Воспитание без слез и капризов?
ПРО воспитаниеВыданная на время книга, отняла у меня все свободные минутки. Белье не глажено, посуды в раковине столько, сколько вошло... остальная рядом)... Ну и полы... и стирка... бла-бла-бла!!!
Голутвина В.В. Воспитание безслез и капризов: спокойный ребенок - счастливые родители
ЧИТАЮ, читаю, читаю!!! Делаю выводы, основанные на нашей ежедневной практике, Где "ОН" - это мальчик, 1года и 11 месяцев отроду, относительно спокойный, достаточно уровновешанный, понимающий речь и способный, вполне понятно, выразить простыми предложениями то, чего хочет сам; а "Я" - это его мама, уставшая и, в последнее время часто, не знающая как вести себя в ситуации, КОГДА ВСЕ НЕ ТАК, как я планировала! Периодически, за что мне очень совестно, срывающаяся на крик, цензурную брань и ворчание, и, чего греха таить, рукоприкладство, ограничивающееся только шлепками по попе (на которые он никак не реагирует!) :
~ строго сохранять последовательность своих действий и требований. Т.е. маме\папе\любому взрослому, необходимо четко понимать, ЧЕГО КОНКРЕТНО НАДО ОТ РЕБЕНКА именно сейчас!!!. Объяснить и помочь решить уже созданные "проблемы" в четкой последовательности.
~ сохранять каждодневные ритуалы: встреча папы с работы, с обязательными объятиями и словами (у Илюши это: "Привет, Наной(родной)"); купание перед сном, и уже в постели мамины поцелуи, поглаживания и пожелания; утром валяние в родительской постели.
~ Сбалансированность разрешенного и не разрешенного. Минимализировать категорические запреты. Все объяснять!!! Если нельзя - то нельзя никогда! Запрещено всё, что ОПАСНО!
Говорить "НЕЛЬЗЯ" - только в тех случаях, когда оно продиктовано именно желанием обезопасить его! Не говорить - когда в нем кроется попытка отгородить себя от ненужных проблем! (На прогулке, не вставая с лавки, глядя на заползающего сына на горку, не по его возрасту и физической способности, кричать: "НЕльзя лезть на горку, упадешь!", мол я предупредила!!! Если уж быть предельно откровенной с собой, можно вспомнить ни один случай подобных запретов)
Запреты должны быть четкие, умные, обоснованные и согласованные между всеми членами семьи!
Еще одно "нельзя" - когда он причиняет боль кому-то живому. Кошка, бабушка, другой ребенок, ну и маме прилетало! С года до трех ребенок мыслит категориями "больно - не больно", и слова "нельзя дергать кошку за хвост, она оцарапает тебя" он скорее всего проигнорирует!!! Поэтому в этом случае, правильно будет сказать "НЕ НАДО дергать кошку за хвост, ей больно!"... В случае с бабушкой и другим малышом - соответственно... А вот когда прилетает все же маме, тут лучше подключить папу... чтобы он говорил нужные слова, И еще, немаловажно, "обиженного" надо пожалеть! На этот счет у меня есть отдельный, хороший пост.
~ Правильно реагировать на его провокации. Т.е. не нервничать и оставаться, хотябы внешне, спокойной, когда он проводит проверки, типа: "А что будет, если я сейчас вылью компот в суп?", "А наругают ли, если я раскидаю, только что собранные игрушки?", "А накажут, если я вылью чай на ноутбук?" (это все было!!! и повторяется периодически)
~ Прежде чем ругать, а уж тем более наказывать, посмотреть на происходящее его глазами! Ситуации "я познаю мир, изучаю, исследую" отличать от ситуаций вышеописанных, "А что будет если...!?"
~ Пришла пора МНЕ окончательно принять тот факт, что теперь настала пора делать что-то не ДЛЯ НЕГО, а ВМЕСТЕ С НИМ! Я не имею ввиду уход за ребенком, хотя и тут пора учиться самостоятельности, раз уж она не просыпается сама. Надевать и снимать трусы, хотябы..... отвлеклась!
Причина каприза вполне может быть далекой от физиологических потребностей (если он здоров, сыт, сух и сон по расписанию). Он может ходить и ныть от безделия! От того, что ему реально нечем себя занять!!! Ему просто необходимо мое внимание! Это так же относится к ситуациям, когда приходят гости, а он разворачивает целую шоу-программу, под названием "верните мне маму!". Или магазин, когда мы с папой заняты списком... Вобщем любая ситуация, когда мое внимание не на нем сосредоточено.
~ Уж если случилось так, что "пришел каприз" и не просто пришел, а засиделся. Да еще и чистота звука постепенно повышается. Реагировать надо правильно!!! Потому как ситуация "я начну плакать громче, вести себя хуже, мама "сдастся" и сделает так, как я хочу" Оооочень быстро входит в норму поведения!
