуждайте прочитанное. Задавайте вопросы по книжке, по картинкам в ней. Постепенно усложняйте вопросы.
Выбирайте книги по возрасту, увлечениям. В младшем возрасте основной формой деятельности является игра, поэтому обучение чтению должно проходить в игровой форме. Так вы избежите стресса, а дошкольнику не будет скучно заниматься. Если вы заинтересуете ребенка миром книг уже на начальных этапах, сохраните мотивацию к изучению нового, в будущем учеба будет проходить легче, спокойнее.
Как учить ребенка читать
Желательно выбрать одну методику чтения и заниматься по ней. Если затрудняетесь с выбором, проконсультируйтесь со специалистом. Младшим дошкольникам подойдут развивающие мультфильмы, магнитные азбуки, кубики с буквами.
Развитие навыка чтения происходит поэтапно. Первым этапом является звуковой, при котором будущий школьник учится раскладывать слова на звуки. Это — основа фонетического разбора слов.
Следующий этап — буквенный. Во время этого этапа кроха начинает знакомиться с азбукой, читать по слогам. Далее, когда он твердо может читать слоги, постепенно соединяет их, произнося слова целиком. Затем делает попытки прочитать целые предложения. Постепенно ребенок сможет начать изучать сказки и тексты, в которых сюжеты повторяются: «Колобок», «Репка».
Изучение азбуки происходит следующим образом:
- Не нужно учить буквы по порядку. Специалисты рекомендуют сначала выучить гласные: а, о, у, э, и. Следующий этап — я, е, ё, ю, ы. Также научите соединять гласные: ау-уа-оу-иа;
- Азбука поможет запомнить буквы с использованием ассоциативного мышления: «А» — арбуз, «Б» — булка;
- Затем изучаете согласные. Начните с сонорных: л, м, н, р. Продолжите звонкими согласными б, в, г, д, ж, з. После этого в очереди — глухие согласные п, ф, к, т, ш, с, х, ц, ч, щ. В конце учите й, мягкий, твердый знаки;
- Вы можете использовать элементы обучения в повседневной жизни. Нарисуйте буквы, к примеру, гласные, расклейте по разным местам. Потом меняйте их местами. То же самое проделайте с согласными буквами;
- Начинайте изучать слоги с гласными, согласными в составе: ма-ба-па. После этого приступайте к обратным слогам, в которых гласная находится впереди: ам-ул-ум;
- Следующим этапом сочетайте буквы звонкий-глухой, чередуя их: та-да, ба-па;
- После этого можете начать читать слова из одного слога: дом, ком, рот.
Методики
При обучении чтению дома можете выбрать один из методов.
Фонетический метод
Подразумевает чтение по слогам. Сначала дошкольник учит буквы, их произношение, затем соединяет их в слова. Используются карточки с буквами, слогами, букварь, азбука. Так как обучение по методике проводится в форме обычных уроков, он не подходит детям младше 3 — 4 лет. Для этой возрастной группы лучше подобрать другой формат: игры, мультфильмы.
Методика по Монтессори
Современная и популярная методика, которая отличается от традиционных. Подразумевает освоение письма, затем букв, только потом слогов. Занятия ведутся в игровой форме. Дети занимаются с буквами из шероховатой бумаги, которые прикреплены к картонному листу. Ребята должны заштриховывать буквы, обвести их, затем освоить их произношение.
Кубики Зайцева
Обучение строится с использованием 52 кубиков. Дети из отдельных букв составляют слоги, учатся употреблять мягкий, твердый знаки. Есть кубики со слогами, которые часто употребляются. У ребят после занятий появляется понимание глухих (кубики с деревянными деталями), звонких (кубики с металлическими деталями), твердых (кубы большого размера), мягких (маленькие кубики) согласных.
В наборе есть таблицы со слогами, которые нужно пропевать. Если таблицу повесить перед глазами, ребенок будет постоянно видеть ее и автоматически запомнит слоги.
По этой методике дети быстро осваивают алфавит, учатся читать по слогам. Также у них развивается мелкая моторика, музыкальный слух.
Первый раз можно позаниматься в виде игры, не обращая внимание на написанное. Ребенок, используя логические, аналитические способности, самостоятельно разберется, что кубики отличаются. И чем отличаются. Постепенно усложняйте задания.
