Ребенок рождается с недоразвитой и несколько смещенной назад нижней челюстью. На дальнейшее формирование и развитие нижней челюсти оказывают влияние усилия, которые малыш затрачивает при сосании. При грудном вскармливании, чтобы получить молоко, ребенок выдвигает вперед нижнюю челюсть. Через 10-12 месяцев такой нагрузки формируются нормальные взаимоотношения между верхней и нижней челюстями.
В тех случаях, когда приходится прибегать к искусственному вскармливанию, очень важно проводить его правильно.
Нередко для того чтобы быстрее накормить ребенка, мамы расширяют отверстие у соски, надеваемой на бутылку с молоком, и держат ее почти вертикально. В этом случае ребенок не прилагает никаких усилий для употребления молока. Известно, что вредные привычки формируются у детей, находящихся на искусственном вскармливании и наблюдаются у них уже в 2-3-месячном возрасте. К таким привычкам относятся сосание кулака, пальцев, языка - это своего рода компенсация, но увы неспособная адекватно заменить необходимые нагрузки.
В первые месяцы жизни ребенка кишечные колики являются основной причиной обращения родителей к врачу.
Примерно от 20 до 40% детей к 6-недельному возрасту кричат по ночам, страдая от кишечных колик, которые проявляются беспокойством и плачем, сучением ножек, напряжением и вздутием живота, уменьшающимся после отхождения стула и газов. Обычно кишечные колики начинаются в вечернее время суток и встречаются чаще у мальчиков.
Это вопрос, который волнует всех родителей.
Ребёнок, появившись на свет, не обладает врождённым знанием законов языка, на котором будет говорить. В определённый период своего развития он усваивает нормы и правила языка, на котором разговаривают окружающие его люди.
У младенцев и детей раннего возраста речь ещё не является ведущим средством общения, однако она стремительно развивается. На протяжении первого года жизни последовательно сменяется несколько стадий в звуковом развитии младенца. Первой звуковой реакцией является крик - врождённая реакция на действия раздражителей. В первый месяц младенцы плачут от 2 до 5 часов в сутки.
Это инфекционное заболевание вирусной этиологии, характеризующееся многообразием клинических проявлений и протекающее в форме острого и хронического мононуклеоза, злокачественных опухолей, аутоиммунных заболеваний, синдрома хронической усталости.
Вирус открыт в 1964 году Эпштейном и Барром, относится к группе гамма-герпетических вирусов (герпесвирус 4 типа).
Эпштейн-Барр вирусная инфекция относится к наиболее распространенным инфекционным заболеваниям человека. Антитела к вирусу обнаруживаются у 60 % детей и у 80 % взрослых.
Данные медицины свидетельствуют о том, что заболевания органов мочевой системы занимают существенное место в структуре детской заболеваемости и инвалидности. Большинство хронических заболеваний мочевой системы взрослых имеет свое начало в детском возрасте. На долю аномальных развитий почек и мочевых путей приходится до половины всех врожденных пороков у детей.
Почки играют важную роль в поддержании постоянства "внутренней среды" организма. У плода они начинают функционировать уже на 3-4 неделе. Мочеотделение отмечается у плода на 9 неделе внутриутробного развития. Сразу после рождения почки становятся основным органом выведения продуктов обмена веществ и тем самым поддерживают постоянство состава его внутренней среды. Почки многократно в течение суток прокачивают через себя нашу кровь и участвуют в освобождении организма от конечных продуктов обмена, чужеродных и токсичных веществ, шлаков, поддерживают водно-солевой и кислотный баланс, артериальное давление, иммунологическое состояние.
Обструктивный бронхит очень распространенное и серьезное заболевание дыхательной системы. Опасен он тем, что может часто вновь возникать и приводить к развитию бронхиальной астмы у детей. Именно из-за этого к обструктивному бронхиту нужно относиться крайне серьезно. При первых симптомах бронхообструкции, таких как:
- Кашель сухой и навязчивый, практически постоянный, он может возникать внезапно. Кашель не приносит ребенку облегчения, часто он усиливается в ночное время.
- Одышка - увеличение частоты дыхательных движений у ребенка.
- Раздуваются крылья носа при вдохе (больше относится к проявлениям у маленьких детей), в процессе дыхания участвует вспомогательная мускулатура (мышцы плечевого пояса, шеи).
- Дыхание ребенка шумное, свистящее, с удлиненным выдохом.
Метод гипокситерапии не является методом лечения или профилактики какого-то специфического заболевания. Это - метод гипоксической тренировки, стимуляции организма, повышающей его неспецифическую сопротивляемость, благодаря чему достигается эффект лечения и профилактики многих заболеваний, устойчивость организма к различным неблагоприятным воздействиям, повышение физической и умственной работоспособности.
Физиологической реакцией организма на гипоксию является включение многих компенсационных и «резервных» механизмов, направленных на обеспечение жизнеспособности организма в условиях пониженного содержания кислорода. В ситуациях, связанных с гипоксией, начинают активно работать дыхательная и сердечно-сосудистая система, увеличивается продукция эритроцитов и гемоглобина, выделяется значительное количество гормонов и производится дополнительное количество иммунных клеток.
Цистит - воспалительное заболевание слизистого и подслизистого слоя мочевого пузыря. Цистит является одним из проявлений инфекции мочевых путей у детей.
Острый цистит начинается с расстройства мочеиспускания. У детей появляются императивные позывы на мочеиспускание каждые 10-20-30 минут. Частота мочеиспусканий зависит от тяжести процесса. Циститы встречаются у детей обоих полов и любого возраста, но чаще возникает у девочек дошкольного и школьного возраста.