Моя, беременная вторым малышом(разница будет ровно 2 года) подруга, на капризы дочки реагирует так: Картина - на тротуаре лежит ребенок, топоет ногами, машет руками и плачет. Мама стоит, пузико на 7 месяцев, в руке пакет на 7 кг, на плече сумка... может тоже все 7... СТОИТ! И молчит! Силится даже улыбаться! Проходит 1,5-2 минуты. Доча сама встает. Мама начинает идти. Доча за ней, плачет. Мама начинает разговаривать с ней, она подключается к разговору (я не имею ввиду отвечать, просто замолкает и начинает реагировать на то о чем говорят). Всё! Занавес! Аплодисменты)))
Еще вариант выхода из "ситуации Хелп" - это прием отвлечения! Именно за него все психологи мира поднимают руку вверх! На этот случай в моей сумке всегда куча странных, для нашего папы, штук. )) Полировочная пилка. Катушка ниток. Заколки со стразами. Коробочка с биссером. Флешка в виде спящего котенка. Зеркало в пудре, брелок на ключах, ну это то нормальное явление. Блокнот с ручкой, и даже пара цветных карандашей. А еще там всегда маленькая аптечка, которая тоже может его заинтересовать. Порошок Банеоцин, пластырь, влажные салфетки. Кстати, кучу этой "мешуры" я носила в сумке еще до беременности)). И удивлённые подруги, детям которых пару раз выдавалось что-то из стратегического запаса, имели место быть!
~ Слышать о том, что ему необходимо "что-то, и именно сейчас!" с первого раза. Т.е. не дожидаться момента, когда он начнет захлебываться в слезах, от того, что спокойный вопрос\просьбу\желание я не услышала. Если так повторяестя неоднократно, у него попросту может выработаться условный рефлекс - "Чтобы тебя услышали - надо орать!".
У мамы "Н", 20 лет отроду, родился хороший, здоровый малыш "М". Через 4 месяца я встретила их на улице. На распросы что и как, мне было поведано, что: У "М" скверный характер, что он когда плачет поглядывая на нее, случайно выдал страшную тайну - "Я пришел в этот мир доканать тебя! О, уставшая, неспящая, с грязными волосами, помешивающяя борщ, женщина-мать!", и что у него пупочная грыжа! Я слышала от бабуль, что она бывает от того, что деть долго плачет. Вывод - его никто не слышит... к нему никто не приходит, когда ему что-то надо. Он плачет! Зовет! Печально............................и вот: ему 1г2мес. Он не в состоянии адекватно выразить свои эмоции. Ребенка считают нервным, дают ему успокоительные препараты. И не приходит им в голову, научить его выражать свои чувства и потребности не повышая голоса, а "выступления" на повышеных тонах, наоборот, игнорировать. (от себя еще меленьким шрифтом: я бы дала ей совет, помогла бы делом, но не настроен человек на доброжелательное к себе отношение, кажется ей, что ее, взрослую, никто не вправе воспитывать! - "Флаг в руки!")
И на последок, последовательность действий для предотвращения истерики, практически списала из книжки:
1. Распознать заранее и вмешаться до, того, как началась истерика. Отвлечь. Переключить внимание, перейти от команды "СТОП" (Остановись!, Прекрати!, Постой!) на команду "ВПЕРЕД" (Подойди ко мне!, Давай сходим туда!, Пойдем\подойдем и посмотрим!)
2. Назовите ЭТО эмоциональное состояние, 2х-летний малыш не способен выразить словами свои чувства. Не делая при этом заключений! Лучше сказать так: "Может быть ты злишься, потому, что не получил пирожного?"
3. Скажите ребенку правду относительно последствий его поведения: "Хоть ты и расстроен, ты не должен кричать на весь магазин. Дяде охраннику придется нас выгнать"
4. Объявите "тайм-аут". Ограничте его физические возможности. Усадите на стул, вдали от интересных предметов\розеток и проводов. От 2х до 5ти минут (по минуте на каждый год, если ему 3 года - то его время 3 минуты). По окончании времени, присядте на уровень его глаз и спокойно объясние, почему вы поступили именно так.
5. Досчитайте до 10. И вам порой тоже нужен "тайм-аут" чтобы успокоиться. Крик - плохой пример для вашего ребенка, особенно в момент, когда вы просите его успокоиться, а он плачет\кричит сам.
Если всеже не сдержались обязательно попросите прощения: "Прости меня пожалуйста! Это говорил мой гнев, а не я". Дети всегда прощают.
Последний пункт надо почаще ставить на первое место, и в эти моменты еще и успеть проанализировать ситуацию, подобрать верные слова... Ээх, легко сказать! А что? Никто не говорил, что быть ХОРОШИМИ РОДИТЕЛЯМИ легко!
Берегите себя... берегите свою любовь... берегите своих детей!
P.S. Спасибо, Светлана