Стресс у ребенка
Стресс — это реакция нервной системы на физические, психические и эмоциональные раздражители. Они необходимы: учат собраться с мыслями, принимать решения. Но систематические стрессовые ситуации вредят организму. В статье поговорим о том, как справиться со стрессом, его причинах, последствиях и профилактике.
Чем опасен стресс у ребенка
Хроническая форма чревата развитием патологических состояний. Происходит дисбаланс — на вегетативном, гормональном, эндокринном уровнях. Это приводит к срыву адаптации. На его фоне развиваются психосоматические заболевания.
Вот к чему приводит стресс у ребенка:
- Обострение хронических болезней. На фоне истощения нервной системы и организма снижается иммунитет — дитя подвергается риску «подхватить» вирус или инфекцию;
- Психосоматические заболевания. Астма, сахарный диабет, невроз, сердечно-сосудистые патологии. Риск развития болезней сердца повышается в 4 раза;
- Нарушение сна. Если ребенок перенес стресс, он может не спать пару ночей. «Привычка» быстро закрепляется: малыш акцентирует внимание на неспособности уснуть — проблема усугубляется;
- Психологические проблемы. Нарушение самоконтроля, депрессивное состояние, неуверенность в себе, комплексы, фобии.
Стресс в жизни ребенка имеет долгосрочные последствия. Он может стать причиной психических расстройств во взрослом возрасте.
Признаки стресса у ребенка
Психологи выделяют несколько групп симптомов.
Потребность в близости
Чадо прижимается к вам, просится на руки, обнимает. Не хочет оставаться в одиночестве, отказывается идти в садик. Остро переживает, боится разлуки с кем-то из близких людей.
Не игнорируйте, не злитесь. Будьте ласковы, обнимайте кроху, беседуйте, говорите слова любви, поддерживайте, проводите вместе время. Этим вы вернете уверенность в себе, снизите тревожность.
Пищевые расстройства
Кроха отказывается есть, плюется едой, возможна рвота. Не заставляйте его, не меняйте привычного графика приема пищи, рациона. Здоровое дитя попросит есть, когда проголодается.
Проблемы с гигиеной
Происходит «откат» в раннее детство: малыш отказывается ходить в туалет на горшок или унитаз, мочится в постель, трусики. Ни в коей мере не ругайте, не стыдите — так вы закрепите энурез. Успокойте дочку, сына. Контролируйте регулярное посещение туалета.
Нарушение сна
Дитя боится темноты, спать в одиночестве, ему снятся кошмары, просит вас побыть с ним.
Не отказывайте дочке, сыну в просьбе: полежите рядом, почитайте сказку на ночь. Обсудите страхи, постарайтесь их развеять.
Болевые ощущения
Боли в животе, мигрени. Возникают на фоне психологических переживаний, а не физиологических нарушений. Не спешите давать крохе лекарства — их назначает педиатр. Проводите с дочкой, сыном время. Разговаривайте, играйте, читайте, веселитесь, гуляйте. Обсуждайте переживания и страхи. Это поможет проработать стресс у ребенка. Не хочет говорить — попробуйте узнать об этом из ролевых игр. Покажите его педиатру.
Повышение агрессии
Поведенческие нарушения — упрямство, протест, агрессивность, раздражительность — попытки детей дошкольного возраста справиться с чувством беспомощности. Проявляются по отношению к близким, чужим людям.
Не отвечайте дочке, сыну тем же. Успокойте, поддержите, обнимите. Обсудите причины его поведения. Объясните: его желания не всегда совпадают с желаниями и возможностями других людей. Расскажите о границах других людей, которые нельзя нарушать. Научите выражать эмоции конструктивно — через творчество (рисование, лепку), игру, физическую активность.
Гиперактивность, возбудимость, нетерпимость
Кроха быстро говорит, спорит, перебивает, грубит, требует. Это происходит из-за чувства беспомощности. Говорите с сыном, дочкой мягко, доброжелательно, ненавязчиво снижайте активность. Установите границы дозволенного поведения. Действуйте осторожно. Давайте дитю поручения, просите о помощи. Обсуждайте его чувства, научите выражать их конструктивно.
Нарушение познавательных процессов
Дошкольник не может сконцентрировать внимание, ухудшается память. Ему скучно, он ничего не хочет, не знает, чем себя занять. Вы злитесь? Вам жалко дитя? Не показывайте ему этого! Ваша задача — восстановить чувство равновесия. Лучший способ сделать это — давать сыну, дочке поручения, которые хорошо знакомы и просты в исполнении.
