Сотрясается весь дом. Бьет Серёжа молотком. Покраснев от злости, Забивает гвозди. Гвозди гнутся, Гвозди мнутся, Гвозди извиваются, Над Серёжею они Просто издеваются - В стенку не вбиваются. Хорошо, что руки целы. Нет, совсем другое дело - Гвозди в землю забивать! Тук! - и шляпки не видать. Не гнутся, Не ломаются, Обратно вынимаются. Анализ стихотворения «Серёжа и гвозди» Берестова Шуточное произведение «Серёжа и гвозди» Валентина Дмитриевича Берестова многократно переиздавалось. Среди его иллюстраторов - замечательный художник Л. Токмаков. Стихотворение написано не позднее 1975 года. Его автор - уже признанный детский классик. А вдогонку - еще и литературовед, прозаик, переводчик, автор не менее замечательных стихов для аудитории взрослой. Он также наставник для начинающей литературной молодежи. Поэт счастливо женат на детской писательнице и художнице Т. Александровой, с которой у них выходили и совместные книжки. В жанровом отношении - юмористическая история одного, как сказал бы С. Маршак, мастера-ломастера. Деления на строфы нет, рифмовка смешанная (есть и парная, к примеру). Уже с первой строчки - тревожный звоночек: «сотрясается весь дом». Неужели кто-то попросил Серёжу забить злополучный гвоздь? Но, скорее всего, это его собственная наказуемая инициатива. Может быть, он захотел украсить комнату морским пейзажем И. Айвазовского, а то и вовсе повесить полку для своих любимых книг. «Бьет молотком»: кажется, технология соблюдена, однако какой-то важный секрет забивания гвоздей он пока у папы еще не перенял. «Покраснев от злости»: эмоция, появление которой объяснят последующие строчки. Оказываются, гвозди над мальчиком «просто издеваются». Как живые, они нахально «гнутся, мнутся, извиваются». Да и стенка ведет себя не лучше. Именно ее неподатливость затягивает процесс. Стена и гвоздь - пара неподходящая. Тут не помогут ни сноровка, ни тренировка, ни удобный инструмент. Наверно, дома просто никого нет, иначе эксперимент Серёжи закончился бы, едва начавшись. «Хорошо, что руки целы»: действительно, ими же еще ложку держать, когда мама позовет обедать. «Гвозди в землю забивать»: не затея, а просто мечта. Попрактиковаться можно, например, на кадке с пальмой. Работа идет как по маслу: «тук! - и шляпки не видать». И повторять операцию можно неоднократно, ведь ставшие послушными, гвозди «обратно вынимаются». Лексика стиха разговорная, интонация мужская, деловая. Автор пишет со знанием детской психологии, от имени маленького лирического героя, дает он ему и имя для пущей убедительности. Множество глаголов двигают сюжет. Как и принято в детской поэзии, эпитетов нет. Звукопись, звукоподражание, восклицания. Перечисления, повторы. Картинка из детства, многими узнаваемая. Стихи «Серёжа и гвозди» В. Берестова - классический сатирический портрет, позволяющий детям взглянуть на себя со стороны.