Марк Вайсблут "здоровый сон - счастливый ребенок". Часть 2
книгичитая вторую часть книги я пришла к одному заключению
все теории консультантов по сну сводятся к тому, какой аргумент подобрать, чтоб родители не подходили к плачущему ребенку.
Один раз во всей книге описывается метод переселения ребенка из родительской кровати в отдельную без слез, с постепенным удалением мамы от ребенка. все остальное заключено в этом абзаце
"Перед дневным сном время плача следует ограничивать одним часом, чтобы сон, если он наступит, не выбивался из графика и не портил распорядок остального дня; но ночью, если ребенок плачет после того, как вы его уложили, не устанавливайте никаких конкретных ограничений. В противном случае вы приучите ребенка плакать на протяжении всего отведенного вами для этого времени. Если вы не будете к нему заходить, он постепенно заснет. На вторую ночь ребенок может проплакать дольше, но затем с каждой ночью продолжительность его плача будет снижаться. "
Вопрос у меня есть к автору этой книги и других подобных книг: никто не описывает случаев, когда метод не сработал быстро или не сработал вообще... но они ведь есть. Как минимум один случай знаю лично: ребенок наших бывших соседей. там дошло до того, что к 11-ти месяцам ребенок просто при виде кроватки.
Пара полезных, на мой взгляд, цитат и просто заключений
------
"Если ваш ребенок спит в своей кроватке, то он получает больше социальной стимуляции: когда вы достаете его оттуда, вам требуется больше времени на то, чтобы подготовить бутылочку, и больше действий при укладывании малыша обратно в кроватку для сна. При таких обстоятельствах, если после четырех месяцев вы будете кормить его более двух раз за ночь, у ребенка, скорее всего, возникнет привычка к ночным пробуждениям."
"Кроме того, у детей, которых кормят из бутылочки, после девяти месяцев чаще развивается привычка к ночным пробуждениям или ночным кормлениям. Если после них ребенок сразу же засыпает, то прекращать их не стоит. Но если он предпочитает после еды поиграть с вами и отказывается легко и быстро вернуться ко сну, то лучше перестать подходить к нему ночью. Еще раз напоминаю: если вы кормите ребенка грудью и спите в одной постели, привычка к ночным пробуждениям у него не разовьется. "
------
процедуры укладывания ребенка на ночной и дневной сон могут быть разными
-----
Вот три важнейших поворотных момента в развитии детского сна:
1. В возрасте шести недель ночной сон становится организованным.
2. В возрасте четырех месяцев развивается дневной сон, а циклы ночного сна при- обретают черты, характерные для взрослых.
3. В возрасте девяти месяцев исчезает третий дневной сон, другие периоды днев- ного сна становятся более продолжительными (особенно у детей, ранее страдавших коликами), а потребность в ночном кормлении пропадает.
Вопрос: Я слышала, что ребенок, привыкнув связывать мою грудь с засыпанием, не сможет засыпать по ночам, если меня не будет рядом.
Ответ: Ерунда! Почти все матери в моей практике кормят детей грудью перед сном, а ночью, если ребенок проголодается, либо мать снова кормит его, либо отец дает ему бутылочку.
Я считаю, что засыпание у материнской груди совершенно естественно для ребенка и само по себе это не приводит к нарушениям сна. Дети более старшего возраста бывают очень разборчивыми; они могут научиться ждать десерта после ужина, если такова семейная традиция, но не после завтрака. Мне кажется, что и маленькие дети способны различать ситуации; они могут научиться ожидать кормления, если голодны, а если нет - не рассчитывать на него.
Во многих научных работах было показано, что больше поведенческих проблем в дневное время возникает у хуже спящих дошкольников. В частности, с меньшей продолжи- тельностью сна связаны такие проблемы экстернализации6, как агрессия, открытое непови- новение, несговорчивость, оппозиционное и вызывающее поведение, гиперактивность. При перечислении родителями типов дневного поведения, проявляющегося у их детей, стало очевидно, что чем меньше ребенок спит, тем длиннее список проблем!
Многие из нас выросли в убеждении, что дисциплина подразумевает унижение, стыд, чувство вины и время от времени - шлепок по попе. Сегодня мы понимаем дисциплину в смысле, восходящем к латинским корням этого слова, которое означает «учить». Границы следует устанавливать разумно и четко, в позитивной, полной любви обстановке. Обучение самостоятельному успокаиванию так же важно, как обучение языку или социальным навы- кам.
Семья - это не демократическое государство. Родители несут за все ответственность и обладают полной властью. В отличие от предыдущих эпох, когда ребенок рос в более авто- ритарном обществе, где основные права были у отца, сегодня границы и порядок устанав- ливают оба родителя. Когда ограничения устанавливались в авторитарной манере, в семье главное место занимали не обучение и понимание, а страх и подавление. В сегодняшнем мире члены семьи, конечно, должны уважать друг друга и жить по принципам равенства, но это не означает, что дети и родители имеют равные права. Ребенок меняет расстановку сил в семье, по-новому устанавливая равновесие. Родители должны нести ответственность и принимать решения в его интересах, хотя это может ему и не нравиться. Никто не поз- волит ребенку ехать в автомобиле без специального кресла, обеспечивающего его безопас- ность. Даже если ребенок возражает, взрослые обычно твердо придерживаются этого пра- вила. Другие границы необходимо устанавливать так же, как и законы безопасной езды, - твердо и уверенно.