Острые реакции, психосоматика
Малыш теряет контроль над эмоциями, паникует, жаждет изоляции, неуверен в себе. Возможны психосоматические расстройства. Состояние тяжелое. Требует вмешательства педиатра, детского психотерапевта. Относитесь к чаду бережно, с пониманием. Обеспечьте ему тихое, изолированное место. Излучайте любовь и внимание.
Не давайте ложных обещаний, что все будет хорошо (если ситуацию нельзя изменить, например в связи со смертью близкого человека или разводом родителей). При панике не пытайтесь привести в чувство с помощью пощечин, тряски. В крайних случаях вы можете резко остановить чадо — без телесного насилия.
Другие симптомы стресса у ребенка
Регрессивное поведение — ведет себя, как малютка. Кричит, плачет, истерит, топает ногами, катается по полу, играет в игры не по возрасту.
Нарушение развития речи — заикается, молчит, говорит слишком быстро, глотает слова и окончания, меняет их местами. Речевые навыки не соответствуют возрасту: неправильно произносит звуки, преобладает звукоподражание вместо слов.
Проблемы с обучаемостью — не выполняет задания в процессе развивающих игр, не придерживается правил. Например, к 1,5 — 2-м годам не собирает пирамидку, к 3-м — сортер, пазлы. Не может концентрировать внимание на одной задаче. Проблемы с освоением новых навыков.
Коммуникативные проблемы — не умеет вести себя с детьми, играть. Не может заводить друзей, не понимает, что делать на площадке.
Виды детского стресса
Детям раннего и дошкольного возраста свойственны такие типы:
- Физический. Проявляется реакциями организма на внешние факторы — жару, холод, травму, болезнь, инфекцию, недостаток воздуха. Выражается слабостью, болевым синдромом, головокружением, пищевыми расстройствами, нарушением сна, раздражительностью;
- Психологический. Альтернативные названия — эмоциональный, нервный стресс. Проявляется поведенческими и эмоциональными реакциями на раздражители — социальные факторы, внутриличностные конфликты, переживания, перегрузку мозга, усталость. Малыш неадекватно воспринимает себя, плохо налаживает контакт с людьми, замкнут.
Различают 2 формы: острую (длится кратковременно) и хроническую (в течение длительного времени).
Стадии эмоционального стресса у детей
Малыши проходят 3 стадии. Они проявляются по нарастающей.
Первая стадия — тревога
Дитя беспокоится, тоскует, замыкается в себе, недоверчиво относятся к людям. На уровне физиологии изменений нет. Реакция возникает вследствие процессов в пищеварительной и иммунной системах, гормонов надпочечников.
Помочь малышу можно двумя способами — быстро разрешить ситуацию или занять его физической активностью.
Вторая стадия — сопротивление
Психика сопротивляется, отрицает пережитый стресс. Пытается вытеснить из памяти неприятные воспоминания — малыш испытывает усталость. Защитные системы организма мобилизуются. Тревога, беспокойство, агрессия проходят.
Третья стадия — истощение
Дитя не контролирует свои эмоции, испытывает апатию или агрессию. Происходит моральное и физическое истощение. Характерны психосоматические расстройства, обострение болезней.
На каждом этапе эмоциональное состояние все больше угнетается, что чревато депрессией.
Причины эмоционального стресса у детей
Для малышей раннего и дошкольного возраста стрессорами выступают такие ситуации.
Расставание с мамой, папой
Ребята испытывают беспокойство, страх, тревогу из-за временной разлуки с родителями. Обычно это происходит при оформлении в детский сад. Дитя остается в незнакомой социальной среде, без поддержки близких людей.
Отношения в коллективе
Характерно для дошкольников и школьников. Ребята не могут адаптироваться в новом коллективе детского сада, спортивной секции, центра развития. Они стесняются, замыкаются в себе.
Еще одна причина стресса у ребенка — буллинг и моббинг. У ребят от 3-х до 7-ми лет он проявляется в виде игнорирования, насмешек, дразнилок, запрета на совместные игры, доносов воспитателю. Еще хуже, если дошкольник подвергается травле со стороны самого персонала детского сада.
Психологический климат в семье
Неблагоприятная обстановка дома, плохие отношения между членами семьи, методы воспитания влияют на поведение чада. Конфликты, физические наказания, развод родителей, смерть близкого родственника провоцируют стресс у ребенка.
Отношение к малышу
Неуважение, безразличие мамы и папы, отсутствие поддержки, укоры формируют закомплексованную, нервную, тревожную личность. Такие крохи живут в состоянии хронического стресса и опыт раннего детства переносят во взрослую жизнь.