Самой частой причиной направления к детскому кардиологу грудничков и детей до 5 лет является шум, выслушиваемый в области сердца. Попробуем разобраться в чем причина.
Сердце человека - достаточно сложно устроенный орган, издающий при своей работе своеобразный звук - шум. Шумы в сердце ребенка бывают разные. Шум может быть следствием значительных нарушений кровобращения, вызванных врожденным пороком сердца, или сопровождать небольшие отклонения в строении сердца, не существенно влияющие на его работу. Сейчас шумы разделяют на «невинные» и «патологические».
К врачам часто обращаются родители учеников с вопросом: можно ли развить память и что для этого нужно делать?
Прежде всего запомните: память поддается тренировке и развитию.
Вначале следует выявить слабые и сильные стороны памяти.
Одни, лучше запоминают материал, который видят своими глазами (зрительный тип памяти), другие лучше усваивают услышанное (слуховой тип памяти), третьи хорошо заучивают материал, если делают при этом записи (двигательный тип памяти), у четвертых - отдельные типы памяти сочетаются и образуют зрительно-слуховой, зрительно-двигательный и другие варианты. Это наиболее часто встречающиеся типы памяти.
Обычно у каждого человека из многих типов памяти один или два развиты сильнее, остальные - слабее.
Чтобы хорошо овладевать материалом, необходимо выработать прежде всего навыки правильной и планомерной работы. Перед началом занятий надо просмотреть все, что было сделано в предыдущий раз. Это позволит сосредоточить внимание и восстановить в памяти уже имеющиеся знания по данному предмету. Кроме того это поможет лучше запомнить как старое, так и новое, углубит понимание того и другого, так как при этом устанавливаются связи нового со старым, что является не только обязательным, но и основным условием глубокого изучения материала. Чем детальнее изучаемое ассоциируется с известным ранее, тем прочнее сохраняется в памяти и тем быстрее вспоминается, когда требуется.
Довольно частая причина плохого запоминания заключается в неправильном усвоении заданного на дом учебного материала. Многие школьники многократно перечитывают текст, пока не покажется, что они уже все знают, а на следующий день, отвечая урок, с досадой убеждаются, что помнят материал очень плохо. В результате низкая оценка.
Лучше чередовать восприятие прочитанного с припоминанием- прочли в первый раз, еще далеко не все запомнили, но закройте книгу и попытайтесь пересказать прочитанное как можете. Когда уже ничего больше не припоминается, снова загляните в книгу. Прочитав, вновь пытайтесь пересказать текст уже полнее, и так до тех пор, пока не станете хорошо пересказывать прочитанное.
Чтобы надолго запомнить материал, необходимо прежде всего найти в нем так называемые опорные пункты (основные определения, ведущие формулировки, которые первыми будут приходить на память. Опорными пунктами могут служить и некоторые части текста с эмоциональной окраской - удачное сравнение, оригинальная мысль, интересный образ.
Более прочному запоминанию помогает также самостоятельное составление всевозможных схем, таблиц, рисунков, планов. И
з простейших методов тренировки памяти можно порекомендовать следующий. Нужно взять какое-нибудь художественное произведение и систематически заучивать отдельные небольшие его части. Это следует делать осмысленно, вдумчиво, не механически повторяя материал, а постоянно стремясь видеть внутреннюю связь одного отрывка с другим. С этой целью рекомендуется выбрать, например, какое-нибудь произведение А.С. Пушкина и начать его изучать по данной методике, т.е. По частям, с систематическим повторением. Через 1-2 мес, как правило, отмечается безусловное улучшение памяти.
Важнейшим приемом улучшения запоминания является разгрузка памяти путем применения средств так называемой внешней памяти - записных книжек, дневников, еженедельников, карточек, таблиц, схем.
Еще один метод - метод минимизации, т.е. cокращения. В одном случае сокращения можно добиться редакторской правкой, в другом может быть применен литературный прием, т.е запись текстового материала по первым буквам высказывания, которое надо запомнить.
Приведенные примеры облегчают, главным образом, запоминание. Между тем большие трудности часто возникают с воспоминанием. Для тренировки этого свойства памяти можно применять прием - обратную развертку памяти. Вспоминаются события прошедшего дня во всех подробностях, только в обратной последовательности. Общие правила облегчения запоминания.
- Материал, который не нужно разбирать по смыслу, а надо только выучит наизусть (слова иностранного языка, хронологические даты, списки исключений по русскому языку), лучше заучивать по возможности вечером, перед сном.
- Материал по любому предмету нельзя просто перечитывать снова и снова, пересказывать или слушать чужой пересказ. Надо после каждого прочтения или прослушивания попытаться припомнить все что можно. Затем снова прочесть (прослушать) и снова припомнить и так до полного воспроизведения.
- Учебный материал нужно делить на две части самое главное и не самое главное. Если в учебнике есть выделения шрифтом, это отчасти подсказывает, что главное, а что не столь важно.
- Чтобы усвоить материал, нужно прочесть его например 6 раз, однако не следует делать это подряд; лучше прочитать сначала 2 раза, через некоторое время - еще 2 раза, потом еще 2 раза, т.е. не надо стремиться выучить все сразу, в один присест. Целесообразнее распределять повторения если не на несколько дней, то хотя на 2 дня.
- По всем предметам, кроме математики, физики, химии, очень важно бегло прочитывать большие порции материала.
- Очень важно уметь делить учебный материал в зависимости от того, в какой степени учащийся знаком с ним. Лучший способ самоконтроля при этом - придумывание своего примера или задачи на данный материал.
- Развивать память, способности, учиться правильно организовывать свой труд, укреплять здоровье и тем самым повышать свои возможности для плодотворной работы никогда не поздно.
Детский врач-невролог
Детская поликлиника Литфонда