Кубики Чаплыгина
Набор состоит из 10 кубиков, 10 динамических блоков. Поворачивая кубики в разные стороны, ребенок должен составить пару из согласной и гласной букв. Постепенно он учится соединять их, составлять слоги, потом — слова.
Методика заставляет работать мелкую моторику, что благотворно сказывается на общем развитии. Детям такой формат обучения нравится.
Карточки Глена Домана
Способ разработан для обучения чтению детей с младшего возраста, основан на использовании зрительной памяти. Им показывают карточки с картинками, словами. При этом взрослый проговаривает эти слова. Таким образом ребенок воспринимает слова целостно, а не по слогам и буквам.
Заниматься с карточками следует ежедневно, 2 — 4 раза в день. Одну из них показывайте в течение пары секунд. Первые дни возьмите только 2 или 3 карточки. С каждым днем количество карточек увеличивайте.
Игровые формы обучения чтению
Для маленьких детей, которые только начинают знакомиться с тем, как пишутся слова, подойдет формат игр:
- Лепка из пластилина букв, вырезание их из бумаги, выкладывание из бусинок;
- Настольные игры типа «Зверобуквы»;
- Рисуем буквы, раскрашиваем их, лепим из пластилина. Используйте готовые раскраски, формочки или готовьте трафареты сами;
- Пазлы для составления букв из частей. Продаются готовые материалы в магазине детских товаров;
- Игры на память. На стикерах/карточках запишите буквы или возьмите готовый материал. Разложите их на столе. Пусть дошкольник посмотрит на них, запомнит. После этого переверните, а ребенку дайте задание найти нужную букву;
- Письмо на подручных материалах: песке, крупах. Такие занятия тренируют память, моторику;
- Собери слово. Разложите слоги на карточках. Предложите ученику собрать слова;
- Загадка. Загадывайте загадку, и разложите перед ребенком набор слов, среди которых одно — правильное. Он должен найти ответ на загадку;
- Головоломка «слово в слове». Напишите слово из 12 — 15 букв. Из него необходимо составить слова поменьше. Чем больше — тем лучше;
- «Ходилки» с буквами. Сделайте игровое поле сами так, чтобы из букв можно было сложить слоги. Малыш, проходя по клеткам, прочитыват звуки, составляя слоги.
Задействуйте интерактивные способы обучения чтению. Зачастую слова «давай поиграем» действуют на детей магическим образом.
Ошибки родителей в обучении чтению
Педагоги и воспитатели знают методики обучения чтению, какие ошибки могут быть, как их избежать. Поэтому перечисленные ниже промахи характерны ребятам, которые занимаются дома. Родители могут допустить следующие ошибки, которые негативно скажутся на результате, а учителям в школе придется их переучивать:
- Произносят букв не как «в», «к», а как «вэ», «ка». Впоследствии дети читают слово «пол» как «пэоэл». Учите буквы так, как мы их произносим в обычной речи;
- Излишняя требовательность — ожидание, что кроха с первых дней начнет читать. В погоне за этой целью родители могут заставлять заниматься больше нормы, требовать от него достижений. Это вызывает стресс у крохи;
- Критика, принижение, запугивание ребенка, давление на него — «Тебе 6 лет, и ты до сих пор не умеешь читать», «Бездарь», «Тебя в школу не возьмут», «Никто с тобой дружить не будет». Такие неосторожные высказывания не способствуют энтузиазму;
- Родители, вместо того, чтобы вместе читать, предпочитают сидеть перед телевизором или со смартфоном в руке;
- Дети на первых порах делают ошибки, путают буквы, делают длинные паузы. Это нормально. За ошибки не нужно их ругать. Постепенно их станет меньше;
- Не используйте школьные учебники из школьной программы — когда кроха пойдет в школу, ему будет неинтересно на уроках, на которых изучают знакомый ему материал;
- Не учите письму, вместо этого развивайте мелкую моторику — вы можете знать всех нюансов правильного письма. А переучивать потом сложнее, чем учить с нуля.
Наберитесь терпения, когда будете заниматься с сыном или дочкой. Действуйте с заботой и любовью, прислушивайтесь к желаниям вашего дитя. Так вы добьетесь большего результата.
Удачи вам!