Социальные факторы
К ним относятся тревожные новости, материальные проблемы в семье, болезнь близкого человека, переезд. Детки дошкольного возраста тяжело переживают это.
Физические факторы
Голод, холод, жара, дефицит витаминов, нарушение или смена питания, низкий уровень влажности в комнате, обезвоживание — эти факторы провоцируют стресс у ребенка раннего возраста.
Как справиться со стрессом: помогаем дошкольнику
Как помочь чаду и сохранить с ним добрые отношения? Вот советы психологов для родителей, если ребенок перенес стресс.
Найдите причину
Причина сильного, кратковременного стресса лежит на поверхности. Хронический стресс в жизни ребенка имеет накопительный эффект и дает о себе знать спустя время. Хотите помочь чаду — ищите и устраняйте стрессор.
Дайте чувство безопасности
Будьте рядом, успокаивайте кроху, напоминайте о своей любви к нему, обнимайте. Разговаривайте с ним спокойно, ровно, доброжелательно. Дитя не хочет идти в детский сад, боится оставаться без вас? Объясните ему, что уходите ненадолго.
Контролируйте поведение
Кроха капризничает, истерит, противоречит? Не спешите наказывать — это признаки стресса. Обсудите с ним причину такого поведения, помогите объяснить словами свои чувства. Детки в раннем возрасте не понимают, что с ними происходит, не могут контролировать эмоции. Помогите выплеснуть их конструктивно. Обозначьте границы дозволенного поведения.
Как справиться со стрессом: комплексный подход
Симптомы не проходят, вы не можете помочь чаду самостоятельно? Подключайте специалистов — педиатра, психолога (психотерапевта), невролога. Существуют разные методы помощи при эмоциональном стрессе у детей. Их подбирают с учетом возраста, состояния маленького пациента.
Комплексный подход — залог эффективной помощи:
- Родители — для опоры. Определите и устраните стрессор. Будьте терпеливы, доброжелательны с дочкой, сыном. Обсуждайте его переживания. Позволяйте выражать эмоции, как у него получается. Через игру проработайте ситуацию, которая привела к дисгармонии;
- Педиатр — для оценки состояния здоровья. Ваши усилия не дали результата. Обратитесь к педиатру. Он оценит общее состояние здоровья маленького пациента. Даст направление к неврологу, психологу;
- Невролог — для оценки нервной системы. При необходимости врач назначит лечение. Например, физиотерапевтические процедуры: массаж, ЛФК, лечебные травяные ванны. Помогают плавание и диетическое питание;
- Психолог — для выхода из ситуации. Задача специалиста — помочь клиенту выйти из сложного состояния, вернуть душевное равновесие. Он поможет пережить ситуацию и не перенести ее во взрослую жизнь, даст рекомендации по развитию стрессоустойчивости;
- Психиатр — для помощи в запущенных ситуациях. Если ребенок перенес стресс и это повлекло за собой нервные расстройства, вас могут направить к детскому психиатру. Не пугайтесь: никто не поставит ваше дитя на учет и не перечеркнет его дальнейшую жизнь.
При чрезмерной тревожности, тиках, судорогах понадобится медикаментозное лечение. Оно снимет симптомы и улучшит состояние дитя.
Профилактика нервного стресса
Развивайте стрессоустойчивость. Прекрасный способ сделать это — физическая активность. Запишите дитя в спортивную секцию. Учитывайте его интересы. Плавание, танцы, гимнастика, боевые искусства, детская йога отлично подойдут дошкольникам. Достаточно заниматься трижды в неделю по полчаса. Ребятам младшего возраста можно бегать, кататься на велосипеде в парке, лазать по шведской стенке, гулять на свежем воздухе в любую погоду.
Придерживайтесь режима сна и отдыха. Засыпать и просыпаться кроха должен в одно и то же время. В комнате должно быть свежо, следите за уровнем влажности. Перед сном никаких гаджетов, компьютерных игр, мультиков.
Предлагайте малышу здоровую разнообразную пищу. Следите за питьевым режимом. Не можете обеспечить сбалансированное питание — давайте витаминные комплексы. Посоветуйтесь с педиатром.
Обеспечьте комфортные условия. Климат в семье, ваше собственное психологическое состояние влияет на малыша. Он копирует ваше поведение, реакции. Проанализируйте, не ваш ли это случай.
Ребята раннего возраста тесно связаны с мамой, особенно при грудном вскармливании. Вот почему если мама истощена морально и физически, нервная и тревожная, хронического стресса у ребенка не избежать. Не забывайте о себе: отдыхайте, делегируйте полномочия, расслабляйтесь.