Были вчера в поликлинике. Раздеваю сына на пеленальном столике. Рядом стоит бабулька с девочкой лет 3-х. "Ой, какой прекрасный малыш" - умиляется старушка. "Все они хорошие пока маленькие и пока на руках". "Ну, почему же?" - удивляюсь я. "Уж поверьте моему опыту. Как только ребенок начинает ползать, начинатся проблемы. И чем страрше он становится, тем больше проблем. У меня два сына. Я столько от них натерпелась. Так что, наслаждейтесь пока маленький". Я спорить не стала. Во-первых, меня воспитали не спорить со страшими, во-вторых, по виду старушки, ей действительно досталось от жизни, а по тону, можно предположить, что сыновья побывали в местах не столь отдаленных. И вот тогда я задумалась, а каким будет мой сын?
Понятно, что первая реакция, он вырастет самым-самым мальчиком на свете и будет маму только радовать. Но копнув глубже озадачилась. У моей мамы я и брат, младше меня на 3 года. Отцы разные. Я всегда училась на "хорошо", была первой в общественной жизни школы, меня любили учителя, ко мне тянулись одноклассники. Брат перебивался с двойки на тройку, был не заметен и по большому счету без друзей. Я человек мега целеустремленный и самостоятельный. Брат не знает чего хочет от жизни и до сих пор живет с мамой. Вот и спрашивается, почему так? Гены? Воспитание то у нас было примерно одинаковым. Хотя нет. Я росла с мамиными родителями, он с папой и его мамой. Меня пороли и гоняли как сидорову козу, постоянно твердили, что я все делаю не так, надо лучше. Во втором классе я сама стирала и гладила воротнички и манжеты на школьную форму, сама пришивала. В старших классах сама проверяла дневник и росписывалась за родителей. У него же была полная свобода действий, халява.
Другой пример. Не будем далеко ходить. Мой муж и его старший брат. Брат окончил школу с медалью, без труда поступил в престижный университет, окончил президентские курсы, получил хорошую должность. Младший брат из-за сильного заикания в детстве постоянно торчал в специализированных лечебных заведениях, с утра до вечера по рекомендациям врачей занимался спортом. В плане учебы ему все вдалбливали, мол нельзя перенапрягаться. Не нравится, не хочется, значит не надо. В результате заикание мы победили, устроились на работу, пошли по карьерной лестнице, но пишем с граматическими ошибками, и зная практику, не можем изложить ее в теории. Кто виноват? Может судьба, так сложилось? Или все же воспитание? На мой взгляд, простите, дорогая свекровь, я вас глубоко уважаю, но ошибка ваша. Уделяли большое внимание физическому развитию ребенка, но не духовному. Конечно, можно развиваться и сейчас и нужно, но как, если в ребенка не заложили основ. И даже уже сейчас от вас постоянно слышется: "Не смей менять работу. Тебе и тут хорошо. Денег, конечно, хочется больше, но и эти не плохие. А на новом месте не известно что будет. Зачем тебе курсы английского? Ты много работаешь, тебе перенапрягаться нельзя!" Благо, что есть в человеке целеустремленность, упорство и желание, но это уже спасибо спорту или природе, или все же воспитанию.
Как вырастить целеустремленного, успешного, развитого и социально благополучного человека, вопрос спорный. У каждого свое мнение. На мой же взгляд, все зависит от того, какие ценности заложат в ребенка и люди, которые его будут окружать. Плюс ко всем материальная база. Конечно можно и без нее, но согласитесь, не каждый ребенок сможет изучать язык самостоятельно, зато почти любой с радостью пойдет на интересные курсы, которые стоят не дешево.
А еще бывает "другое". Скажем так, форс мажорные обстоятельства, которые меняют все в корне, иногда еще и ломают, а если не ломают, то точно делают сильнее.