Осознание проблем аутизма. Литература по теме.
Прошедший сегодня, якобы прямой эфир популярного шоу "Голос" направит все деньги, собранные от голосующих телезрителей в фонд "Выход", работающий над проблемами аутизма в России.
Удивило и порадовало. Порадовало тем, что название этого "модного" диагноза, как высказываются некоторые на этом форуме, звучит в прайм-тайм на одном из главных федеральных каналов страны, а это значит, что масштаб проблемы всё более признаётся общественностью.
Да, стоит признать, что сейчас есть тенденция к гипердиагностике, но на фоне того, что до недавнего времени аутизмом практически не занимались у нас в стране, да и сейчас есть лишь отдельные специалисты, центры и группы энтузиастов, хочется верить, что "лёд тронулся" и у родителей с детьми, находящимся в спектре аутистических расстройств, с каждом годом будет появляться больше шансов получить адекватную и главное, своевременную помощь. Ведь чем раньше начать заниматься с таким ребёнком целенаправленной коррекцией, тем больше вероятность что он станет полноценным членом общества. В свою очередь, очень хочу порекомендовать те книги, которые помогли мне лучше понять, что такое аутизм, через что приходится пройти родителям такого ребёнка, какие пути помощи существуют а так же увидеть "свет в конце тоннеля". Напишу в том порядке, как читала.
1) О.С. Никольская. Е.Р. Баенская. "Аутичный ребёнок. Пути помощи"
специалисты центра лечебной педагогики и института коррекционной педагогики, которые одними из первых в нашей стране занялись работой с этим диагнозом. Накоплен очень ценный опыт и знания, которые доступным языком и в чётком изложении представлены широкому кругу читателей.
Вот маленький отрывок из предисловия в тему:
" Очень важна информированность общества о проблемах детского аутизма. Аутичный ребёнок внешне может производить впечатление просто избалованного, капризного, невоспитанного, и непонимание, осуждение окружающих на улице, в транспорте, в магазине сильно усложняет положение и его самого, и родителей. В результате у них рождается стремление "противостоять всему миру", рвутся дружеские связи, растёт страх перед появлением в общественных местах - т.е. формируется вторичная аутизация всей семьи..."
Тут кто-то комментировал что в книге изложена теория. Не могу согласиться. Например, раздел про развитие речи у неговорящего аутёнка очень полезен как раз с точки зрения применения родителями. Там такие нюансы написаны, которые мне в голову никогда бы не пришли. Но, побывав на консультации у логопеда-дефектолога и нескольких занятий, я увидела эти принципы в применении. Работают!
2. Е. Карвасарская " Осознанный Аутизм или мне не хватает свободы."
Книга, написанная в виде дневниковых записей, посвящённых осмыслению явления аутизма, внутренним переживаниям, связанным с работой с аутичными детьми и их семьями.
Автор книги, психолог Екатерина Карвасарская с раннего детства учавствовала в занятиях с аутичными детьми в качестве ребёнка-котерапевта., в дальнейшем защитила диплом, посвящённый проблем аутичных семей и на данный момент работает с детьми и родителями, ведёт обучающие семинары для специалистов.
"Основная мысль автора в том, что аутизм преодолим, из него можно выйти, хотя для этого требуются титанические усилия и глубочайшие изменения прежде всего внутри семьи."
(От издательства)
Книга эта содержит несколько спорных моментов, но меня она полностью захватила и на многое открыла глаза. Екатерина озвучила некоторое мои смутные ощущения и догадки, разложила по полочкам. Собираюсь как-нибудь создать отдельный пост с выдержками из этой нетривиальной книги про аутизм.
3. Елизавета Заварзина-Мэмми " Приключения другого мальчика. Аутизм и не только"
Ну что сказать, я в восторге от этой книги. После её прочтения, а даже во время, я выдохнула с облегчением. Тот путь, через который прошла данная семья, пожалуй, никого не может оставить равнодушным. Процитирую один из отзывов на эту книги, под которым могу подписаться.
" Эта книга будет полезна не только родителям, желающим помочь своему ребёнку-аутисту, но и тем семьям, в которых есть детишки с нарушениями с ДЦП, задержкой развития, гиперактивностью, нарушениями в поведении. Лично мы получили из этой книги не только мощный заряд оптимизма, но и новые знания, которые сами будем применять в своих занятиях с Лерой.
Эта книга-из разряда тех, которые меняют мир"
Наталия и Андрей Труновы, родители особого ребёнка
4. Улла Кислинг " Сенсорная интеграция в диалоге. Понять ребёнка, распознать проблему, помочь обрести равновесие."
Во второй части названия выражена основная суть этой книги. она отличается от предыдущих, потому что не рассказывает непосредственно об аутизме, но имеет прямое отношение к терапии деток с РАС.
Из предисловия автора:
" Я пишу эту книгу без претензии на научность.. Моя цель - связать упрощенное и доходчивое изложение теории с многочисленными практическими примерами.!
И надо сказать, Улле Кислинг это отлично удаётся. Благодаря этой книге я открыла для себя много удивительного, касающегося Сенсорной интеграции, т.е. взаимодействия всех органов чувств. Как одна система влияет на другие, и на организм и самочувствие в целом. А ведь сенсорная дезинтеграция - "ахиллесова пята" всех аутистов. Эта книга помогает прежде всего понять странности вашего ребёнка, а также указывает на один из путей помощи. Когда у меня появится возможность, я обязательно постараюсь попасть на занятия по сенсорной терапии со своим сыном.
В своём списке я не затронула книги, написанные по АВА терапии, так как я их ещё не полностью освоила. Мне как человеку с интуитивным типом восприятия информации важнее оказались материалы, затрагивающие чувственно-аналитическое восприятие проблемы. И вот, когда я достаточно насытила свой мозг нужными ощущениями, я стала более уверенной в том, что смогу найти успешные способы взаимодействия со своим ребёнком и помочь ему в будущем.
Дорогие форумчанки, призываю вас поделиться и вашими книжными, а может и не только, находками которые не оставили вас равнодушными, вдохновили, научили...
Заранее благодарю за участие!